Дети перенимают духовно-нравственные качества у учителей
В школе поселка Краснооктябрьский Большечерниговского района задачу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения считают ключевой. Поэтому здесь стараются сохранить и возродить то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы.
Евгения БУСЛАЕВА, Вероника ПОДРЕЗОВА (фото)
Педагоги Краснооктябрьской школы считают, что нравственное воспитание становится эффективным только тогда, когда оно осуществляется как целостный процесс, соответствующий нормам общечеловеческой морали. Учителя в тесном взаимодействии с родителями и односельчанами стараются формировать у подростков морально-нравственные критерии – добро, милосердие, заботу, образованность, порядочность, честность.
Нравственное развитие учеников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала. Духовное воспитание школьников происходит на всех уроках. Но особенно широко для нравственного влияния на детей используются возможности учебных материалов по литературе и истории, наполненных большим количеством морально-этических суждений. На этих уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.
Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, характер его общения при различных обстоятельствах. Поэтому педагоги в Краснооктябрьской школе демонстрируют примеры увлеченного, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и детьми, что укрепляет в подростках веру в торжество морали. Учителя стараются не допускать того, чтобы слова расходились с их делами и поступками.
Прививать ученикам тонкости вежливости, такта и искусства общения, помогать осваивать хорошие манеры, правила поведения, воспитывать чувства почтительности и чуткости – задача в том числе и классных руководителей. Для этих целей они проводят устные журналы, беседы, лекции, уроки вежливости и хороших манер, анкетирование, диспуты, конференции, праздники вежливости и т.д.
Другим важным источником нравственного опыта краснооктябрьских школьников является и разнообразная внеклассная работа. Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности, являются кружки и спортивные секции, творческие объединения. Огромна роль и традиционных праздников, таких, как «День знаний», «Новогодний калейдоскоп», «День Матери», «День Семьи», Фестиваль Дружбы народов, праздник последнего звонка и других.
Для формирования отношений между детьми, воспитания у них нравственных чувств в школе проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Немаловажную роль в развитии у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, играет курс «Основы православной культуры» во 2-7 классах и курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 4 классе. В ходе их изучения школьники задумываются о смысле жизни, усваивают понятия «добро» и «зло», «грех» и «наказание». И особо учителя отмечают позитивное отношение к осуществляемой работе родителей учеников, которые поддерживают педагогический коллектив в реализации программ духовно-нравственного воспитания.
Наталья Коба, директор ГБОУ СОШ им. А.А.Каргина п. Краснооктябрьский:
— Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуются самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Получится ли это у педагога, зависит от его грамотности и разнообразия применяемых им методов воспитания, которые должны вызывать эмоциональный отклик у детей.