Залог качества – постоянное развитие и профессиональное мастерство
Группа компаний «Октопус» – признанная медицинская организация, предоставляющая офтальмологическую помощь в Самарской области. Открытие частного центра 25 лет назад позволило решить проблемы тотального дефицита оптики и внести огромный вклад в развитие региональной оптометрии, разгрузить государственную больницу и увеличить хирургическую активность, повысить научную составляющую профессии. Уникальность компании – и в том, что, развиваясь, она сумела выдержать баланс медицины и бизнеса. О том, как удается это на практике, рассказывает генеральный директор ГК «Октопус» Вячеслав Пилягин.
Людмила КРУГЛОВА
— Каким оказался 2017 год для Группы компаний «Октопус»?
— Год был тяжелый (это уже стало моей дежурной фразой на корпоративе). Думаю, и в этом году придется сказать то же самое. Это естественно: никуда не уйдешь от кризиса. Следующий год у нас пройдет под знаком юбилея: 1 июня 2018 года «Октопусу» исполняется 25 лет. Думаю, цифра сама по себе красноречива, если говорить об устойчивости частной медицинской компании. 25 лет мы работаем и развиваемся, несмотря на кризисы и прочие не зависящие от нас обстоятельства. В этом году были высоки риски уменьшения выручки в связи со снижением общего уровня жизни людей, но у нас, к счастью, объемы не упали. Можно считать это достижением года. Мы держимся на хорошем уровне, это касается и клиники, и центров коррекции зрения. Сделан ряд ремонтов в оптиках, внедрена полная автоматизация всех процессов предприятия. На базе клиники на улице Карбышева второй год работает поликлиника, там открыты детское отделение, представленное четырьмя кабинетами, оптика, диагностическое отделение. В этом году мы занялись ортокератологией, то есть коррекцией аномалий рефракции при помощи применения жестких газопроницаемых контактных линз. Методика, выравнивающая зрение при астигматизме или близорукости, показана, в основном, в детском и подростковом возрасте. Мы с осторожностью отнеслись к ортокератологии, до недавнего времени спорной области офтальмологии. Мы прежде посмотрели на долговременные последствия, а потом уже внедрили ее в практику «Октопуса».
— Основная тенденция в кризис – сокращать бюджеты, в частности, и по страховой медицине. Отразилось ли это на вашей работе в системе ОМС?
— Мы этого не почувствовали. С 2010 года мы работаем в системе обязательного медицинского страхования, в рамках которого ежегодно выполняем порядка двух тысяч операций, в общем объеме за все годы проведено около 20 тысяч операций. В нашу клинику обращается немало иногородних пациентов (из Татарии, Оренбурга, Ульяновска, Саратова), в том числе и по медицинским полисам. Они обеспечивают нам достаточно большие объемы, сопоставимые с теми, что мы делаем в Самарской области по системе ОМС. И это тоже служит подтверждением высокого уровня работы медперсонала и качества оказания офтальмологической помощи. Отвечая на ваш вопрос, я должен отдельно сказать про наше областное министерство и территориальный фонд системы ОМС – не в качестве лести, а потому что знаю состояние дел в офтальмологии по стране. Нам, в отличие от коллег из других регионов, работать не мешают и оказывают необходимую поддержку. Мы не чувствуем негатива, и это искренние слова.
— Практически с самого начала вы развиваете разные направления офтальмологии. Насколько это оправданно с точки зрения медицины и бизнеса?
— Комплексность – наше конкурентное преимущество. Если исключить высокотехнологичные операции, которые требуют соответствующего оборудования и делаются в клинике Ерошевского, то в остальном мы предлагаем все виды офтальмологических услуг. В общей сложности сейчас в Самаре работают 12 наших центров коррекции зрения и клиника, где успешно выполняются хирургические операции. Комплексный подход – большой плюс, он выгодно отличает нас от других клиник. Мы работаем качественно и ответственно, в противном случае не продержались бы 25 лет в таком сложном сегменте. Развивая бизнес, мы всегда помнили, что, прежде всего, являемся медицинской организацией. У нас были идеалистические моменты, когда старались принести пользу, забывая о деньгах. Но получали отрицательный результат. Потому что без денег ты ничего не сможешь сделать.
