Понедельник, 24.09.2018
Журнал Первый
Россия без хлеба не останется →

Любовью и единением спасемся

27 марта 2018

В Сызрани реализован уникальный музыкально-просветительский проект

У каждого человека –​ своя дорога к храму. И иногда, случается, выводят его на эту дорогу концерты симфонической музыки, такие, какой в канун Великого поста был представлен на сцене Сызранского драмтеатра им. А.Толстого – «Великий подвижник Земли Русской Сергий Радонежский».

Светлана ИШИНА

Организаторами проекта, при поддержке Сызранской епархии, стали Самарская филармония, управление культуры администрации г.о. Сызрань и Центр музыкального искусства и культуры. Автором программы выступил дирижер филармонии, заслуженный артист РФ Георгий Клементьев. На одной сцене он объединил несколько коллективов: самарский камерный оркестр Volga Philharmonic, муниципальные коллективы г.о. Сызрань – духовой и камерный оркестры Сызрани, ансамбль звонарей «Благовест», академический хор «Многолетие», мужской хор МБУ «ЦМИиК» и хор Казанского кафедрального собора. Кроме того, в программе участвовала оперная певица Юлия Маркова, а житие преподобного Сергия читала лектор-музыковед филармонии Ирина Цыганова. Такой расширенный состав исполнителей не случаен. По мнению дирижера, только так, мощно и полнозвучно, можно передать величие духа человека, личность которого уже семь веков притягивает к себе, и далеко не только людей церкви.

Сергий Радонежский не был полководцем, писателем или философом, не оставил после себя книг и учений, но главным учением была сама его жизнь, его пророчества и наставления. Литературно-музыкальное повествование сопровождалось показом слайдов с картинами русских художников, и все это создавало атмосферу погружения в эпоху, когда жил и нес свой молитвенный подвиг великий святой.

…Гаснет свет, и из глубины сцены к зрителям выходит монах с зажженными свечами в руках. Первая –
Богородице, вторая – Сергию, их иконы по краям сцены. Звучат удары колокола, на сцену неспешно восходит хор «Многолетие», из глубины сердец льется тихое, проникновенное: «Приидите, поклонимся…». Еще мгновение – и, словно весенняя река, концертный зал оглушает «Русь колокольная» Андрея Петрова…

Ирина Цыганова говорит о том, что есть какая-то тайна, что духовные светочи, подобные Сергию Радонежскому, приходят на землю в самые тяжелые времена. И сегодня, спустя семь веков, к его мощам припадают страждущие, у него просят защиты… Отшельник и чудотворец, духовный собиратель народа, сумевший «тихими и кроткими словами» примирить враждующих русских князей, и когда – накануне Куликовской битвы!

Даже людям, далеким от церкви, жизнь Сергия интересна, и зал слушает Ирину Цыганову в полной тишине. Страницы жизни великого человека иллюстрирует великая музыка: звучат фрагменты симфонических сочинений Рахманинова, Чайковского, Свиридова. Их сменяют произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Танеева – воистину драгоценные камни из сокровищницы мировой музыкальной культуры!

Истинным подарком слушателям стало выступление Юлии Марковой – арию «Мертвое поле» из кантаты Прокофьева «Александр Невский» она исполнила так проникновенно и искренне, что в какой-то момент певица, казалось, стоит не на сцене, а посреди холодного поля, залитого кровью павших воинов, и оплакивает всех мужчин, не голосом – сердцем: «Поищу я славных соколов, женихов моих, добрых молодцев…»

И, сидя в зале, начинаешь понимать: это – не только про Ледовое побоище, про Куликовскую битву. Это – про все войны, которые еще предстоит пережить нашей многострадальной земле, про все слезы, которые предстоит выплакать русским женщинам…

Часовая программа пролетела как один миг, разрозненные музыкальные номера соединились в одно большое, яркое полотно. И публика вознаградила артистов не просто аплодисментами – долгими овациями. После концерта люди признавались, что чувствовали себя просветленными, очистившимися от суеты и скверны… «Такие программы – редкость, так как сегодня публику в основном развлекают, а эта – совсем иное, она задевает в человеке что-то очень глубинное, несет просветление души», – сказала одна из слушательниц Светлана Волченкова. «На мой взгляд, самое ценное – в этой программе нет ничего лишнего. Нельзя сказать, что она сугубо религиозная, но на протяжении всего повествования тонкой нитью проходит духовно-нравственный смысл, и это важно», – говорит Елена Шарапова, художественный руководитель Центра музыкального искусства и культуры.

