Педагог ЦМШ Самары Елена Панкратова – лучшая в России!
14 ноября в Москве министр культуры РФ Владимир Мединский награждал лучших в России педагогов школ искусств. Звание «Лучший преподаватель ДШИ» получила Елена Панкратова из Центральной музыкальной школы Самары.
Светлана ИШИНА, фото предоставлено героиней публикации
Как никто другой, Панкратова достойна этого звания: за 40 лет работы в школе она подготовила сотни лауреатов олимпиад и конкурсов, удостоена званий «Заслуженный работник культуры РФ», «Учитель года». Казалось бы, что может быть интересного в сольфеджио? Изучение «внутреннего строения» музыки для детей, нацеленных на покорение вершин исполнительского искусства, часто становится камнем преткновения. Но только не на уроках Елены Тарасовны.
Атмосфера артистической семьи, в которой она выросла, определила ее музыкальное будущее. Училась она в той же музыкальной школе! Потом были музыкальное училище, знаменитая «гнесинка»… А в 1975 году пришла работать в родную ЦМШ, да так и осталась здесь на всю жизнь. В ее трудовой книжке единственная запись – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин. Как сама она говорит, «угадала с профессией».
Ее «коньком» стало сольфеджио. Елене Тарасовне всегда хотелось, чтобы этот предмет был понятным, доступным, творческим. По ее мнению, главное завоевание их школы – предельно внимательное отношение к ребенку, когда несколько педагогов разных дисциплин сообща выстраивают траекторию его обучения. Безусловно, эта школа уникальна: старейшее учебное заведение в губернии, с большими традициями. Здесь работают профессионалы с большой буквы, замечательные педагоги – пианисты, струнники, народники. Но, нацеливая ребенка на овладение инструментом, ни один преподаватель не скажет, что сольфеджио и музлитература – второстепенные, ненужные дисциплины. Потому что все понимают: большого музыканта отличают глубина и знание музыки – эпохи, в которую она создавалась, творчества композитора, который ее писал.
Елена Тарасовна приводит пример: ее ученик Сергей Рымарь, который вместе с ней участвовал во всероссийском конкурсе, – талантливый пианист. Вместе с его педагогом по специальности Сергеем Загадкиным они решили, что ему обязательно надо заниматься историей музыки, индивидуальным сольфеджио. И в результате получили молодого музыканта, который сочиняет музыку, пишет искусствоведческие работы, занял первое место на всероссийском конкурсе им. Кабалевского.
И таких разносторонних учеников в ЦМШ много. Никита Милентович побеждает одновременно и на всероссийских исполнительских конкурсах, и на международных олимпиадах по сольфеджио. Это вопрос подхода, поясняет Панкратова. Что из дарований ребенка разовьется и станет главным делом его жизни, решает только сам человек, задача учителя – подготовить почву для его развития.
Многие выпускники ЦМШ стали профессиональными музыкантами, добились больших успехов на исполнительском поприще. Среди них – Игорь Яковенко, московский композитор, руководитель джаз-группы, Андрей Новиков, руководитель джаз-бэнда (Лондон), Михаил Богомольный, джазовый пианист (Лос-Анджелес), Даниил Даниленко, Елизавета Караулова. Ряд выпускников Елены Тарасовны вслед за ней выбрали теорию музыки: Елена Филиппова, Дарья Матвеева, Игорь Волков, Илья Куликов. Некоторые уже сами преподают в Московской консерватории, в училище и РАМ им. Гнесиных, работают в Европе, США. Кто-то, получив академическое образование, нашел себя в эстрадно-джазовом направлении – благодаря телевидению на всю страну известны имена вокалистов Александры Гурковой, Ольги Олейниковой, Аллы Рид.
Панкратова убеждена – сегодняшнему учителю сложнее, чем тому, кто работал 30, 40 лет назад: «Раньше авторитет педагога был непререкаемым, а сейчас его нужно зарабатывать, причем каждый раз, с каждым новым классом». И она делает все, чтобы ее авторитет был на самом высоком уровне.
Ирина Кузнецова, директор Детской Центральной музыкальной школы г. Самары:
— Елена Панкратова – очень талантливый и трудолюбивый человек. Любой ее открытый урок – праздник! Она всегда показывает ученика, сама уходя на второй план. Я считаю это высшим пилотажем педагогики. Она 40 лет работает в школе и не позволяет себе снижать планку, «выезжать» на прежних достижениях, всегда в поиске. Но главное – она относится к детям с большим уважением: может потребовать, но мягко, сказать что-то с иронией, но не обидеть. Ребята это чувствуют и искренне любят – и ее, и ее уроки.