В этом году исполняется ровно 100 лет со дня создания в России государственной системы дополнительного образования
У системы дополнительного образования – особое предназначение. От того, насколько она эффективна, как профессионалы подходят к своему делу, напрямую зависит развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных качеств ребенка.
Евгения БУСЛАЕВА, Игорь КАЗАНОВСКИЙ (фото) «Волжская коммуна»
Каждый найдет свое
Сегодня на территории Самарской губернии дополнительным образованием детей занимаются 89 учреждений и 74 структурных подразделения и филиала школ в муниципальных районах области.
Наиболее популярными у губернских ребят традиционно являются кружки и секции художественного и физкультурно-спортивного направлений. В последние годы отмечен всплеск интереса как у подростков, так и у младших школьников к занятиям техническим творчеством. Треть от всех занимающихся посещает объединения художественной направленности. Выбор программ, обеспечивающих художественно-эстетическое и духовно-нравственное развитие детей, огромен. Ребятам предоставляется возможность заниматься самыми разными видами творчества: хореографическим, литературным, изобразительным, декоративно-прикладным, музыкально-исполнительским, вокальным, дизайнерским, театральным и цирковым. И большинство детей участвуют в разнообразных конкурсах, развивающих свой творческий потенциал. Только областных конкурсов художественной направленности ежегодно проводится более 15. Результатом выступления ребят на областных и всероссийских фестивалях становится присуждение высокого звания «Образцовый детский коллектив». Сейчас таких в Самарской области – 95.
К здоровому образу жизни и творчества
Ежегодно в области проводится более 400 физкультурно-спортивных мероприятий для детей и молодежи, в которых участвует более 40 тысяч человек. Каждое из этих соревнований еще больше воодушевляет ребят на достижения спортивных вершин. Самарская область держит первое место в Приволжском федеральном округе по количеству сдавших норматив на золотые, серебряные и бронзовые значки.
Около 20% детей активно работают в объединениях социально-педагогической направленности. Здесь формируется гражданская позиция ребят, облегчается их социализация, стимулируется интерес молодого поколения к решению важных общественных проблем, развивается рефлексивное мышление подростков. Ежегодно в социально-педагогических программах участвует более 100 тысяч человек.
Стремительно набирает темпы популяризация научно-технического творчества с целью повышения престижа инженерных профессий среди молодежи и стимулирования ее интереса к сфере инноваций и высоких технологий. Во многом тому способствуют областной молодежный фестиваль по робототехнике и другие мероприятия.
Лучшие из лучших
Ключевую роль в том, как регулярно дети посещают кружки и секции и насколько увлеченно занимаются творчеством, спортом, исследовательской и общественной деятельностью, играет личность педагога. В учреждениях
допобразования области число молодых преподавателей и тренеров с каждым годом растет.
Столетию системы дополнительного образования в России был посвящен в этом году и финал ХIV областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования детей Самарской губернии «Сердце отдаю детям». Конкурс проводится с 1995 года. Педагоги допобразования из самых разных городов и сел губернии представляют свое педагогическое кредо. Профмастерство они демонстрируют на занятиях с не знакомыми им учениками, которые проводятся в рамках конкурса. Дети с интересом погружаются в любой вид деятельности только под руководством грамотного, талантливого педагога, который сам увлеченно работает.
В этом году в финале конкурса участвовали 40 педагогов. Победителей определяли в шести номинациях. В номинации «Социально-педагогическая» первенствовала педагог дополнительного образования СОШ №1 Дом детского творчества «Гармония» села Борское Елена Черенкова. Определить победителя в номинации «Техническая» жюри конкурса затруднилось, присудив два вторых места – педагогам допобразования Екатерине Куликовой из самарского Центра детского творчества «Ирбис» и Дарье Савиной из тольяттинского Гуманитарного центра интеллектуального развития. В номинации «Художественная» первое место присуждено педагогу Шенталинской Детской школы искусств Любови Поляковой. В номинации победу одержала тренер ДЮСШ поселка Суходол Сергиевского района. Лучшим в номинации «Туристско-краеведческая» признан Иван Павлов – учитель истории школы села Пестравка и педагог местного Дома детского творчества, который является структурным подразделением СОШ села Майское. Он же удостоен и главного приза – Гран-при конкурса «Сердце отдаю детям» и звания «Лучший педагог дополнительного образования Самарской области».