Высшее воинское братство – о том, как сегодня должно выглядеть служение Родине
«Союз генералов Самары» – областная общественная организация, одним из приоритетных направлений деятельности которой являются патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка его к защите Отечества. За плечами у каждого из наших героев – огромный послужной путь, где всегда находилось место отличию и проявлению мужества. На их долю выпали серьезные испытания, связанные с боевыми действиями и локальными войнами. Сейчас они в отставке, но их заслуга перед государством неоценима: именно они отстояли высокий статус российского офицера, именно благодаря им выжила и сохранилась в годы безвременья российская армия. В нашем специальном выпуске свою точку зрения о сущности патриотического воспитания высказывают представители высшей военной элиты Самарской области. На их примерах подлинного служения Отечеству и должно воспитываться молодое поколение.
Людмила КРУГЛОВА; Игорь КАЗАНОВСКИЙ, Валерий МАЛЬКОВ, Алексей ГУБАРЕВ (фото)
Чему учит жизнь
Вопрос патриотического воспитания должен быть управляемым
Герой России, генерал армии запаса, Александр Баранов командовал войсками Уральского, Приволжско-Уральского и Северо-Кавказского военных округов. Награжден орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 степени, «За военные заслуги», медалями «За мужество, отвагу и героизм, проявленные при исполнении воинского долга», указом президента РФ от 5 мая
2000 года Александру Баранову присвоено звание Героя Российской Федерации. Общий стаж службы в армии – 45 лет. В настоящее время является председателем Совета СООО «Союз генералов Самары».
— Александр Иванович, почему назрела необходимость системного подхода к патриотическому воспитанию?
— Начну с того, что надо брать полезное из прошедшего опыта. В советские времена вопросами идеологии (в том числе и воспитанием граждан в духе патриотизма) занимался член политбюро ЦК КПСС. Сейчас за идеологическую работу с населением Самарской области вроде отвечают все, и никто конкретно. Я неоднократно говорил, что надо создать отдельную структуру, курирующую патриотическую работу, скажем, по принципу департамента. «Союз генералов России» несколько раз поднимал вопрос о создании центров военно-патриотического воспитания в городах и муниципальных районах. Пока нас не услышали. Надо понимать, что воспитывать следует всех граждан, потому что в форс-мажорных обстоятельствах участвовать в защите Отечества придется всем. И главное, вопрос патриотического воспитания должен быть управляемым.
— Что это значит?
— На самотек этот вопрос пускать нельзя, им надо управлять – это следует выделить красной чертой. Воспитанием людей должны заниматься все руководители, начиная с губернатора. Управление процессами гражданско-патриотического воспитания осуществляется за счет создания единого воспитательного пространства – от детского садика и до предприятий. Это будет способствовать включению людей в активную общественно-политическую жизнь. Тем более что у нас в Самарской области есть хороший задел. То, что на выборах самарцы в большинстве своем проголосовали за Владимира Владимировича Путина, говорит о зрелости гражданского общества. И это наша лепта в общую копилку патриотизма России. Руководителям надо поддерживать эту тенденцию, держать обратную связь с обществом. Там, где люди настроены на диалог, где они консолидированы, там и будет успех.
— Как вы оцениваете престиж армии сегодня?
— Доверие к армии очень высоко. По данным российской статистики, 78% респондентов считают службу в армии школой жизни. В 1990-е годы мы пережили тяжелые времена, по пять месяцев военнослужащие сидели без зарплаты, выживали только за счет взаимовыручки. Но армия оказалась твердым организмом, она не распалась, и это тоже говорит о патриотизме офицеров. А сейчас состояние армии, ее готовность и реальные дела свидетельствуют о ее высоком уровне. Сегодня число желающих служить однозначно растет, в том числе, и по контракту. Армия востребована, у нее высокая мобилизационная готовность.
— Кто повлиял на ваше формирование как патриота?
— Я благодарен судьбе и учителям, потому что со школьной скамьи у меня возникло желание стать военным и защитником. Учился в школе №4 города Нукуса, наша семья была малообеспеченной, и военрук посоветовал идти в армию, на государственное довольствие. Конечно, матери стало намного легче, когда я стал курсантом. После окончания Ташкентского высшего общевойскового командного училища я оказался в Закавказском военном округе. Моим первым учителем был капитан Альберт Михайлович Макашов, мы с ним выпускники одной роты, батальона и училища. Он меня из спортсмена по пулевой стрельбе сделал офицером. Впоследствии я окончил с отличием Военную академию имени М.В.Фрунзе и Военную академию Генерального штаба с золотой медалью. Словом, прошел все ступени, от курсанта до генерала армии. Легкой жизни не было. Это только в песне поется, как хорошо быть генералом, а в реальности – это результат огромного труда.
