В самарском детском саду №172 детей учат разбираться в профессиях
Детский сад – первая и важная ступень подготовки будущих тружеников своей страны. Малыши начинают знакомиться с разными профессиями. И цель дошкольного учреждения – помочь им осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии родителей.
Ольга МАКАРОВА, заведующий МАДОУ «Детский сад №172» г.о. Самара
Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает первоначальные трудовые навыки и умения. Он учится лепить, рисовать, создавать поделки из разных материалов, строить из конструктора, выполняет несложные поручения по уходу за растениями и животными, помогает родителям в быту. Эти действия развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знания детей о труде взрослых. И мы стремимся познакомить ребят с конкретными трудовыми процессами, формируя системные знания о труде, которые дают старшим дошкольникам возможность установить связь между результатом труда и деньгами. Работу по ознакомлению с профессиями родителей мы начали с опроса детей старшего возраста. Его результаты показали, что только 63% детей старшего возраста знают, кем работают их родители. Наиболее часто назывались профессии продавца, врача, таксиста. Именно эти профессии дети отражают и в сюжетно-ролевых играх. Назывались и другие профессии, но так как говорили дети о них редко, можно констатировать, что о них у детей скудное представление.
На вопрос «Кем бы ты хотел стать, когда вырастешь?» наиболее частыми ответами были: продавцом, врачом, полицейским, летчиком, водителем. Это говорит о том, что эти профессии детям знакомы из социальной жизни, действия людей этих профессий дети знают, понимают и могут воспроизвести в игре.
Зачастую малыши имеют весьма нечеткое представление о мире профессий взрослых, если процесс труда недоступен для наблюдения или результат труда не выражен материально. Даже если ребенок называет профессию мамы, папы и бывал у них на работе, он не всегда понимает суть их профессиональной деятельности, не отделяет трудовые процессы от нетрудовых.
После проведенных исследований мы поставили цель – помочь нашим воспитанникам осознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых на примере профессии родителей. Движемся мы к этой цели, формируя у детей активный интерес к труду взрослых, показывая им значимость профессиональной деятельности для общества, воспитывая уважение к труду людей, желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим. Решаются эти задачи посредством проведения экскурсий, организации встреч с людьми разных профессий, чтения художественной литературы. Кроме того, воспитатели проводят с детьми этические беседы (в том числе и индивидуальные), рассказывают о труде взрослых и взаимоотношениях в этом процессе с другими людьми, используя иллюстративный материал. Часто мы инсценируем литературные произведения, а также составляем с детьми свои рассказы на темы, связанные с трудом взрослых. Но любимым мероприятием ребят стали мастер-классы, которые наши педагоги организуют совместно с родителями, причем при самом непосредственном их участии. Все эти методы мы распределили по формам работы в соответствии с возрастом.
В детском саду оформлен музей профессий, где экспонатами служат настоящие атрибуты, имеющие отношение к той или иной профессии, а старшие дошкольники являются экскурсоводами. Музей помогали оформлять родители наших воспитанников и наши социальные партнеры. Итогом работы педагогического коллектива детского сада стало выпущенное методическое пособие для педагогов «Мозаика профессий», которое пользуется успехом у коллег.
Воспитывая в детях привычку к труду, мы должны помнить не только о том, чтобы они выросли трудолюбивыми, но и чтобы побуждающие их к деятельности мотивы были высоконравственными. Ведь только высокие мотивы заставляют нас ставить большие и серьезные задачи в жизни, помогают справиться с временными неудачами, преодолевать трудности.