Сам Георгий Клементьев после концерта признался: для него знакомство с Сергием Радонежским было «открытием ворот в духовную жизнь». Произошло это в 1970 году: он учился в Гнесинском институте, и однажды друзья пригласили его в Загорск. Он был комсомольцем, но ему было интересно побывать в Троице-Сергиевой лавре. Впервые в жизни он оказался у мощей преподобного – «окунулся в святость». Прошло 24 года – он окончил Гнесинку, затем Уральскую консерваторию, работал на Дальнем Востоке, в Сибири… А в 1990 году вернулся в Самару и, как только было разрешено со сцены говорить на духовные темы, стал создавать просветительские программы. Первой из них стала программа о Сергии Радонежском. Уже потом родились «Богородице Дево, радуйся», «Серафим Саровский», «Псалмы царя Давида». В 2006 году он с коллегами даже получил грант за цикл, пропагандирующий русскую идею в мировом искусстве. И сегодня, видимо, настало время, чтобы возродить эти программы. Люди ждут их.

Владыка Фома, епископ Сызранский и Жигулевский:

-​ Сегодняшний концерт – необыкновенный по своей наполненности и духовной радости, которая изливалась со сцены. Такие программы, к сожалению, звучат редко, но они – истинные шедевры и объединяют людей. К пустому колодцу за водой не ходят. Житие преподобного Сергия – это настоящий родник, источник живой воды, пример трудолюбия, смирения и добра. Музыка и слово дали нам возможность прикоснуться к личности великого святого и на минуту задуматься о нашей истории, сегодняшнем дне, своих делах во благо других людей. В конце программы дирижер вывел на сцену юного звонаря Семена Агашина и сказал: «Это будущее Святой Руси». И зал взорвался аплодисментами, потому что это действительно так! Семен пишет стихи о Боге, играет в ансамбле сызранских звонарей, а ведь ему только 11 лет. Музыканты показали свое мастерство, рядом с самарскими были наши сызранские исполнители, и зал охватывала гордость за них. Хотелось бы, чтобы подобные концерты имели продолжение и стали примерами для других городов Самарской области, а может, и всей России.

Ольга Дидык, руководитель управления культуры администрации г.о. Сызрань:

-​ Сколько красоты и силы в русской классической музыке! Для сызранского зрителя эта культурно-просветительская программа – уникальный проект, который дает возможность соприкоснуться с глубоким и прекрасным миром симфонического искусства. А для наших музыкантов участие в этом концерте, работа с дирижером и оркестром такого уровня – большая удача, хорошая школа совершенствования своего исполнительского мастерства и дальнейшего профессионального роста.

Георгий Клементьев, заслуженный артист РФ, дирижер, музыковед, педагог, журналист, музыкальный общественный деятель:

— Сызрань – удивительный город! Я благодарен публике за необыкновенное тепло и потрясен музыкантами, с которыми мы работали в этой программе, их высочайшим профессиональным уровнем и стремлением объединить усилия в создании новой программы. Во время концерта мы все пережили счастливые минуты: почувствовали живую связь с преподобным Сергием, связь и полное взаимопонимание друг с другом, связь с публикой – внимающей, любящей. И в результате все, что мы задумали, нам действительно удалось – с Божьей помощью, с помощью Сергия Радонежского. Поверьте, это великое счастье. Редко встретишь в наше время такое единение людей: первые несколько минут зрители кричали «браво», а затем весь зал, встав, скандировал «спасибо», и оно звучало как «спаси Бог»…

Елена Иванова, музыковед:

-​ Публику восхитило живое исполнение Рахманинова, Чайковского. Вместе с великой музыкой мы пережили жизнь великого святого и сопоставили ее со своей жизнью, получив духовный урок. Хочу отметить еще одну особенность: дирижер Клементьев презентовал не самого себя, как это часто бывает, а музыку и исполнителей. Люди в зале слушали очень внимательно, присутствовал момент сотворчества, сопереживания. А это очень важно – почувствовать себя причастным к великому наследию предков.

Обсуждение закрыто.