Четверг, 15.11.2018
Журнал Первый
Корейский чеболь в Самаре →

Рост производства – рост квалификации

27 февраля 2018

«Самарский Стройфарфор» увеличивает мощности и наращивает квалификацию своих сотрудников

Новые проекты требуют постоянного переобучения сотрудников, чтобы они соответствовали необходимым квалификационным требованиям при работе на новом технологическом оборудовании. Вопрос поиска кадров, дальнейшей переподготовки, как и вопрос профобразования, – один из самых актуальных на заводе «Самарский Стройфарфор».

Иван КРУМ, фото предоставлено ООО «Самарский Стройфарфор»

Лидерство во всем

Завод «Самарский Стройфарфор» является одним из лидеров России по производству сантехники и керамогранита. Доля сантехники среди российских производителей составляет 10%, керамогранита – 6%. На заводе установлено новейшее мировое оборудование по обоим направлениям производства. Объемы производства динамично растут. Продукция выпускается под ТМ: сантехника: ТМ Sanita и Sanita Luxe, керамогранит: ТМ Grasaro и ТМ Kerranova. На заводе реализуется программа по модернизации производственных линий. Все это позволяет открывать новые рабочие места. Сегодня на «Самарском Стройфарфоре» трудоустроено более 2 тысяч человек. За последние пять лет прирост персонала составил около 300 человек. Доля рабочего класса на заводе составляет около 80%. При этом на заводе существует дефицит рабочих специальностей, который зачастую усугубляется потребностью именно в узко квалифицированных кадрах, подготовкой которых в нашем регионе занимаются единицы учебных заведений, а по некоторым из них и вовсе отсутствует возможность получения соответствующей профессии. К таким профессиям относятся литейщик санитарно-строительных изделий на стенде, обжигальщик фарфоровых, фаянсовых изделий, глазуровщик фарфоровых и фаянсовых изделий, прессовщик изделий строительной керамики, изготовитель капов. Так как долгое время престиж рабочих профессий был снижен, это также повлияло на менталитет молодых людей, которые не рассматривают рабочую специальность как престижную и дающую хороший, стабильный заработок. Для решения кадрового дефицита специалистам завода приходится применять не только традиционные методы поиска кадров через агентства (открытые источники информации), но и реализовывать собственные проекты, ориентированные на повышение престижа рабочих профессий.

«Самарский Стройфарфор» – это крупнейшее производство Волжского района Самарской области. С 2005-го по 2016 год выпуск сантехнической продукции на предприятии вырос в 2,5 раза: с 0,7 млн до 1,8 млн штук. Производство керамогранита стабильно на уровне 5 млн кв. м в год.

 

Увеличивая объемы

В настоящее время производственные мощности предприятия загружены полностью, и завод ориентируется на постоянное внедрение новых технологий и совершенствование ассортимента. В 2016 году предприятие подало заявку на софинансирование инвестиционного проекта по сантехнике в федеральный Фонд развития промышленности. Заявленный компанией инвестпроект направлен на расширение производства на существующих мощностях и прирост производства сантехники до 25%, что составит 2,3 млн штук в год. Это, в свою очередь, должно обеспечить рост выручки и прибыли. В 2017 году заявка была одобрена и обществу предоставили 167,5 млн руб. на инвестпроект стоимостью 365 млн рублей. Он предполагает модернизацию действующего туннельно-печного цеха предприятия. Опытно-конструкторские разработки по проекту сделаны в третьем квартале 2017 года. Возврат займа в полном объеме намечен на четвертый квартал 2021 года. В туннельно-печном цехе производятся сушка, обжиг, глазурование изделий. Сегодня там функционируют две туннельные печи. В них поступают полуфабрикаты сантехнических изделий. Там они обжигаются в течение 15-16 часов, двигаясь по туннелю печи. В рамках модернизации в цехе демонтировано старое оборудование, установлена сушилка для сушки полуфабриката. На предприятии производят четыре группы продукции. Каждая из них требует особого режима обжига. В двух действующих печах возможны лишь два режима. За счет установки новой печи для наиболее сложных изделий, например, унитазов, процесс обжига будет оптимизирован и значительно уменьшится брак. Это позволит увеличить выпуск сантехники в среднем и высоком ценовых сегментах, ныне занятых иностранными брендами. Уже сейчас подготовлен фундамент туннельной печи, смонтирована итальянская печь периодического действия, завершена установка новой глазуровочной кабины, смонтированы новые турецкие литьевые машины для литья бачков под давлением.