Взять на вооружение
Какой опыт может быть полезным в деле патриотического воспитания
Юрий Фулей 35 лет отдал службе в Военно-Воздушных Силах, имеет два ордена за выполнение интернационального долга в Афганистане и 30 медалей, в том числе и боевых, за военную службу. Уволился в запас с должности заместителя командующего резервами и подготовкой кадров ВВС. Возглавлял Самарский городской совет ветеранов. Будущий генерал родился в Закарпатье в большой семье, всего у него 10 братьев и сестер, а теперь родовая ветвь приумножилась их детьми, внуками и правнуками, составив целый батальон из 192 человек. Генерал-майор запаса Юрий Фулей имеет двух дочерей и сына, который стал кадровым военным и в настоящее время выполняет воинский долг в Сирии. Все это и есть – действенный патриотизм.
Юрий Фулей вносит большой вклад в дело патриотического воспитания подрастающего поколения Самарской области. От «Союза генералов Самары» он как председатель комиссии совместно с департаментом молодежной политики инспектирует, как проводится эта работа в городах и муниципальных районах нашего региона. После каждой поездки проверяющие подводят итоги, не только с целью выявления отстающих, но и выяснения причин этих пробелов. Ревизия 14 городов и сел показала, что чем больше город, тем хуже обстоят дела с патриотическим воспитанием. По итогам, лучшие результаты продемонстрировали такие города, как Сызрань, Новокуйбышевск и Отрадный. Серьезная работа ведется в Богатовском, Борском и Безенчукском районах. В Сызрани, например, на встречу с гостями пришли представители всех конфессий, администрация города, председатель совета ветеранов Сызрани, заслуженный военный летчик РФ Виктор Рудиков, заслуженный военный летчик РФ, депутат г.о. Сызрань Владимир Разенков и другие. По мнению Юрия Фулея, люди работают единой командой, нацеленной на достижение высоких результатов. Наверное, не случайно во времена развала Советского Союза, когда из 22 летных училищ в стране осталось три, Сызрань сумела сохранить Высшее военное авиационное училище летчиков (СВВАУЛ), единственное в мире, где готовят вертолетчиков.
Очень разочаровал проверяющих город Тольятти: власть попросту проигнорировала встречу. Как факт: согласно опросу, 52% тольяттинской молодежи хотят уехать из России. И это – прямое подтверждение той ситуации, которая создалась в городе в сфере патриотического воспитания.
В качестве эталона генерал называет Республику Башкортостан, куда его ежегодно приглашают на тематическую конференцию. Это мощное, яркое событие, на котором присутствует не только широкая общественность, но и первые лица республики.
«Социальные эффекты реализации программы заключаются в устойчивой тенденции роста востребованности ценностей патриотизма в общественном сознании, консолидации органов государственной власти и институтов гражданского общества, достижении единства науки, культуры, образования в вопросах патриотического воспитания, приобщении к культурно-историческим ценностям государства, формировании духовных ориентиров в обществе, – констатирует Юрий Фулей. – Для этих целей в Башкортостане создана сеть центров пат-риотического воспитания и допризывной подготовки молодежи, волонтерские организации, По итогам мероприятия изданы две книги, которые я привез в Самарскую область и предложил рассмотреть для распространения передового опыта на нашей территории».
По словам Юрия Фулея, особое внимание в патриотическом воспитании следует уделять взаимодействию ветеранских объединений и молодежных организаций. Это важно для преемственности поколений и целенаправленного формирования у молодежи высокой готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины. Безусловно, это и работа с теми родителями, которые ищут пути «спасения от армии», и создание в образовательных организациях системы гражданско-патриотического воспитания учащихся, направленной на укрепление престижа службы в Вооруженных Силах РФ. За последние три месяца Юрий Фулей посетил 21 учебное заведение, для того чтобы донести до молодежи свои убеждения и мысли. Особенно остался доволен студентами СНИУ им. академика С.П.Королева. Там, где есть дух патриотизма, и учеба лучше идет. Руководителями патриотического воспитания университета являются начальник военной кафедры полковник Иван Игоревич Хабло и его заместитель полковник Виктор Трофимович Одобеску.
Быть всегда в строю
Патриотизм как высшее проявление личности многое объясняет в поступках человека
Генерал-майор авиации в отставке Виктор Кузнецов – из тех людей, которых принято называть «героями нашего времени». На счету военного летчика первого класса – 49 лет выслуги, 35 календарных лет службы, 4500 полетов, 367 парашютных прыжков, два ордена и 15 правительственных медалей. Орденом «За службу Родине» III степени он был награжден за вынужденную посадку истребителя в поле при отказе работы двигателя. Орден Красной Звезды получил за ликвидацию Чернобыльской аварии. «Жертвовать своими интересами во имя Отечества» – всю жизнь он следовал этому принципу.
