Воспитывают души смолоду

1 марта 2018

Уроки нравственности находят благодарный отклик у детей и родителей

В школе поселка городского типа Петра Дубрава Волжского района к духовно-нравственному воспитанию учащихся подходят системно. В классах начальной, основной и средней ступени ребята изучают основы православной культуры, духовно-нравственной культуры народов России, нравственные основы семейной жизни. Но не меньшую пользу по формированию моральных устоев приносят тематические мероприятия и встречи с признанными носителями той самой духовности.

Светлана МИНАЕВА

Духовно-нравственное воспитание молодежи имеет особое значение в общественной жизни государства. Юное поколение должно уже с детства понимать истинные, а не наносные духовные ценности. В ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава развитие и воспитание учащихся обеспечено всем укладом школьной жизни.

В 1-3 классах во внеурочной деятельности ребята знакомятся с программой «Духовно-нравственная культура России», поэтому в 4 классе в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» большинство школьников выбирают для изучения «Основы православной культуры». На этих уроках дети узнают о православных символах, важнейших исторических событиях и произведениях художественной литературы и искусств. В 5 классе школьники изучают «Основы духовно-нравственной культуры народов России», где углубляют и расширяют свои знания об этнических, культурных, семейных традициях и ценностях, народном эпосе и фольклорных праздниках.

В школе с января 2017 года был введен элективный курс «Нравственные основы семейной жизни», который одобрили родители десятиклассников. Сегодня его изучают в 10 и 11 классах. На занятиях ребята знакомятся с такими темами, как «Тайна пола», «Любовь и влюбленность», «Стыд и совесть» и другими, раскрывающими смысл, ценности и нормы семейной жизни. На тему «Что такое любовь?» школьники написали сочинения, где рассуждали о любви к родителям, противоположному полу, дружеской любви и влюбленности. Этот курс необходим именно старшеклассникам, признали их родители в беседе с педагогами, ведь старшие школьники стоят на пороге взрослой жизни.

В рамках внеурочной деятельности в основной школе ведется курс «Самарское краеведение», где ребята знакомятся с историей, природой и культурой родного края, готовят проекты об истории своей семьи, любимых национальных и семейных праздниках. Важнейший ресурс воспитания духовности – школьный этнографический музей «Русский дом». Прекрасной основой для изучения материальной культуры русского народа, его образа и быта являются экспонаты, которых в музее более 1000. На базе музея проходят уроки окружающего мира, истории, литературы, искусств, выставки творческих работ, семинары педагогов. Разработан и проведен цикл экскурсий и классных часов «Культура народов Поволжья», «Убранство русской избы», «Чаепитие на Руси», «Народные праздники», «Домашняя мебель и утварь», «Крестьянское жилище», «Народный костюм». Экскурсии проводят сами ребята.

В Петра-Дубравской школе проводится много мероприятий духовной направленности. Но особый вклад в формирование духовности вносит общение с выдающимися людьми. Таким стала встреча с известным русским писателем, лауреатом Патриаршей премии, всероссийских литературных премий имени Александра Невского, Виктора Розова, членом Союза писателей России Николаем Викторовичем Агафоновым. По словам ребят, эти уроки литературы запомнились им на всю жизнь.

 Ирина Барышова,
директор ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава:

— В законе об образовании важнейшей задачей современной школы обозначено изучение и освоение духовных ценностей народной культуры, ее традиций. Без знаний прошлого, уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым. Чтобы воспитать истинного гражданина своей Родины, нужно начинать с малого – с ранних лет надо вкладывать в сознание ребенка понятия «народные традиции», «народные праздники», «семейный уклад». Поэтому в нашей школе изучение отечественной культуры, возрождение интереса к народным традициям, семейным ценностям служит важным средством духовно-нравственного воспитания учащихся.

Обсуждение закрыто.