Вторник, 16.10.2018

Территория детства

30 марта 2018

Школа-интернат №115 стала вторым домом для своих воспитанников

Детство – это особый волшебный период, когда происходит становление маленького человека, идет развитие его как личности, закладываются основные духовные и нравственные качества. И в этот период очень важно, чтобы рядом с ребенком оказались неравнодушные творческие люди, профессионалы своего дела. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья.

Евгения БУСЛАЕВА

Необходимая поддержка

Самарскую школу-интернат №115 для ребят с ограниченными возможностями здоровья по праву можно назвать территорией детства. Ведь здесь учатся особенные дети, которым требуется больше внимания и поддержки. Это ребята с интеллектуальными нарушениями, с различными сопутствующими заболеваниями, нуждающиеся в создании особой коррекционно-развивающей среды. И педагоги школы стараются сделать максимум возможного, чтобы эти особенные дети получили необходимую психолого-педагогическую поддержку, обрели знания об окружающем мире, освоили полезные трудовые навыки, а также стали более уверенными, свободными и эффективными в современном обществе.

Программа развития школы включает в себя реализацию целого ряда проектов, среди которых –  «Здоровье», «Формирование коммуникативных компетенций», «Я – гражданин», «Профилизация», «Создание комфортных и безопасных условий», «Экологическая радуга». В рамках этих проектов с детьми занимаются как во время уроков, так и в свободное от занятий время.

Основная задача проекта «Здоровье» – укрепление физического здоровья детей и повышение их реабилитационного потенциала. Для достижения этого результата в школе используются различные медицинские, логопедические, педагогические технологии. В начальной школе педагоги-психологи работают по программе социально-личностного развития «Светлячок», проводят коррекционно-развивающие занятия «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», «Психогимнастика». Для старшеклассников организуют «Уроки психологического здоровья», «Паутину», тренинги личностного роста. Школьный логопед проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекции звукопроизношения.

Развивающая внеурочка

Формированию коммуникативных компетенций у детей особое значение уделяется во внеурочное время. В школе каждому ребенку найдется дело по душе. Здесь организованы и работают различные кружки и секции. Все занятия имеют коррекционно-развивающий характер, поэтому кружковая работа в школе стала еще одним эффективным средством реабилитации детей-инвалидов.

В школе организован единственный в России театр с участием детей с легкой и умеренной умственной отсталостью – театр моды «Золотая пчелка». Ребята постоянно и успешно выступают на различных фестивалях и конкурсах, где соревнуются не только с детьми с ОВЗ, но и с нормально развивающимися сверстниками. В прошлом году этому театру моды, которым руководит Ирина Михайлюк, присвоено звание «образцовый».

Выступлений еще одного творческого коллектива школы – кукольного театра «Теремок» – всегда с радостью и восторгом ожидают воспитанники «Самарского пансионата для детей-инвалидов», центра «Семья» Промышленного района, реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, детских садов и других учреждений города. Под руководством Ольги Фроловой и Лилии Лихачевой ученики постигают азы актерского мастерства, учатся красиво говорить, легко двигаться. Кукол для спектаклей шьют сами дети на занятиях трудового обучения под руководством педагога. В конкурсе «Зимняя сказка» в этом году кукольный театр снова занял призовое место.

Одно из популярных направлений деятельности школы – экотеатр, им руководит Татьяна Цибенкова. Среди его лучших постановок – экологические спектакли «Как Вовка чистую воду искал», «Давайте беречь природу», «Как Баба Яга экологом стала». С проектом «Экологическая радуга» ребята на протяжении нескольких лет участвуют в конкурсе «Эко-лидер» и являются его неоднократными победителями. Одна из последних побед –
воспитанники интерната вновь признаны лучшими во всероссийском экологическом конкурсе «Эковоз».

Большое внимание уделяется развитию детей-инвалидов с помощью танцевальной терапии. На базе школы действует сразу несколько танцевальных кружков: «Солнышко», «Современный танец», «Вдохновение». Здесь успешно занимаются дети с умеренной умственной отсталостью, синдромом Дауна. Об их успехах свидетельствуют многочисленные дипломы и грамоты с различных творческих конкурсов и фестивалей.

В школе работают еще кружки декоративно-прикладного творчества, рисования, хорового пения. То есть у детей масса возможностей для развития своих творческих способностей. Кроме того, во время занятий дети внутренне расслабляются, раскрепощаются, снимается напряженность в отношениях, развиваются коммуникативные качества. Занятия, по сути, стали дополнительным средством реабилитации детей-инвалидов.

Старшеклассники с интересом занимаются в «Клубе любителей истории», участвуя во всех городских мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма подрастающего поколения. А еще в интернате полным ходом идет работа над созданием школьного музея, который должен стать маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций. Главной в этой работе становится тема семьи. Эта идея появилась благодаря богатой истории семьи директора школы Татьяны Томенко – рода Сапунковых-Сивинцевых, который хорошо известен в Самарском крае с 19 века.

Всестороннему развитию учеников и формированию у них активной жизненной позиции способствует участие школы-интерната в общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (РДШ). Благодаря методам работы в РДШ воспитывается чувство патриотизма учеников на основе любви к школе, малой родине, своей стране, формируется позитивное отношение к здоровому образу жизни. К слову, о ЗОЖ: вот уже второй учебный год дети с удовольствием занимаются в бассейне спорткомплекса «Орбита». И результат от оздоровительных занятий по плаванию уже есть. Воспитанники стали намного реже болеть простудными заболеваниями.

В ДЮСШ №18 ученики интерната занимаются футболом. Недавно состоялось незабываемое для многих детей событие – встреча с игроками команды «Крылья Советов», после которой дети получили в подарок от футбольного клуба по два комплекта спортивной формы.

Вдохновитель и единомышленники

Главный вдохновитель кипящей в школе работы – директор Татьяна Томенко, награжденная знаком «Почетный работник начального профессионального образования РФ», званием «Отличник профессионально-технического образования РФ», Почетной грамотой министерства науки и образования Самарской области. Под ее руководством педагоги школы вместе со своими учениками становятся активными участниками и победителями различных всероссийских и региональных конкурсов и фестивалей. Так, по результатам конкурса «100 лучших школ России» интернат №115 награжден дипломом лауреата в номинации «Школа года-2014 – лидер в области внедрения инновационных технологий». В Санкт-Петербурге в 2016 году это образовательное учреждение стало лауреатом всероссийского конкурса «Лучшая коррекционная образовательная организация — 2016». В том же году школа внесена в раздел «Наука и образование» федерального электронного реестра «Доска Почета России»

Татьяна Томенко,  директор школы-интерната №115:

— Педагоги в нашей школе проводят огромную работу, которая не только позволяет детям-инвалидам с различной степени нарушениями интеллекта добиваться успеха в фестивалях и конкурсах без «скидки» на уровень здоровья. Главное – что у этих ребят появляется стремление к жизни, возможность самореализации, уверенность в себе.

 

Обсуждение закрыто.