Четверг, 22.02.2018
Журнал Первый
Масштаб перемен →

Учим главному

29 декабря 2017

Структурное подразделение «Детский сад №10» ГБОУ СОШ №29 г. Сызрани – финалист областного конкурса «Детский сад года»

Познавая мир, дети часто попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. И задача взрослых – как можно раньше научить их безопасному поведению. Коллектив детского сада №10 г.о. Сызрань в 2017 году стал финалистом областного конкурса «Детский сад года» – выбрал одним из приоритетных направлений работы формирование основ безопасного поведения детей в быту, социуме и природе. И сегодня ребятишки из этого детского сада поражают взрослых на разного рода конкурсах, демонстрируя отнюдь не детское знание ОБЖ.

Светлана ИШИНА

«Наша задача – воспитать в ребятах ответственное отношение к своей безопасности. В любой экстренной ситуации ребенок должен знать, что делать. Это аксиома», – убеждена заведующая структурным подразделением Марина Шикалова. Выбирая приоритетное направление, ее коллеги проанализировали исследования многих ученых, психологов по этой теме, совместно с родителями выбрали программу Лилии Тимофеевой и в дополнение к ней предложили свои собственные, авторские разработки. Поскольку опыт уже есть, и немалый: в детском саду создана предметно-пространственная среда, отвечающая современным требованиям. В распоряжении ребят – транспортная площадка, подвижные и стационарные игровые модули транспортных средств. Для отработки практических навыков используются велосипеды, самокаты, переносные дорожные знаки, макет светофора. В группах есть макеты перекрестков и улиц, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Автомастерская», «Пожарные», «Туристы». Воспитатели используют тематические конструкторы, картотеку «опасных ситуаций», альбомы, плакаты и многое другое. По мнению Марины Шикаловой, в подобных условиях обогащенной среды в ребенке развивается любознательность, пытливость, желание познавать мир.

 

Примечательно, что в работу по формированию ОБЖ включены и дошкольники, и родители. Безопасность изучается во всех «ракурсах»: на улице, в помещении, в общении, на природе. Педагоги обсуждают с ними опасные предметы и ситуации, используют сравнительные наблюдения: автобус и троллейбус, мокрая и сухая дорога, огонь и пожар… В ходе целевых прогулок дети учатся безопасно переходить дорогу, изучают маршрут от детского сада до автобусной остановки.

Наряду с традиционными формами, здесь внедряют и инновации: игры-конкурсы, игры-путешествия, коллекционирование, игры-сюрпризы. Организуют опыты с лупой, фильтрами, экспериментируют со светоотражающими элементами одежды. Причем со старшими дошкольниками воспитатели сотрудничают на равных: вместе моделируют ситуации, составляют планы-карты своей группы, территории возле детского сада, дороги к нему.

Все это направлено на то, чтобы ребенок в любой нестандартной ситуации не растерялся, нашел выход из положения.

 

Марина Шикалова, заведующая СП «Детский сад №10» ГБОУ СОШ №29 г. Сызрани:

— Детство – уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы здорового образа жизни. Именно поэтому важно вовремя научить ребенка безопасности. Родители поддерживают это направление – участвуют в конкурсах и викторинах, акциях «Мамочка, возьми меня за руку», «Мое место в автокресле», «Дорога – символ жизни». Ежегодно воспитатели участвуют в фестивале педагогических идей, окружных семинарах и конкурсах. Наши педагоги разработали конспекты наблюдений по ознакомлению детей с правилами безопасности, учителя-логопеды составили мнемотаблицы для заучивания стихов на тему безопасности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Всеми этими наработками мы делимся с педагогическим сообществом, они представлены на нашем сайте, в электронных сборниках ресурсного центра Сызрани, электронных СМИ.

Обсуждение закрыто.