Сейчас прорабатывается проект по керамограниту. Производство керамогранита начато в 2004 году, с установкой первой линии. В 2008 году смонтированы еще две линии, объем производства увеличился до 5 млн кв. м в год. Сейчас в планах завода – заменить один маленький пресс на другой, больший по размеру, чтобы производить плиту большого формата, и заменить одну из печей на более длинную. Реализация этого проекта позволит выпускать керамогранитную плиту большого размера (не 600 × 600 мм, а 600 × 1200 мм). По этому проекту уже ведутся переговоры с Фондом развития промышленности на его софинансирование.

Установка нового оборудования по обоим направлениям влечет за собой не только повышение количества новых рабочих мест, но и привлечение нового персонала с более высокой квалификацией. Уровень требований к персоналу повышается, так как уровень устанавливаемого оборудования выше, чем установлено сейчас. Новое оборудование автоматизировано, поэтому человек должен как минимум управляться с электроникой.

Установка нового оборудования влечет за собой не только повышение количества рабочих мест, но и привлечение персонала с более высокой квалификацией

 

Учиться и учить

Сейчас одна из главных задач, которая стоит перед отделом кадров, – организовать процесс по обучению нового либо переобучению существующего персонала, повышению его квалификации для работы на новом высокотехнологичном оборудовании. Всего надо подготовить около 350 человек.

Завод сам готов обучать и переобучать сотрудников и повышать их квалификацию. На предприятии есть свой учебный класс, в 2015 году получена лицензия на образовательную деятельность. Эта лицензия позволяет сотрудникам в рамках отдела обучения готовить персонал для работы на всех участках производства: самим разрабатывать программы по обучению, переквалификации, готовить учебные пособия и заниматься как обучением нового, так и переобучением уже работающего персонала.

Завод рассматривает варианты вхождения в государственные программы, которые дают возможность повышения квалификации персонала и выделяют финансирование под это. Как отмечает генеральный директор завода Павел Мисюля, у каждого проекта есть своя экономика, рассчитан свой срок окупаемости. Если у нас получится за счет государственной программы снизить издержки на обучение, то это, конечно, улучшит показатели проектов. Наш принцип – не ждать, когда государство начнет платить, а реализовывать проекты своими силами. И уже имея высокую уверенность в завершении проектов, обращаться за помощью.

 

Павел Мисюля, генеральный директор ООО «Самарский Стройфарфор»:

— Вхождение в государственную программу нам важно для минимизации затрат по проектам. Поэтому мы рассматриваем варианты программ, которые нам посодействуют в обучении наших рабочих. Например, сейчас мы рассматриваем совместно с министерством труда, занятости и миграционной политики Самарской области и министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области программу «Повышение производительности труда и поддержки занятости в Самарской области на 2017-2025 годы». В рамках этой программы завод уже посетила команда представителей этих министерств во главе с врио министра труда, занятости и миграционной политики Ириной Никишиной и Михаилом Ждановым, первым заместителем министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Виктория Варфоломеева, заместитель директора по кадрам ООО «Самарский Стройфарфор»:

— Уровень квалификации тех людей, которые сейчас трудятся на имеющемся оборудовании, ниже, чем необходимый для работы на новом высокотехнологичном оборудовании, которое будет работать после запуска проектов. Поэтому наша задача – набрать новый персонал и обучить его либо переобучить имеющийся. Для обучения или переобучения у нас есть все: лицензия, учебный класс, методические пособия, наставники, инструкторы и опыт.

Ирина Никишина, врио министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области:

— На уровне государства разрабатываются программы, которые поддерживают производственные предприятия, например, сейчас действует программа «Повышение производительности труда и поддержки занятости в Самарской области на 2017-2025 годы». Очень хорошо, что есть предприятия с готовыми проектами, ориентированными на рост производительности труда и модернизацию производства, такие как «Самарский Стройфарфор». Мы сейчас в активной фазе переговоров с заводом по принятию решения о включении его в данную программу.