— Многопрофильность как раз позволяет сохранять стабильность?
— Никакого длительного состояния стабильности не бывает в коммерческой организации: ты либо растешь, либо падаешь. Развитие как раз и осуществляется за счет прибыли. У нас очень дорогое оборудование и с каждым годом становится все дороже, его надо окупать. Производители делают так, что через пять-семь лет ты вынужден его менять, даже если техника сохранилась в хорошем состоянии: нет запчастей, расходных материалов. Растут зарплаты. Поэтому, безусловно, коммерческая организация заточена на получение прибыли, но при этом медицинская направленность обязывает нас предъявлять к себе высокие профессиональные требования. Мы сумели выдерживать баланс медицины и бизнеса и в дальнейшем будем следовать этому.
— Самое важное правило в вашей работе…
— Чтобы в нашей клинике пациенты чувствовали себя комфортно. Мы продолжаем хорошее дело: привозить людей на собственном комфортабельном транспорте из районов на операции и потом доставлять их домой. Мы были первыми и остаемся единственными в губернии, кто взял на себя такую ответственность. Для наших пациентов (в основном, бабушек и дедушек) это большое удобство. В нашей работе нас поддерживает то, что медицинский бизнес – очень благодарный. Мы получаем огромное удовлетворение, когда люди уходят от нас счастливыми. Еще вчера он не видел, а сегодня свершилось чудо. И это очень сильный эмоциональный момент. Я помню, когда на заре нашей деятельности мы внедряли в Самаре контактные линзы, у людей с низким процентом зрения случался шок. Они надевали их – и открывали мир для себя заново: «Боже, как хорошо, я вижу!» Доктора плакали от умиления.
— С 1997 года благодаря инициативе вашей компании в Самаре проводится Поволжский форум офтальмологов. Откуда у «частников» родилась мысль о продвижении офтальмологии?
— Из того же принципа: что медицина важнее денег. Мы начинали в девяностые, когда плохо жили все, вакуум был во всем, и в науке в том числе. Первый кабинет контактной коррекции открылся 1 июня 1993 года при больнице Ерошевского. Не забуду кабинетик, где мы с другом и нашими женами буквально за пеленальным столиком по очереди и администрировали, и принимали людей. С самого начала мы опирались на медицину, потому что, в отличие от очковой оптики, контактная коррекция невозможна без диагностики и рекомендаций врача. Поскольку в частной офтальмологии мы были одними из первых, то было трудно. Большое благо, что у нас была сильная поддержка, нам помогали профессионалы: Белла Хасановна Такоева, Владимир Михайлович Малов, Анна Ивановна и Андрей Владимирович Золотаревы, Людмила Давыдовна Малюта. Идею о проведении форума поддержала больница Ерошевского. Поволжская конференция быстро вышла на всероссийский уровень, а теперь приобрела международный характер. Это значит, что она нужна всем. Самара по праву может быть центром офтальмологии, исходя из базовой школы Ерошевского. Сейчас самарская офтальмология находится на хорошем мировом уровне: 95% всех передовых операций можно делать у нас.
— Вячеслав Игоревич, значит, тем, как развивается дело в целом, вы довольны?
— Довольным быть в принципе нельзя. Еще раз говорю: время в экономике трудное, надо повышать спрос, дать людям денег. Когда твои родные, друзья, знакомые живут хорошо и спокойно, то и ты будешь жить хорошо. А если им плохо, то плохо будет и тебе. В природе действует такой эгоистический и прагматический принцип. Если его придерживаться, то все будет хорошо. Поэтому в новом году желаю всем побольше оптимизма. Иногда полезно оглядываться назад, потому что, при всех наших трудностях, все познается в сравнении. Надо находить положительные моменты, радоваться малым вещам. Дело в том, что количество радости не зависит от величины счастья.