Чувашский колорит

9 мая 2018

В шенталинских школах формируют национальное самосознание учеников

В Шенталинском районе немало сел, где исторически проживает в основном чувашское население. Поэтому одну из основных задач современного образования – воспитание гражданина и патриота своей страны – в школах этих сел решают путем формирования у детей национальных самосознания и идентичности через сохранение чувашской культуры, истории и языка. Педагоги приобщают подрастающее поколение к обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностям.

Евгения БУСЛАЕВА

Воспитание историей

В школе села Четырла одним из основных инструментов формирования национального самосознания служит краеведческий музей. Создан он был 40 лет назад как музейная комната силами Любови Медведевой. В его стенах можно узнать об истории образования в селе Четырла, традициях проживающего в нем чувашского народа, жизни сельчан. В музее, экспозиции которого постоянно пополняются, собран богатый материал по истории родного края. Здесь проходят уроки истории, родного языка и литературы. Выстроенная в сельской школе музейная работа дает учителю неограниченные возможности для проведения нестандартных уроков, различных мероприятий, органично вписывается в систему образования как один из способов творческого развития личности.

Сегодня школьным музеем руководит учитель истории Василий Иванов. Ему, вместе с детьми, которых он заинтересовал историей родного края, удалось собрать удивительные экспонаты старины, реликвии чувашской национальной культуры. В старом здании школы, где разместился музей, действуют постоянные экспозиции: краеведческая гостиная «Истоки», сельская изба народного быта чувашей, уголок Боевой славы. В насто-ящее время в процессе создания находится экспозиция «Учителя-ветераны Четырлинской школы» и многое другое. «Важно, что музей служит не только хранилищем документов, – считает директор ГБОУ СОШ с. Четырла Николай Круглов. – Здесь формируется система ценностей учащихся, воспитывается патриотизм и любовь к малой родине». Кроме того, музей стал площадкой для обучения родному языку и фольклору. Это направление творчески и самобытно ведет учитель Татьяна Кириллова. Ее ученики ежегодно занимают призовые места на областных и республиканских олимпиадах по чувашскому языку, литературе и этнической культуре.

 


Увлеченные традициями

Крепки традиции чувашского народа и в селе Салейкино. Здесь на родном языке преподавали с момента открытия школы еще в конце 19 века. Последующие же поколения учителей старались никогда не забывать в учебном процессе про национальные корни и передавали свои знания ученикам. Сегодня педагоги и ученики Салейкинской школы участвуют во всех районных и в  большинстве областных мероприятий, связанных с чувашской культурой. Немало таких проводится на базе самой школы и ее филиала в деревне Старое Афонькино. Первая областная олимпиада по чувашскому языку состоялась в 2002 году на базе Салейкинской средней школы. Так, в ноябре прошлого года в Староафонькинском филиале состоялась 16 ежегодная областная олимпиада школьников по чувашскому языку, литературе и этнической истории, посвященная классику чувашской литературы Михаилу Сеспелю и включившая конкурсы по элементам национальной культуры.

На олимпиаде и в конкурсах участвовало 159 детей из Шенталинского, Клявлинского, Сергиевского и Челно-Вершинского районов, которые благодаря своим педагогам неравнодушны к судьбе родного языка и чувашского народа. «Это мероприятие проводится с целью пробуждения и поддержания у обучающихся интереса к национальному языку и литературе, – констатирует и.о. директора ГБОУ ООШ с. Салейкино Оксана Трофимова. – Конкурсы помогают развивать навыки грамотной речи и чтения, воспитывать литературный и художественный вкус, ценностное отношение к национальному языку и литературе».

Не случайно большое количество участников традиционно собрали конкурсы изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества и фотовыставка. Ведь чувашский народ с древних времен славится своими талантливыми вышивальщицами, мастерицами шитья серебром и бисером, узорного ткачества, гончарами, резчиками по дереву, мастерами по созданию музыкальных инструментов, искусными плетельщиками из лозы, лыка, конского волоса, бересты, прутьев и кожи. Многие из приехавших на олимпиаду ребят с удовольствием поучаствовали и в интеллектуальных состязаниях, приняв участие в шахматном и шашечном турнирах.

 


Лучшие учителя

Самый основной профессиональный педагогический конкурс, связанный с национальными традициями, чаще всего проводится в школах Шенталинского района. История у областного конкурса «Учитель года чувашского языка и литературы» продолжается уже более 10 лет и уже дважды гостей со всей губернии принимала Баландаевская школа. Конкурс проводится в двух категориях: среди учителей чувашского языка и литературы начальных классов и 5-11 классов. С каждым годом количество претендентов на победу увеличивается, что говорит о понимании педагогами важности сохранения родного языка. У каждого из них свой стиль, свои методика и технологии проведения уроков. Поражают их креативность и умение находить общий язык с детьми, заинтересовывать их, увлекать многогранной чувашской культурой.

Стоит отметить, что, несмотря на широкую географию участников конкурса, среди его победителей всегда есть педагоги из Шенталинского района. Более того, каждый год в их  число входят учителя Баландаевской школы. Дважды лучшими становились Ирина Самуткина среди педагогов начальных классов в 2014 и 2017 годах и Галина Синцова среди учителей 5-11 классов в 2015 и 2017 годах. В 2016 году среди учителей начальной школы первенствовала Людмила Никитина. «Конкурс предполагает и победы, и, конечно же, поражения, – резюмирует директор ГБОУ ООШ д. Баландаево Марина Ефимова. – Но в любом случае это меропри-ятие – прежде всего праздник. Вдохновленность учителей, любовь к своей работе, желание показать глубину и самобытность национальной культуры объединяет всех на него собравшихся. И несмотря на то что конкурсанты были соперниками, они всегда поддерживают друг друга».

 


Поделились опытом

Педагогам шенталинских школ, воспитание и образование в которых десятилетиями строилось на сохранении чувашских традиций, есть чем поделиться со своими коллегами. Так, свой богатый опыт они продемонстрировали на областном обучающем семинаре по чувашскому языку, который прошел осенью в школе села Аксаково.

В семинаре «Проектирование учебного занятия по изучению чувашского языка в русскоязычных школах на основе современных образовательных технологий» приняли участие более 30 учителей из Шенталинского, Сергиевского, Челно-Вершинского и Клявлинского районов. А так как приобщение детей к национальной культуре на селе проходит в тесной взаимосвязи с местными домами культуры, на семинаре присутствовали и их заведующие из сел Каменка, Старое Афонькино, Салейкино, Аксаково. В рамках семинара лучшие учителя чувашского языка и литературы поделились своим опытом преподавания. Они рассказали о современных образовательных технологиях, используемых во время урочной и внеурочной деятельности по предмету. Кроме того, продемонстрировали результаты работы учеников в рамках проектной и исследовательской деятельности по чувашскому языку.

По итогам семинара прошел круглый стол, где был поднят вопрос об укреплении национального единства, о сохранении мира и взаимоуважения между всеми нациями и народностями, живущими в Самарском крае. «Среди элементов национальной культуры язык занимает совершенно особое место, – утверждает директор ГБОУ ООШ с. Аксаково Ольга Зиновьева. – И культура, и история прививаются через язык, и никак иначе. Поэтому очень важно сохранять язык предков, беречь его богатство и передавать потомкам».

Обсуждение закрыто.