Четверг, 22.02.2018
Журнал Первый
Масштаб перемен →

Тон задает лидер

23 января 2018

В школе Красноярского района накоплен уникальный опыт
в области коррекционной педагогики

В этом году старобуянская «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» вошла в число 100 лучших школ Российской Федерации, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.
Это событие стало знаковым достижением в копилке многочисленных наград учебного заведения, которое без преувеличения можно назвать школой инновационного поиска. В 2017 году коллектив сделал очередной серьезный шаг в развитии, подготовив проект «Преобразование ГБОУ школы-интерната с. Старый Буян в инклюзивный образовательный центр для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Самарской области».
Людмила КРУГЛОВА

Только вперед
По словам директора школы-интерната Ольги Галкиной, новый статус – это поступательное движение вперед в развитии учреждения, которое позволит осуще-ствлять организационно-методическое сопровождение инновационных процессов инклюзивного образования детей с ОВЗ на территории региона. Собственно, уже много лет школа, так или иначе, является носителем этих функций. В настоящее время школа-интернат села Старый Буян – единственное учреждение, которое охватывает детей с интеллектуальными нарушениями из трех крупных сельских районов: Красноярского, Елховского и Кошкинского. За последние 10 лет накоплен огромный опыт реализации эффективных практик и технологий по обучению, воспитанию, развитию и социально-трудовой адаптации учащихся с ОВЗ. Уникальные наработки служат методической базой для многих учреждений не только Северо-Западного управления образования, но и всей Самарской области, а также других регионов России. Под руководством Ольги Галкиной создана и действует система работы школы-интерната, нацеленная на развитие механизмов компенсации, восполнение пробелов предшествующего развития и воспитания, социально-бытовую адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Анализ социализации наших выпускников показывает, что коррекционная направленность образовательного процесса способствует развитию личностного и интеллектуального потенциала этой категории детей, позволяет компенсировать индивидуальные недостатки развития учащихся», – отмечает директор школы-интерната.
Почти 15 лет назад Ольга Галкина внедрила в образовательный процесс модель коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методика стала прорывной для коррекционной педагогики: за эти годы сотни детей успешно интегрированы в общеобразовательные школы. В рамках пилотной площадки Федерального института развития образования (ФИРО) на базе школы-интерната реализуется технология «Развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами театрализованной деятельности». В школе-интернате создан и успешно внедрен в структуру организационно-методический центр по вопросам инклюзивного образования школьников с особыми образовательными возможностями и потребностями в условиях массового образовательного учреждения.
В данный момент совместно с учеными самарских вузов и в рамках реализации адаптированных образовательных программ идет отработка направления, связанного с модернизацией содержания образования детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности, с учетом требований ФГОС. Школа регулярно обобщает и представляет передовой педагогический опыт своей деятельности на конференциях, семинарах, готовит публикации для научных и профессиональных изданий.

Общественная открытость
Первую золотую медаль российского форума на Ярмарке социальных технологий старобуянская школа-интернат получила в 2003 году – за осуществление проекта, направленного на создание открытого сообщества участников образовательного процесса и социума. Общественная открытость стала одной из системных характеристик школы-интерната. Учреждение активно сотрудничает с администрациями сельского поселения Старый Буян и Красноярского района, с отделом по вопросам семьи, материнства и детства. Воспитанники интерната вовлечены в мероприятия района, что очень важно для их социализации. Вместе с шефами – районной ГИБДД – регулярно проводятся мероприятия «Школа – второй дом», «Школа – дорога в жизнь», «Школа – праздник». Особую гуманитарную миссию по вопросам духовно-нравственного воспитания и развития детей с ОВЗ на протяжении многих лет выполняют благотворительные, общественные, коммерческие организации Самарского региона. Большую помощь детям с ОВЗ оказывают благотворительные фонды «Нарконет», «Общечеловеческие ценности», группы волонтеров «Активисты», «Единомышленники» и организации: ООО «Самарские коммунальные системы», ООО «Изосистема», АНО «УРА», Сбербанка и самарского филиала Газпромбанка, самарского филиала «МДМ-Банк», частный предприниматель Светлана Сошкина, представители малого бизнеса Красноярского района и другие. Специалисты самарских вузов – также постоянные социальные партнеры школы-интерната по научно-методической работе.
Неоценима роль школы в укреплении ценностей семьи. Не секрет, что большинство ребят – выходцы из неблагополучных семей. Педагоги приложили немало усилий, чтобы вовлечь родителей с низкой социальной ответственностью в процесс образования и воспитания детей. По словам заместителя директора по воспитательной работе Галины Каменской, за счет индивидуальной работы с родителями удалось достичь хороших результатов. Родителям сообщают об успехах детей и деятельности школы, предлагают активно участвовать во всех мероприятиях. И лед тронулся: многие взрослые изменились, вспомнили о своих обязанностях и стали помощниками в работе по развитию детей.
«Если говорить о социуме в целом, то к нашим детям в Старом Буяне относятся очень по-доброму, – сообщает Ольга Галкина. – Мы общаемся с ребятами из других школ, и я вижу, что дети – именно новое поколение – наших ребят принимают, не видят их особости, обмениваются телефонами, общаются. Это очень радует, потому что нам хочется, чтобы их принимали без сопротивления, с той степенью любви, как мы любим их».

