Через тернии – к звездам

10 ноября 2017

Новокуйбышевский «театр особых актеров» отметил первый юбилей

Вот уже 10 лет в Новокуйбышевске существует театр детей-инвалидов «Астрей». В его репертуаре 30 мини-пьес, он – лауреат городских, областных и международных конкурсов.

Светлана ИШИНА, Юлия ПАНИНА (фото)

Диагноз – не приговор

Наше знакомство произошло недавно. Позвонила Светлана Кудаева, предприниматель: «Приезжайте! У нас 26 октября уникальный спектакль, уникальные дети, я им помогаю  как могу».

То, что Светлана – благотворитель, я знала и раньше: начав свое дело, она активно занялась общественной работой, нашла единомышленников-меценатов в Конфедерации деловых женщин области, у них есть чему поучиться. И когда летом познакомилась с театром «Астрей», сразу поняла: будет им помогать.

Театр находится в стенах Дома молодежных организаций. 22-летний сын Светланы Федор со школьных лет занимался там в клубе «Новая цивилизация», потом работал там же организатором. Он-то и рассказал дома о необычном театре, где играют исключительно дети-инвалиды. Ну, как «дети» – некоторым под 30 лет.

Для любой матери ее дитя и в 40 лет будет ребенком, поэтому Светлана не удивилась, что об артистах говорят как о детях. А потом увидела их и поняла: эти ребятки действительно дети, потому что у всех у них – ментальная инвалидность.

За двумя этими словами – разного рода нарушения. У кого-то задержка психического развития, у кого-то нарушение речи вследствие ДЦП или нарушение социальной адаптации. Есть с синдромом Дауна… Объединяет их одно: они не могут жить без своих мам. Такие люди, как правило, погружены в себя и почти не контактируют с внешним миром. Как же это соотносится с деятельностью в театральной студии? Ведь публичное выступление порой не под силу даже обычному человеку!

Светлана признается, что до знакомства с ними была под властью стереотипов: инвалид – значит ни на что не способный. Но встретилась с руководителем театра Ларисой Леоновой и поняла: это не так! «Ребята демонстрируют настоящие чудеса: мальчик и девочка, которые с детства вообще не разговаривали, теперь поют на сцене! Детки с нарушениями опорно-двигательного аппарата раньше боялись сделать шаг – танцуют!»

Это преобразование произошло не сразу, потребовались долгие годы работы с каждым ребенком индивидуально и с коллективом в целом. Сегодня это уже монолитная театральная труппа, где все любят и поддерживают друг друга. 25 ребят и 22 мамы, которые на каждом спектакле рядом, за кулисами, готовые помочь, если что-то пойдет не так.

Юлия Рожкова, руководитель отдела Поволжского округа министерства социально-демографического развития:

— Театр «Астрей» все знают и все любят. Его артисты живут полноценной жизнью. Да, возможности здоровья у этих ребят ограниченные, но возможности души, доброта, отзывчивость – безграничны. Можно пожелать им только одного – здоровья и новых спектаклей!

Это надо видеть

В преддверии юбилея Светлана купила 30 билетов на их представление – распространить среди знакомых. Рассказала про театр продавцам своего магазина – и все женщины пришли на юбилей «Астрея», с детьми, мужьями!

А летом Светлана возила инвалидов в цирк. Рассудила: они же артисты – значит, им будет близка его атмосфера. На сам юбилей вместе с сыном привезли огромный торт – его испекла кондитер Людмила Белесова, украсила надписью «Астрей» и театральными масками. Артистам было даже жалко съедать такую красоту.

Театр уж полон

Едва в зале погас свет, на сцене развернулась молодежная дискотека: несколько парней и девушек лихо танцевали хип-хоп. Одна из них пригласила мальчика, сидящего в стороне, – он отказался. Она настояла, и когда он, встав, сделал шаг ей навстречу, все замерли: он инвалид! Энергичный танец сменился всеми любимой мелодией Евгения Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» – и трогательная пара стала медленно двигаться в вальсе…

Концерт составили из нескольких подобных номеров. Их, пожалуй, даже можно назвать мини-спектаклями: тут и поучительные истории из жизни (правда, не людей, а белых медведей, барашков, курочек с петухами), и литературные сюжеты (проиллюстрировали «Пир Асмодея» Лермонтова).

