К знаниям – через сказку

9 мая 2018

В МБДОУ «Детский сад №395» г.о. Самара старших дошкольников приобщают к культуре народов Самарской области

В каждом бюджетном учреждении есть ребята разных национальностей. И возрастает актуальность в социокультурном развитии детей, которое заключается в передаче ребенку культурных ценностей, традиций и социальных норм не только своего, но и других народов.

Мария Петровна КОНОНЕНКО, заведующий МБДОУ «Детский сад №395» г.о. Самара

Знание традиций разных народов обеспечит ребенку по мере взросления позитивную социализацию в обществе. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка и воспитывающие в нем чувство красоты и любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа. В нашем детском саду есть мини-музеи «Мой город», «Декоративно-прикладное творчество», «В гостях у сказки», где собраны старинные предметы быта, куклы в национальных костюмах, макет крепости Самара, фотоальбомы рецептов национальных семейных блюд. Обязательный элемент мини-музеев – предметы декоративно-прикладного творчества.  Знакомство детей с народной росписью увлекает национальным изобразительным искусством. А фольклор, в частности, сказки, помогает формировать образный уровень постижения ценностей.

С детьми воспитатели проводят игры-драматизации, хороводные игры с пением, создают диафильмы по сказкам, книжки-малышки. Большое место занимают народные праздники и изучение народных традиций («Капустные посиделки», «Кузьминки», «Народные новогодние праздники», «Масленица», «Светлая Пасха», «Троица»), где одной из задач выступает соединение общефольклорных сведений. В традициях и праздниках фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Взаимосвязь наблюдений и быта можно показать через месяцеслов – народный земледельческий календарь. Уделяя внимание фольклору, мы применяем такую форму работы с детьми, как «умные сказки». Дети не просто слушают сказки – с ними играют, а они пытаются ответить на вопросы: что было бы, если…; что было потом… Очень любят задания на «творческую ошибку», «перевирание сказки», чтение сказки «наизнанку», одно из любимых – приготовить «салат из сказок».

Путешествуя по времени, дошкольники переносятся в прошлое, знакомятся со старинными представлениями и обрядами, сравнивают их с современными традициями. На шкале времени отмечают свои «путешествия», исследуя карту, обсуждают и выбирают пункт назначения, маршрут, знакомятся с культурой народов Поволжья.

Панно «река времени» открыто для дополнения – оно имеет постоянное место на стене, к нему легко подойти (рассмотреть, поработать). При этом оно мобильно: всегда есть возможность снять его со стены, расположить на полу, на большом столе. Не забываем мы и о современных праздниках, в детском саду отмечаются Международный день друзей, День России, День семьи, День города. Больше всего нам хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством народов России и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на котором мы живем.

Безусловно, первичные представления о себе, об объектах окружающего мира, о нашей стране, равно как и усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, нельзя передать от воспитателя ребенку, прибегая только лишь к словам. Лучше запомнится тот материал, который ребенок получает не в готовом виде, а сам, исследуя те или иные предметы или явления. Ценности вырабатываются только самостоятельно, но при этом важны социокультурная ситуация вокруг ребенка, эмоционально-нравственный настрой в семье и в детском саду. И мы стараемся создать такой настрой.

 

Обсуждение закрыто.