Дорогая Ольга Алексеевна

29 декабря 2017

В 1956 году она пришла в педагогику, которая стала неотъемлемой частью ее жизни

Тема человека, преданного делу, в судьбе Ольги Гриценко обретает абсолютный смысл: ее стаж работы в педагогике – 58 лет. После окончания вуза она стала учителем истории и никогда не пожалела о выбранной профессии. Сейчас, в свои 83 года, она еженедельно проводит в Самарском лицее информационных технологий и еще нескольких учебных заведениях уроки по нравственному воспитанию детей. Как признается Ольга Алексеевна, школа и дети – это ее любовь на всю жизнь. Причем это чувство взаимно: выпускники не забывают о любимой учительнице.

Людмила КРУГЛОВА, Василиса СУРКОВА (фото)

Бульон для души

Милые открытки со словами благодарности и трогательными признаниями, маленькие подарочки-сюрпризы, выполненные детскими руками, письма выпускников, их стихи, посвященные «умной и доброй учительнице», – все это Ольга Гриценко бережно хранит, как коллекционер самые драгоценные раритеты. Многочисленные альбомы с фотографиями – учеников, школьной жизни, встреч с выпускниками. Сквозь десятилетия с нежностью смотрят мальчишки и девчонки на свою наставницу, с которой делили самое сокровенное и которая была для них и мудрым классным руководителем, и надежным другом, и добрым советчиком. И никто из них не забудет уроки нравственности, давшие им питательную среду на всю дальнейшую жизнь.

«Дорогая Ольга Алексеевна! Мне очень нравилось, когда Вы приходили на уроки и рассказывали жизненные поучительные истории. Однажды мама принесла книгу «Куриный бульон для души». Я сразу вспомнил Вас, потому что истории в книжке очень похожи на те, которые Вы рассказывали нам. В знак благодарности хочу подарить Вам эту книгу», – написал ученик 4 класса Глеб Астафьев (школа №58).

«Уроки доброты» – так называют предмет Ольги Гриценко, который она преподает уже 17 лет. Как признается учитель, по своей натуре и по личностному формированию нравственные дисциплины ей всегда были близки и вся предыдущая деятельность была так или иначе связана с духовно-нравственным воспитанием.

Еще в советские времена, будучи историком и завучем по воспитательной работе, Ольга Гриценко вела факультативы: основы коммунистической морали, молодая семья, потом по истории искусств – для этого специально три года училась на курсах. «Я вела цикл занятий, посвященных таким качествам, как совесть, воля, ответственность, доброта, милосердие, честность, – говорит Ольга Алексеевна. – Беседуя с детьми, мне важно сформировать их гражданскую позицию. Что это значит? Жить по совести, не мириться со злом, добиваться, насколько возможно, торжества справедливости. Я старалась так жить, что могла исправить – исправляла. Эти черты характера у меня – от папы и мамы».

Нравственные эталоны

Если мы помним об истоках, то любая традиция или качество передается из поколения в поколение. А внутренняя культура человека, как известно, определяет его судьбу. Ольга Алексеевна говорит, что за все хорошее в себе она обязана родителям. Родилась в Казани, росла в атмосфере любви и домашнего тепла. От отца унаследовала принципиальный характер, твердость убеждений, от мамы Нины Александровны – талант необыкновенной доброты. Отец, Алексей Григорьевич Капитонов, фронтовик, окончил Куйбышевский пединститут и аспирантуру, кандидат исторических наук. Сделал карьеру по партийной линии, кроме того, проводил публичные лекции по международному положению. Ольга Алексеевна, уже работая в школе, нередко приглашала отца к своим коллегам, его замечательные лекции слушали с большим интересом.

«Папа был настоящим коммунистом, я им горжусь, он был для меня примером, – вспоминает Ольга Алексеевна. – Сама я не сразу вступила в партию, считая, что недостойна. Парторг убедил в обратном. И в 1990-х я партбилет не сжигала, он у меня до сих пор хранится. Это проще всего – порвать, сломать, раскритиковать. Нельзя каждый раз перечеркивать прошлое, и я как историк на уроках старалась сказать детям о важности исторической преемственности. Иначе белые пятна будут не в истории, а в головах наших детей».

В семье был культ книг, советские люди доставали их с великим трудом, но доставали. Чехов, Пушкин, Горький, Александр Островский, Стендаль, Майн Рид… Любовь к хорошей литературе Ольга Алексеевна пронесла через всю жизнь, у нее огромная библиотека, она помнит, откуда пришла каждая книга и какие связаны с ней воспоминания.

В своей работе Ольга Алексеевна часто апеллирует к отношениям в своей семье. Когда ездила с учениками на экскурсию в Казань, показала дом, где выросли она и ее брат, ныне доктор технических наук, профессор, авиаконструктор Валерий Алексеевич Капитонов. Ни на минуту брат и сестра не забывают о родителях, которые преподали им главный урок в жизни.