Как я узнала позже, стихотворные тексты спектаклей Лариса Леонова пишет сама. Это настоящие мини-шедевры, они замечательны и по содержанию, и по форме. Ее язык безупречен – прост и образен, очень точные рифмы (ее слог напомнил мне «Про Федота-стрельца…» Леонида Филатова). Но главное – она знает каждого ребенка, его особенности, физические возможности и выстраивает будущий образ под конкретного артиста. Итог этой работы потрясает: пластика и особенности внешности молодых исполнителей становятся частью сценического образа, а их недостатки — достоинствами. Например, ребята с синдромом Дауна играют пухленьких барашков, инвалид-колясочник – царя на троне… И в жизни, и на сцене все участники театра равны. Здесь создана комфортная, безоценочная атмосфера, которая для социализации этих ребят часто эффективнее лекарств.

Чудеса есть!

История рождения этого театра началась с личной истории Ларисы, когда в мае 1995-го ее 4-летний сын упал с балкона 3-го этажа и, получив черепно-мозговую травму, стал инвалидом. Как часто бывает, муж ушел, и двоих детей (старшему было тогда 8) ей помогала поднимать ее мама. Лариса оставила работу воспитателя детсада, устроилась проводником пассажирских вагонов. Уезжала на несколько дней и тяжело переживала разлуку – держала зарплата. Уволилась, когда парализованного, едва ползающего Павлушу взяли в реацентр «Светлячок», режим там – как в детском саду: утром отвели, вечером забрали. Жизнь начала возвращаться в прежнее русло.

Сыну было 8 лет, когда они попали на лечение в Москву, в Российскую детскую клиническую больницу. Первые три госпитализации с мальчиком лежала бабушка, а потом, два раза в год, Лариса ложилась сама. Вот там-то, в больнице, и началась ее творческая деятельность. С утра лечение, процедуры, а после обеда, говорит, скукотища несусветная, и захотелось что-то сделать для ребят… Она предложила мамам устроить праздник (вспомнила, что когда-то в школе занималась в драмкружке). Скинулись, купили призы и угощения, нарядились клоунами и – провели первую викторину. Восторгу детей не было предела! Но поразило ее другое: в одночасье изменилась сама атмосфера, объединившись, родители словно сами стали другими…

С тех пор Леоновых в больнице уже ждали. Едва они приезжали на лечение, в отделении сразу начиналась бурная жизнь. Лариса писала сценарии (буквально «что на ум взбредет»). Раздавала роли ребятам и родителям, там и врачи подключились… Трудно поверить, но дети плакали, когда их выписывали домой! Грустил и Павлуша: он уже не посещал «Светлячок» и дома жил лишь ожиданием поездки в больницу – там была настоящая, яркая жизнь…

И тогда Лариса задумалась: как здесь, в Новокуйбышевске, объединить родителей таких ребятишек? Нужен какой-то клуб, куда можно было бы их приводить, чтобы они общались.

Пусть не сразу, но идея воплотилась в жизнь: на базе «Светлячка» создали клуб с символичным названием «Опора». Но… чуда не произошло. Провели несколько мероприятий и остановились. Дети-то уже взросленькие, а «Светлячок» ориентирован на дошкольников. В преддверии Нового года школа №20 предоставила им помещение для проведения праздника. Потом центр «Семья» на какое-то время выделил комнату. Потом подключилась школа-интернат «Перспектива», дала им класс, но главное – учителя по очереди стали обучать ребят разным технологиям ручного труда. Это был качественно новый шаг – дети стали заниматься рукоделием.

В 2008 году, продолжая мечтать о своем помещении, заглянули в городской комитет молодежи и неожиданно услышали: «Мы вам поможем». Клубу выделили просторный кабинет в только что открывшемся ДМО. Дети-инвалиды стали участниками всех его мероприятий. Фактически это означало одно – интеграцию в общество.

Старт дан!