Ее пример – другим наука
Самарская область одной из первых в стране разработала положение об организации интегрированного образования. Реальной практики не было, и приходилось самостоятельно осва-
ивать тему. За годы работы кандидат педагогических наук, доцент кафедры Самарского государственного социально-педагогического университета Ольга Галкина выпустила более 20 научных статей, ряд из них посвящен новым подходам в управленческой деятельности, повышению эффективности руководителей образовательных центров, менеджменту в условиях инклюзивного образования. В рамках стажировочной площадки факультета специального образования СГСПУ проводятся семинары и научно-практические конференции по инклюзивному образованию, обучение тьюторов для сопровождения педагогов при реализации работы с детьми. За заслуги в коррекционной педагогике директору школы-интерната Ольге Галкиной вручен нагрудный знак «Эффективный руководитель-2017». Педагогический коллектив отмечает, что именно она – инициатор всех новаций в системе работы с воспитанниками.
«Достижения любой организации во многом зависят от позиции руководителя. Ольга Владимировна возглавляет школу 22 года, и с самого начала она стала искать методики, которые помогли бы нашим детишкам достичь наилучших результатов в развитии, – говорит замдиректора по учебной работе Надежда Логинова. – Можно ведь и не делать этого: есть программы, работай добросовестно и спи спокойно. Но прогресс в той или иной отрасли как раз определяют личности, которым «больше всех надо», душой болеющие за своих подопечных и подчиненных, за все, что, как им кажется, можно довести до совершенства».
Ольга Галкина оказалась из когорты таких редких руководителей. Что служит ее побудительным мотивом? По словам директора, призвание, любовь к детям, желание им добра. С ее приходом в школе-интернате началась яркая жизнь: коллектив был вдохновлен на поиск научно-педагогических идей и новинок методической мысли, а главное, на каждодневную борьбу за то, чтобы их воспитанники стали полноценными членами общества.
«Человек должен в жизни сделать одно дело, вложиться в него, не растрачивать себя понапрасну, – говорит Ольга Владимировна. – Я приехала сюда в 1995 году из Ташкента, и надо было заново на новом месте обрести родину и себя. В управлении образования меня спросили: жили в столице, а в село поедете? – «Без вопросов». – «Работали с одаренными детьми в гимназии? А с иными детьми будете?» – «Конечно!» Я до сих пор безмерно благодарна Ефиму Яковлевичу Когану, который почему-то доверил мне коррекционную школу. Очень скоро я поняла, что это – мое».

Подготовка к жизни
Вопросы качественного образования детей с ОВЗ актуализированы в новых стандартах ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Результаты мониторинга качества образования свидетельствуют о том, что более 15 лет в старобуянской школе-интернате отмечается стопроцентная успеваемость учеников по общеобразовательным предметам, качество образования имеет стабильную положительную динамику. По итогам текущего полугодия, в школе три отличника и 34 хорошиста. За период с 2012 по 2017 годы 36% выпускников получили свидетельства об обучении с оценками «4» и «5», а в этом году итоговая аттестация стопроцентно сдана на «отлично». Нелишне обратить внимание на достижения воспитанников в олимпиадах по русскому языку и математике: 20 дипломов, полученных на конкурсах различного уровня, из них 19 первых мест и одно второе.
Приоритетным направлением школы-интерната является трудовое воспитание. Дети осваивают столярное и швейное дело, сельскохозяйственное производство. В старших классах введены предпрофильные курсы «Мебельное производство». К выпуску у ребят сформированы технологические навыки обработки древесины и других материалов, и на экзаменах они демонстрируют мастерство в проектировании и изготовлении мебели. Ремонт в классных комнатах тоже сделан руками воспитанников. На пришкольном участке и в теплицах осваивается сельскохозяйственный профиль – ребята выращивают растения и овощи, знают технику обработки земли, учатся продавать урожай, представлять себя на рынке труда. Предпрофильная подготовка ведется по четырем модульным блокам, содержащим свыше 20 элективных курсов. Как результат, за последние три года до 95% выпускников трудоустраиваются и поступают в учреждения НПО и СПО по профилю, освоенному в школе-интернате. Таким образом, в этих стенах эффективно решается сверхзадача –
подготовить воспитанника к полноценной жизни в обществе.
С 2014 года распространяется передовой опыт старобуянской школы-интерната по реализации воспитательной программы по внеурочной деятельности «ЗОНТ» (здоровье, общение, нравственность, труд). Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования реализуется через организацию фирм и клубов детских объединений «Город мастеров». Воспитанники занимают призовые места на конкурсах литературно-художественной направленности и декоративно-прикладного искусства от районного до всероссийского уровня. Разработка опубликована в сборнике трудов международной конференции «Здоровое поколение – международные ориентиры ХХI века».