Благодарите моего мужа

Она пошла по стопам отца, а спустя годы и ее старшая дочка Светлана тоже стала педагогом – преподает литературу, поэтому сейчас уже профессия стала семейной ценностью. Ольга Алексеевна говорит, что у нее был счастливый брак. Поженились еще в студенчестве, родили двух обожаемых дочек. Прожили с мужем в любви и согласии 56 лет. Пять лет назад супруга не стало. Ольга Алексеевна – человек скромный и о том, каким выдающимся человеком был ее муж, словом не обмолвилась. Больше о любви к нему говорила. А между тем Евгений Александрович Гриценко был генеральным директором — генеральным конструктором АООТ «Самарский научно-технический комплекс им. Н.Д.Кузнецова», доктором технических наук, профессором, действительным членом Академии наук авиации и воздухоплавания, он награжден орденом Трудового Красного знамени, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 4 степени и многими другими наградами за вклад в двигателестроение.

«Я счастливая, потому что мы с мужем были как единое целое, и у него, и у меня работа равна хобби, – объясняет она. – У нас были общие ценности, друзья, книги, спорт. В профессиональном плане мы понимали и поддерживали друг друга. На 80-летие меня пришли поздравить выпускники 1973 года, 14 человек. И они вспоминали, что Евгений Александрович отпускал меня и в походы, и в поездки с учениками, и в трудовые лагеря. Другой бы сказал: сиди дома! А он всегда шел мне навстречу. Мне несказанно повезло в личной жизни».

Их семья несколько раз переезжала в другие города в связи с работой супруга. Жили в Казани, в Москве, и везде Ольга Алексеевна устраивалась на работу, оставаясь верной своему предназначению. В Москве вела уроки нравственного воспитания сразу в двух школах. Амбициозные московские старшеклассники даже аплодировали уникальному педагогу. Она была очень успешна в своей профессии.

Все знают, что школа требует от педагога жертвенности, и ей приходилось идти на это, вопреки личным обстоятельствам.

«Мужу нужно срочно вернуться из командировки в Самару, тогда еще Куйбышев. А у меня выпускной класс, как мне ребят оставить? – объясняет Ольга Алексеевна. – Сказала об этом мужу. И он ответил, что понимает, насколько для меня важно – выпустить класс. Он уезжает один. Я остаюсь. На выпускной пришли родители учеников, благодарят. Говорю, благодарите не меня, а моего мужа за то, что позволил остаться с вашими детьми. Если бы он сказал «нет», я бы уехала. Выпускники 1986 и 1990 годов города Казани, прощаясь с Ольгой Алексеевной, писали в памятных альбомах: «Надеемся, что расстаемся не навсегда». И в этом году радостные встречи с ребятами двух выпусков состоялись.

Это нужно детям

Ольга Алексеевна Гриценко работала педагогом (причем на тот период единственным в городе учителем-методистом по истории), завучем по воспитательной работе, директором школы, но весь ее карьерный путь так или иначе был концентрирован на воспитании детей. Системно занялась вопросами нравственности в школе №153 на Безымянке, которой отдала 16 лет. За свою профессиональную деятельность отмечена значком «Отличник народного просвещения РФ». В этом году награждена Благодарственным письмом за многолетний, добросовестный труд и значительный вклад в обучение, воспитание и нравственное развитие подрастающего поколения.

Пришлось ей работать и тогда, когда воспитание в школе объявили не главным. Но она не отступила от своих принципов. В работе Ольга Алексеевна опиралась на труды великого педагога В.А.Сухомлинского, а на основе его этических рассказов выстроила методику преподавания. В то время познакомилась с учителем-новатором Михаилом Уриным из Донецка. Его методика называлась «Осердечивание ума». Именно этой метафорой и можно обозначить деятельность Ольги Гриценко. Каждый рассказ Сухомлинского – это воспитание души. На ее уроках дети учатся думать, размышлять о сложных категориях. Не рановато ли с первого класса постигать мораль? По мнению учителя, «чем раньше, тем лучше». Чтобы не быть голословной, она приводит рассуждения учащихся 3 класса самарского Лицея информационных технологий. «Зависть – сожаление о чужом благе. Воля – мысль, переходящая в дело. Злорадство – радость от чужой беды». Дети цитируют Плутарха, Менандра, мальчишка в третьем классе оперирует таким понятием, как «альтруизм». Причем это будущие технари. По словам Ольги Алексеевны, директор СамЛИТа Николай Лебедев придает огромное значение нравственному воспитанию подрастающего поколения.

«Николай Иванович понимает, что это нужно всем – и детям, и их родителям, и обществу, – резюмирует Ольга Гриценко. – Детки думающие, хорошее поколение. Очень надеюсь, что в них прорастет здравое доброе зерно, которое я пытаюсь посеять своими беседами. Как в той притче: женщине приснилось во сне, что в лавке у Бога все продается. Она идет к нему и просит здоровья, счастья, любви, денег. А Бог приносит маленькую коробочку. Женщина разочарована: и это все? Бог говорит: «Разве ты не знала, что у меня продаются только семена? А взрастить их – тебе».

