Жигулевская школа успешно внедряет инновации в систему образования
В судьбе каждого человека есть своя школа, которая не только ведет в страну знаний, но и учит жизни, служит истоком становления всесторонне развитого человека. В прошлом году ГБОУ СОШ №14 имени полного кавалера ордена Славы Николая Георгиевича Касьянова городского округа Жигулевск исполнилось 50 лет. Сегодня это – ведущее образовательное учреждение города, оснащенное современным оборудованием, отмеченное многочисленными наградами и поощрениями. Возглавляет школу Галина Пушкарева.
Людмила МАРТОВА
Модель развития
Опыт жигулевской школы, внедряющей инновационные технологии, неоднократно был представлен на конкурсах различного уровня. В 2008 году СОШ №14 стала победителем конкурса «Достойные граждане великой страны». С 2012 года школа существенно выросла в результате присоединения структурных подразделений: детского сада №18 «Радуга» и двух учреждений дополнительного образования – станции юного техника (СЮТ) и центра внешкольной работы «Успех» (ЦВР). В 2016 году в ее структуру вошли все спортивные секции Жигулевска. Школа стала базовой площадкой при проведении военно-спортивной игры «Зарница».
Богатый контент открыл хорошие возможности для создания новой модели развития, отвечающей актуальным требованиям к образовательной деятельности инновационной школы. «Коллектив выбрал стратегическое направление: раскрыть индивидуальные возможности каждого ученика через внедрение в учебно-воспитательную программу художественно-эстетического блока и индивидуальной образовательной траектории», – комментирует директор СОШ №14 Галина Пушкарева.
Благодаря поиску новых форм и методов обучения, творческому подходу к работе и педагогическому мастерству школа в полной мере соответствует современным запросам общества. Все участники образовательного процесса (дети, родители, учителя) – это коллектив единомышленников, работоспособный, стремящийся к новым высотам, находящийся в постоянном развитии.
С дошкольного периода на первый план ставится личность ребенка, его индивидуальные потребности и интересы. В детсаду «Радуга» реализуются инновационные технологии, позволяющие эффективно решать дидактические задачи, направленные на поддержку детской инициативы и самостоятельности, создание условий для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка. Например, образовательный модуль «Радужная карусель» создан в целях формирования ключевых компетентностей дошкольников, познавательного и социально-коммуникативного развития детей через создание условий для поддержки детской инициативы, свободы выбора и самостоятельности в различных видах детской деятельности, а также выявления и поддержки детской одаренности. В 2014 году по итогам работы инновационной площадки «Радуге» за профессиональное развитие педагогических кадров, формирование интерактивной среды обучения присвоен статус «Центр компетенций». Другая инновационная форма организации детей, «Парк открытых студий «Карусель», направлена на развитие и социализацию детей в разновозрастных группах. Модель признана эффективной и соответствующей всем требованиям ФГОС ДО, проект стал победителем всероссийского конкурса педагогического мастерства «Лучший проект 2017», имеет положительную внешнюю экспертизу с рекомендацией распространения среди педагогического сообщества и патент на интеллектуальную собственность.
Развитию потенциала детей способствует интерактивная предметно-развивающая среда. Детский сад оснащен интерактивной доской, проекторами с интерактивными приставками. Для коммуникативного развития педагоги успешно используют авторскую методику «Радио». Оно пробуждает в детях любознательность, дает возможность для диалога и интерактивного общения. Медиагруппа также включает газету для родителей «Радужные вести». «Радуга» служит открытой стажировочной площадкой Всероссийской конференции и стажировки «Волга-ТРИЗ». Здесь накоплен большой опыт проведения масштабных мероприятий для педагогов. Работа осуществляется в сотрудничестве с Тольяттинским госуниверситетом.
С 2011 года в детском саду ведется работа по раннему выявлению творческого потенциала воспитанников через систему совершенствования профессионального мастерства педагогов. Проект «Талантливый педагог – талантливые дети» направлен на модернизацию содержания учебно-воспитательного процесса, повышение квалификации педагогов и их дальнейший профессиональный рост. Талант каждого педагога и ребенка востребован. Все педагоги вместе с методистом А.Ф.Стороженко являются активными участниками, лауреатами и победителями конкурсов различного уровня. В 2014 году трем педагогам детского сада – Альфии Стороженко, Олесе Тикуновой и Светлане Рыпаевой – были присуждены премии губернатора Самарской области. В 2016 году в народном фотоконкурсе газеты «Волжская коммуна» детский сад занял первое и второе места.
В школе разработана программа развития творческих способностей и детской одаренности в системе воспитательной работы школы и структурных подразделений. Интеграция основного и дополнительного образования на основе привлечения всех ресурсов и потенциалов, непрерывное обогащение среды, создание ситуации успеха – все эти механизмы реализуются в полной мере. Дети и педагоги стопроцентно включены в проект «От развития способностей – к раскрытию таланта». Серьезная работа, проводимая в дошкольном периоде, обеспечивает преемственность развития в школе и учреждениях дополнительного образования. Здесь используется весь арсенал наработок по выявлению тех или иных способностей, ребята уже осознанно выбирают творческие объединения, занимаются проектированием, экспериментально-исследовательской деятельностью. В учреждении реализуются следующие внеурочные направления: эколого-биологическое, физкультурно-спортивное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-педагогическое, общеинтеллектуальное, общекультурное. Жигулевская школа №14 может гордиться богатством и разнообразием школьной среды: это математические и языковые объединения, театральная студия, спортивный туризм, медиастудии, танцы. В целом, художественно-эстетическое направление представлено 13 студиями по интересам, военно-патриотическое – девятью объединениями. В качестве инноваций в начальной школе внедрен шахматный всеобуч, для учащихся 5-8 классов реализуется альтернативное трудовое обучение (курс «Технология творчества»), функционирует базовая площадка по внедрению новых здоровьесберегающих методик. В рамках предпрофильной подготовки проводятся элективные курсы. Для мальчиков 10-11 классов всех школ города проводятся военно-полевые сборы и огневая подготовка. Как результат объемной работы в школьном портфеле достижений количество победителей и призеров исчисляется сотнями.
Галина Пушкарева, директор ГБОУ СОШ №14:
— Наша работа направлена на воспитание личности выпускника, способного к самостоятельному и конструктивному выбору в различных ситуациях, социально состоятельного (т.е. способного к эффективной ориентации и самореализации в разных социальных средах), социально и граждански зрелого, готового к профессиональному самоопределению. Это тот фундамент, который определяет судьбу человека, его успешность в дальнейшей жизни.
Татьяна Белоусова, руководитель СП ДС №18 «Радуга»:
— Методика выявления одаренности детей на ранней ступени включает многоуровневую диагностику, мониторинг потребностей детей и запросов родителей, анкетирование и другой профессиональный инструментарий. Это крайне ответственная задача, которая требует от педагогов дошкольного учреждения высокого уровня компетенций. У нас работают мастера своего дела, и каждый педагог стремится совершенствоваться в профессии. Эффективность выражается в личных победах педагогов и их воспитанников в творческих конкурсах. Опыт работы неоднократно освещался в педагогическом сообществе.