Новые возможности
Безусловно, добиться серьезных результатов удалось благодаря слаженности действий коллектива, настоящей команды единомышленников, преданных делу. Многие из них имеют огромный стаж работы в коррекционной школе, от 20 до 40 лет. В школе-интернате много внимания уделяется качеству профессиональной подготовки педагогического коллектива, повышению уровня квалификации педагогов и воспитателей. В настоящее время 56,2% педагогов имеют первую и высшую квалификационные категории, 9% получают специальное образование на базе факультета психологии и специального образования СГСПУ. Директор Ольга Галкина и логопед Наталья Матвеева – обладатели ученых степеней. Педагоги и воспитатели активно участвуют в конкурсах профессионального мастерства, пополняя портфолио школы новыми победами. Потенциал коллектива огромен, и сегодня школа-интернат села Старый Буян предъявляет обществу огромную образовательную мозаику из содержательных, управленческих, научных, организационных и многих других пластов деятельности. Назрела необходимость собрать этот ценный материал в целостную конструкцию, чтобы результатами могли воспользоваться сотни школ и тысячи учеников и родителей. Именно поэтому речь идет о создании образовательного центра Самарской области для детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Расширение спектра деятельности позволит решать такие проблемы, как недостаточность использования инклюзивным образованием ресурсного потенциала, который накопила система специального образования, несформированность механизма взаимодействия между инклюзивным и специальным образованием, – комментирует Ольга Галкина. – Наша школа может выступать методистом и тьютором для педагогов региона в научно-методическом сопровождении инклюзивного процесса обучения детей с ОВЗ, через создание системы сетевого взаимодействия психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования детей с ОВЗ на территории Самарской области. Предложенная идея является инновационной, поскольку в сельской местности Самарской области отсутствуют учреждения такого типа».

Достучаться до сердец
Ольга Галкина 15 лет борется за то, чтобы началось строительство нового здания школы. Сейчас старобуянская школа-интернат располагается в здании купеческого дома, построенного в 1865 году, с пристроем от 1965 года. Общая площадь строения втрое ниже нормы, прописанной государственными стандартами. Здания приспособлены для круглосуточного пребывания и обучения 142 учащихся с ОВЗ, но помещения не соответствуют СанПиН. В учреждении отсутствуют музыкальный и спортивный залы, игровые комнаты, недостаточно душевых и туалетных комнат, комнат личной гигиены для детей. Вся инфраструктура нуждается в модернизации. Администрация школы-интерната с 2002 года неоднократно обращалась в министерство образования и науки Самарской области, в Северо-Западное управление министерства образования и науки Самарской области, к депутату губернской думы А.И.Кислову с ходатайством о строительстве учебного и спального корпусов. Однако проблема остается актуальной из-за отсутствия финансирования.
Директор мечтает построить новое здание, потому что развитие детей с ограниченными возможностями здоровья требует современного комфортного пространства. Школа для детей – гораздо больше чем просто учебное заведение: это их дом, центр Вселенной, откуда начинается их преодоление, их возможность равного старта в обществе. Новые условия, несомненно, послужат мощным стимулом для дальнейшего развития и совершенствования всех звеньев образовательного процесса.
«Сейчас редко звучит слово идея, а ведь наш коллектив, все мы – настоящие идеалисты, объединенные под знаменем гуманистических идей. И ради идей человечности, ради наших детей мы готовы идти до конца. «Учитель –
тот, кто сам растет и в росте том преуспевает, пример зовущий подает и, устремляясь сам вперед, с собой учеников влечет». Это наше кредо», – подчеркивает директор.

Обсуждение закрыто.