Уроки доброты

Рассказывая о блокадном Ленинграде, о Хатыни, она организовывала поездки в Белоруссию, в Прибалтику (мемориальный комплекс Саласпилс). Познавательные экспедиции помогали ученикам острее почувствовать героическое прошлое нашего народа. Беседы по истории искусств непременно сопровождались походами в музеи города, где ребята непосредственно знакомились с великими произведениями. Дети обожают ее цикл о прекрасном «Жить по законам красоты» – понимать, видеть, слышать, чувствовать и созидать, а не разрушать. Она обращается к литературе и искусству, потому что, по ее выражению, «это колодец чистой воды, дающий добро людям».

Ольга Алексеевна вспоминает: «Иногда мне говорили учителя: зачем вы на занятиях читаете стихи? Я не знаю, что ответить. Разве что опять-таки стихами: «В одно окно смотрели двое, Один увидел лужи, грязь, Другой – листвы зеленой вязь, Весну и небо голубое. В ОДНО окно смотрели двое…»

В педагогической практике было, когда ей достался «трудный» класс не только по успеваемости, но и по социальному разрезу. Ольга Алексеевна сумела найти общий язык с «неподдающимися» ребятами. Именно благодаря беседам о нравственности, живому диалогу с детьми, благодаря стихам и притчам удалось выправить ситуацию. Почему ученики уважали учительницу и верили ей? Сейчас она объясняет это тем, что у нее не было «растроения» личности, когда думают одно, говорят другое, а делают третье. Двойные стандарты неблагоприятны для морального здоровья ребенка. Но ей приходилось и отстаивать детей, защищая их, идти на конфликты с руководством. И представьте, практически всегда правда была на стороне добра.

Ольга Алексеевна убеждена, что главное в профессии педагога – уважение и любовь к ученику. Однажды она проявила резкость, когда услышала про ученика: «Да что с него взять, он двоечник»! – «Что значит двоечник? — возмутилась Ольга Алексеевна. – Тебе легко рассуждать, ты живешь в такой семье, где нет скандалов и пьянок, где полный достаток. А ему как жить? Нет понятия двоечник, есть понятие человек».

Она встретила этого ученика через 30 лет. Он стал достойным человеком, добился в жизни успеха, как теперь говорят. И хотя бы ради одного такого ребенка Ольга Алексеевна читает стихи, потому что они дают питание для души, делают человека эмоционально полноценным.

Очертания сердца

Еще в Древней Греции Платон утверждал, что государство, которое не заботится о воспитании юношей, обречено на гибель. Мы пожинаем плоды смутных времен, когда были растоптаны ценности, когда произошла дискретность многих составляющих, в том числе и нравственности. Ольга Алексеевна вела свои уроки в самые неудобные времена, понимая, что если ниша пуста, ее займет «что-нибудь другое». Она верит в торжество добра, хотя не идеалистка, да и трудно, работая в школе, оставаться в розовых очках. Но ее очень радует, когда поколение next, рожденное сугубо прагматичными мамами и папами, задает смысловые вопросы. Как быть бескорыстным, когда миром правит сделка? Как выстоять в обществе человеку, если он сталкивается с завистью, подлостью, ложью? Как сделать, чтобы совесть не уснула? Эти вопросы задают ей современные дети, и значит, в ее работе ничего не сделано зря. И, в общем, это победа.

«Я неисправимая оптимистка, – говорит Ольга Алексеевна. – Но мне кажется, что наступило время, когда нравственная политика должна стать важным приоритетом государства. Пора обратиться к воспитанию и просвещению человека. Одно дело – воспитывать, а другое – поставить воспитание на первое место. Я все время помню слова Путина: «Сегодня российское общество испытывает дефицит духовных скреп, милосердия, сочувствия, сострадания друг к другу».

В 83 года Ольга Алексеевна живет активной жизнью. Регулярно проводит беседы в школах города, ораторский талант у нее от отца: вести разговор час-два не составляет труда. Обливается холодной водой, увлеклась скандинавской ходьбой. У нее заботливые дочери Светлана (педагог) и Ольга (работает в банке), уже взрослые внуки Антон (архитектор) и Евгений (психолог), правнучка Маша учится в 8 классе. Материальной необходимости работать нет. Но она идет в школу, потому что не может без общения с детьми. Они ее ждут, особенно маленькие, радуются, обнимают. Им не важно, сколько ей лет: у доброты нет ни возраста, ни времени, ни эпох. Конечно, друзья или знакомые указывают: сколько можно работать? Но когда работа в удовольствие, то какими мерками измеряется это «сколько»? Ольга Гриценко отвечает словами из песни, которую очень любил ее супруг: «Главное, ребята, – сердцем не стареть»…

Педагоги СамЛИТ:  
— Ольга Алексеевна  является своеобразным  нравственным камертоном для детей, которые благодаря ее урокам впитывают  духовные ценности, созданные человечеством.  Лицеисты и педагоги с нетерпением ждут встреч  с этим  замечательным человеком, потому что она стала «огоньком души» нашей лицейской семьи. Это добрый наставник, проницательный и чуткий друг. 
В.А. Сухомлинский писал в книге «Сердце отдаю детям»: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств». И такой «школой» в нашем лицее руководит 
Ольга Алексеевна Гриценко.

Обсуждение закрыто.