 

Увеличивая престиж рабочих профессий

Кроме всем известных методов поиска новых сотрудников, на заводе создаются разного рода проекты, через которые проводится работа с потенциальными сотрудниками. Конечные цели этих проектов – увеличение престижа рабочих профессий среди молодежи (учащихся школ, специализированных колледжей) и дальнейшее их привлечение к работе на заводе.

Собственный отдел обучения завода, обладая лицензией на обучение, имеет право осуществлять образовательную деятельность непосредственно на заводе. Лицензия получена в 2015 году и позволяет работнику освоить профессию и квалификацию. Обучение сотрудников длится по разным специальностям до трех месяцев, по окончании его сотрудник получает сертификат с присвоением профессии.

Для решения задачи по найму уже готового персонала на работу в 2016 году завод вступил в переговоры с министерством образования и науки Самарской области об организации на базе одного из колледжей группы, в которой будут готовить специалистов по профессиям, необходимым для работы завода. Это, в частности, «обжигальщик фарфоровых и фаянсовых изделий», «изготовитель капов», «литейщик санитарно-строительных изделий на стенде». В феврале 2017 года Самарский металлургический колледж получил лицензию на подготовку кадров для «Самарского Стройфарфора», и с сентября 2017 года была набрана группа. Все учащиеся во время учебы пройдут практику непосредственно на заводе «Самарский Стройфарфор» и после окончания колледжа будут трудоустроены.

Для поиска новых сотрудников и увеличения престижа рабочих профессий завод «Самарский Стройфарфор» участвует в проектах, нацеленных на популяризацию рабочих профессий, а также сам организовывает такие проекты в рамках общей стратегии.

В 2015 году завод «Самарский Стройфарфор» выступил партнером регионального этапа и Национального полуфинала чемпионата WorldSkills Russia. WorldSkills International (WSI) – международная некоммерческая ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру, популяризация рабочих профессий через проведение международных соревнований. Руководство завода оценило важность проводимых мероприятий для укрепления престижа рабочих специальностей в России. Компания поддержала победителей обоих этапов ценными подарками и сертификатами на покупку продукции ведущих торговых марок собственного производства.

С 2015 года «Самарский Стройфарфор» совместно с молодежным центром «Самарский» участвует в проекте «Кадры. Популяризация рабочих профессий», в рамках которого сотрудники отдела персонала знакомят учащихся 9-11 классов с производством завода, организовывая экскурсии на завод и показывая мастер-классы отдельных профессий.

Еще один проект, который позволил ознакомить учащихся школ с заводом и с его продукцией, – совместный проект с министерством образования и науки Самарской области «Грани мастерства». В рамках этого проекта состоялся конкурс, в котором участвовали три колледжа Самарской области: Тольяттинский социально-экономический колледж, Поволжский строительно-энергетический колледж им. П.Мачнева и колледж технического и художественного образования г. Тольятти. Учащиеся этих заведений организовывали команды, которые затем сами выбирали помещения для ремонта, разрабатывали дизайны новых своих помещений и затем осуществляли ремонт своими силами, используя керамогранит и сантехнику «Самарского Стройфарфора». Конечная цель проекта – знакомство с деятельностью завода, с его продукцией и дальнейшее привлечение учащихся для работы на нем. Проект был признан лучшим и победил в региональном этапе национального конкурса «Серебряный Лучник» в номинации «Корпоративная социальная ответственность».

По словам директора департамента по связям с общественностью Елены Осиповой, все проекты, в которых «Самарский Стройфарфор» участвует или лично организовывает, имеют одну конечную цель: повышение престижа рабочих профессий и привлечение на завод потенциальных сотрудников. При этом завод все более заинтересован в образованных людях, так как уровень устанавливаемого оборудования очень высок и от людей, которые будут работать на заводе, требует высокой квалификации.

 

Проект «Самарского Стройфарфора» «Грани мастерства» – победитель в региональном этапе национального конкурса «Серебряный Лучник» в номинации «Корпоративная социальная ответственность»

Обсуждение закрыто.