А дальше все пошло как по маслу. «Опору» поддержал самарский «Парус надежды» – пригласил в «Волжский Артек», и там родилась их первая сценическая композиция – «Случай на дискотеке». С ней они стали лауреатами фестиваля «Мир, в котором я живу». У детей появился огонек в глазах, а у самой Ларисы стали одна за другой рождаться новые миниатюры.

Появились и меценаты – благодаря им дети стали выступать в Самаре, покорили Петербург и Москву. Театру дали название «Астрей» – по имени древнегреческого бога, зажигающего звезды. И они почувствовали себя звездами! Ежегодно выступают на фестивале «На крыльях надежды». Его организатор ДШИ «Лира» и актеры из театра «Время тайн» помогли инвалидам создать фонограммы для своих спектаклей (многие артисты по-прежнему говорили с трудом, и на сцене они изображали своих персонажей, а говорили за них, на фонограмме, другие артисты).

Пригласила театр на свои мероприятия и центральная библиотека города. В репертуаре появились постановки по Пушкину, Лермонтову, Есенину…

Благополучатели и благотворцы

Примечательно, что поднявшись на ноги, театр и сам стал благотворцем: дает концерты в ЦСО, пансионатах, участвует в благотворительной акции «Вместе творим добро».

В этом году актеры познакомились с воспитанниками детдома №3: ребятишки приехали на юбилейный концерт, занимали два первых ряда, и надо было видеть, с каким старанием они хлопали своим друзьям-артистам после каждого номера!

Вместо заключения

Когда мы произносим фразу, вынесенную в заголовок этой статьи, понимаем, что речь о тех, кому очень тяжело, может быть, даже невыносимо, но они все равно идут к цели. К театру «Астрей» это относится в полной мере. Матери детей-инвалидов сделали все, чтобы жизнь их ребят обрела смысл. А ведь их «тернии» и «колючки» несопоставимы с нашими, какими бы глобальными ни были наши проблемы… После концерта я задала Светлане Кудаевой вопрос: почему она помогает театру? Она ответила: «А как можно не помогать таким людям, таким матерям? Они каждый день делают жизнь лучше. И если сможем найти людей, кто бы в меру сил поддержал этот театр, будем считать свою миссию выполненной. Это тот случай, когда лишней помощи не бывает. Как не бывает лишней доброты, заботы и соучастия».

 

Наталья Бочкарева, мама актера:

— Мы – единственные в своем роде, такого театра нет больше не только в Самарской области, но и во всей России. В нашей стране «особых театров» больше сотни, но коллектива, где есть свой автор, который пишет роли специально для каждого актера, нет нигде. В этом году мы впервые участвовали в конкурсе социальных проектов «Мы можем», получили грант 30 тысяч рублей. Потратили их на транспорт и покупку радиомикрофона – теперь ребята учатся говорить со сцены своими голосами. Раньше они работали только под фонограмму, не могли общаться ни между собой, ни со зрителем. Так что для нас это огромный шаг вперед!

Лариса Леонова, основатель театра:

— Мы создавали театр, прежде всего, чтобы наши дети преодолели социальную изоляцию. И эта цель достигнута: за 10 лет они не просто выросли – кардинально изменились, стали общительнее, увереннее в себе. Да, избавить их от их диагнозов мы не сможем, но то, что сегодня они адаптированы и социализированы, можно говорить смело.

Что рассказать о себе? Стихи пишу с детства, образование у меня было 10 классов и 11-й – педагогический при УПК. Поэтому когда наша театральная деятельность стала выходить за пределы клуба, я три года назад поступила в училище культуры. В этом году окончила его с красным дипломом и теперь уже как специалист могу срежиссировать любую социально-культурную деятельность. На протяжении всех 10 лет руковожу коллективом на добровольных началах, хотя моя заинтересованность в этом тоже есть: мой ребенок живет яркой, интересной жизнью, я нашла реализацию для себя. Добрые люди, которые нас поддерживают, позволяют нашим детям увидеть, узнать что-то новое, а главное – даруют нам, мамам, веру в человечность.

Обсуждение закрыто.