Шиланское школьное лесничество – лучшее в области
Пять лет назад в селе Шилан Красноярского района под руководством учителя географии Николая Тынянова было открыто первое в районе школьное лесничество – «Сокольи горы». Сегодня оно лучшее в области, а сам Николай Петрович летом 2017-го назначен директором школы.
Светлана ИШИНА, Сергей ОСЬМАЧКИН (фото)
«Когда работа только началась, нашей задачей была практическая помощь Красноярскому лесничеству – мы очищали лес от мусора, занимались выращиванием семян. Сегодня дети в равной степени занимаются и исследовательской деятельностью, и это приносит свои плоды», – говорит директор. В школе открыт кабинет лесничества, закуплена литература, нашлись даже гербарии, которые собирали предыдущие поколения учеников.
Под руководством лесников дети занялись лесовосстановлением – в своем селе и в других селах. Активно участвовали в акциях «Живи, лес!», «Помоги лесу», проводили субботники (за школой закреплен один из кварталов лесничества). Но прошло время, и «Сокольи горы» стали творческим объединением ДЮЦ. Тынянов создал собственную авторскую программу по работе школьного лесничества. И результаты не заставили себя ждать: уже в 2014 году старшеклассник Георгий Большаков занял 3 место в областных Головкинских чтениях, школа взяла призовые места в окружном и областном этапах научно-практической конференции (НПК) школьников с работой по Шиланской Генковской полосе – природному памятнику регионального значения.
В то же время проходила межрегиональная научная конференция к 175-летию Нестора Генко – ученого-лесовода, инициатора посадки защитных лесополос в Самарской губернии. Сто лет назад жители села сажали эту лесополосу, а сам Нестор Карлович контролировал посадку деревьев, дабы не была нарушена технология.
Примечательно, что на конференции к юбилею Генко школьники встретились с его правнуком и праправнуком (они живут во Франции, куда после революции эмигрировала семья ученого), для детей это было большое событие, да и сами потомки с интересом побывали на земле, где их корни – во всех смыслах.
«Это был переломный момент: ребята почувствовали свою значимость, еще активнее занялись защитой леса, стали участвовать в областных слетах школьных лесничеств», – поясняет директор. Первые два года «присматривались», а потом награды посыпались как из рога изобилия: в 2015-м в тройку лучших попал Георгий Большаков, в 2016-м – Ангелина Лукьянова. Та же девочка представляла нашу область на межрегиональном слете в Чувашии, где состязались команды из городов ПФО. Самарцы попали в пятерку лучших!
С легкой руки Николая Тынянова движение юных лесников распространилось по всему Красноярскому району. В Поволжской СХА недавно открыли направление «лесное дело», и работа со школами в этом смысле служит прекрасным профориентиром. Но даже если выпускник выбирает иную профессию, как это произошло, к примеру, с Георгием Большаковым (поступил в медуниверситет) или Ангелиной Лукьяновой (стала работником культуры), любовь к природе остается на всю жизнь.
«Когда Николай Петрович создал школьное лесничество, у нас появилось какое-то особое рвение к учебе. Нам было все интересно, – говорит Ангелина. – Меня влекли лекарственные травы – стала подробно изучать их свойства, под его руководством написала работу, победила на одном слете, потом на другом».
Примечательно, что с 8 класса она мечтала стать лесником, но ей все говорили: разве бывыет девочка-лесник! И она пошла в другом направлении. «Сфера культуры мне тоже нравится, – говорит Ангелина. – Но в душе я все-таки «немного лесник».
Сегодня на территории района уже 12 школьных лесничеств – их создание поддержал руководитель Северо-Западного управления минобрнауки Олег Михайлович Коковихин. Проводятся окружные и районные слеты, старшеклассникам на смену приходят новые поколения ребят – «подрастают как саженцы». Например, Вика Белова и Арина Гарькина начали заниматься в «Сокольих горах» два года назад, когда были в 5 и 6 классе. Прошли все этапы слетов и выступили на областных Головкинских чтениях, заняв, соответственно, 1 и 2 место.
Год назад дети провели эксперимент по выращиванию сеянцев дуба, сосны и березы в закрытом грунте. Семена замочили, прорастили и высадили в горшках и ящиках прямо в классе. Естественно, наблюдали за их ростом. Дуб взялся активно, желуди проросли хорошо. Сосна взошла частично: стояла на окне, и солнца оказалось многовато. А вот семена березы не взошли совсем: ребята предполагают, что перелили воды. Тем не менее первыми результатами довольны: выращенные дубки уже высадили в открытый грунт на территории школьного питомника. Через два-три года они подрастут и будут выкопаны с целью «переезда на постоянное место жительства» – где-то в селе. По результатам эксперимента Арина Гарькина и Ира Желтухина написали работу и заняли 3 место на окружной НПК.
2017 год запомнится школе окружным слетом, который прошел в Шилане: 24 команды от 12 школ района соревновались в посадке сосны с помощью меча Колесова, измерении высоты дерева, возраста и объема древесины, ориентировании на местности… А главным событием года стала победа в областном слете юных лесоводов. Шиланское лесничество было признано лучшим в области!
Николай Тынянов, директор школы:
— Экологическое воспитание тесно связано с патриотизмом, любовь к Родине проявляется не только в защите Отечества, но и в заботе о селе, природе, обо всем, что человека окружает. Это лучшее, что мы можем дать детям, – посеять в их душах любовь к окружающему миру. Насколько это у нас получается, можно судить хотя бы по тому, какие поделки ребята приносят в школу вместе с родителями, сколько в них души, добра, творчества. Любят дети и конкурсы рисунков на темы экологии. Первоклашки и даже детсадовцы участвуют в экологических акциях. Будущая первоклассница Таня Бажуткина заняла призовое место в конкурсе творческих проектов, представила презентацию по защите леса. Это очень важно, чтобы ребенок с юных лет был вовлечен в какую-то практическую деятельность, видел результаты своего труда.
Ангелина Лукьянова, худрук сельского ДК:
— Творческую атмосферу создает школьное лесничество – детище Николая Петровича Тынянова. Это замечательный человек, я училась у него с 5 класса. Он всегда найдет нужные слова, поддержит. Верит в каждого ребенка, а для учителя это бесценное качество.
Вика Белова, ученица 7 класса:
— Николай Петрович всегда дает много информации помимо учебника – рассказывает, например, о чем спорят ученые, и сразу хочется расширить свои знания. Мне кажется, это очень важно, когда учитель говорит о предмете интересно и доступным языком. Честно говоря, я и сама хочу стать учителем географии, мне она очень нравится!
Арина Гарькина, ученица 8 класса:
— Наши победы – это победы наших наставников: директора, учителей. Мы очень любим Екатерину Евгеньевну Бажуткину, она ведет русский, литературу и кружок журналистов. Все акции в области экологии мы освещаем в своей газете. Очень важно не только что-то делать, но и рассказывать об этом, пропагандировать природоохранную деятельность, просвещать людей.