Для ВВС страны
В 15 лет Виктор Кузнецов занялся парашютным спортом и влюбился в авиацию. Его волевые качества были замечены уже в Ейском высшем военном авиационном училище, которое он окончил в 1967 году. Военной школой летчика стала служба в 88-м отдельном авиаполку истребителей-бомбардировщиков 15-й воздушной армии Прибалтийского военного округа. В то время ему было поручено заниматься воспитательной работой в гарнизоне. В 1972 году он становится слушателем летного факультета ВВС Военно-политической академии. Затем были годы руководящей работы по летной и политической части Ейского ВВАУЛ и Борисоглебского ВВАУЛ. Причем политруки также были обязаны налетать определенное количество часов в год. В марте 1986 года Виктор Кузнецов назначается первым заместителем Члена Военного Совета ВВС Киевского военного округа, а в апреле – ликвидатором катастрофы в Чернобыле. Под командованием Кузнецова оказался личный состав, выделенный со всех военных округов и воздушных армий СССР. Выполняя тяжелые задачи, многие из них получили смертельную дозу радиации. Они знали, на что идут, и это был самый настоящий подвиг народа. Виктор Тихонович получил сильное облучение, но выжил. Патриотизм как высшее проявление личности многое объясняет в поступках человека. В его летной жизни было восемь смертельных обстоятельств, но каждый раз он снова брался за штурвал истребителя. Чернобыль отнял здоровье и летную профессию, но он занялся подготовкой летчиков истребительной авиации для ведения боевых действий в Афганистане. Все, кого обучал Кузнецов, вернулись живыми, и это является его законной гордостью. Уволился в запас генерал в 1998 году, с должности заместителя командующего Командования резерва и подготовки кадров для ВВС страны. Но работа на благо Родины продолжается.
Стратегия Кузнецова
Виктор Тихонович выделил пункты стратегии, которая, по его убеждению, будет способствовать единению общества, основанного на патриотических ценностях. Он отмечает, что в последнее время, как никогда, наблюдается сплоченность народа, и президент РФ придает большое значение именно этому вопросу. Чтобы повысить результативность работы, необходимо осуществить следующие действия:
«В масштабе области, города и района через СМИ разъяснить позиции и требования президента и правительства РФ по вопросам патриотического воспитания. Необходимо выстроить четкую систему планирования, организации, отчетности и контроля над этой работой. При губернаторе Самарской области сформировать аналитическую группу, возглавляемую вице-губернатором. Это подчеркнет государственный статус поставленной задачи, которой занимаются авторитетные высокопоставленные люди, заслуженные люди государства и региона. Инициатива «сверху» должна распространиться на все ветви власти и дойти непосредственно до учреждений, организаций, всего общества. Составить, утвердить и опубликовать перспективный план работы аналитической группы под руководством вице-губернатора. Создать план-график обеспечения докладчиков справочными (четко выверенными!) материалами через кафедры вузов, советы ветеранов, Союз генералов, лекторские группы. Разработать систему взаимодействия с прессой, общественными организациями, руководителями области и городов. Регулярно освещать в прессе цели, задачи, передовой опыт. При принципиальном одобрении подхода отстраивать эту систему, развивая каждое направление и наполняя конкретным содержанием. Инициатива по тем или иным предложениям должна исходить от населения посредством общественных обсуждений. Если удастся внедрить системный принцип, это будет добрым ответом на постоянные просьбы президента РФ – сделать патриотическое воспитание органичной частью жизни нашего общества».
Патриотизм – понятие круглосуточное
Дисциплина – краеугольный камень любой воспитательной работы
Сын участника Великой Отечественной войны, он с детства слышал рассказы отца о мужестве своих однополчан, это и стало основой для формирования отношения к Отечеству и твердого убеждения – стать военным. Ташкентское высшее общевойсковое командное училище Сергей Кужилин окончил с отличием. Служил в Кушке, Чехословакии, на Сахалине, в Молдавии, Грузии, Украине. В 1983-1985 годах был в Афганистане. В 1995 году окончил Академию Генерального штаба. С 1997 года в течение девяти лет генерал-майор Сергей Кужилин служил военным комиссаром Самарской области.
— Что значит быть патриотом?
— В свое время я написал кандидатскую диссертацию, которая как раз и была посвящена теме патриотического воспитания. Она стала квинтэссенцией моего военно-политического опыта и осмысления того, как прививать любовь к Отчеству. Патриотическое воспитание насадить невозможно. Но воспитать гражданина своей страны можно, и здесь важна системность. Патриотизм – понятие круглосуточное, о нем следует помнить не только 23 февраля и 9 мая. Начинать нужно со школьной скамьи, чтобы сформировать людей, для которых патриотизм – такая же потребность, как воздух, вода, как питательная среда.
— Что должно быть основой этой работы?
— Прежде всего история. Во время Великой Отечественной войны солдаты шли в бой «за Родину, за Сталина», в царской армии – «за веру, царя и Отечество», а в 1612 году ополчение вышло из Нижнего Новгорода с лозунгом «За веру и Отечество». Слово «Отечество» в веках остается незыблемым. Быть патриотом – значит любить свою Родину, место, где ты родился; знать ее историю и культуру, дружить с людьми, которые населяют Россию, а у нас страна многонациональная. Земля нас рождает, кормит, дает работу, но не может себя защитить. Я не хочу сказать, что все поголовно должны встать под ружье. Это анахронизм – если в армии не служил, значит, не защитник. Не всем выпадет великая честь – стоять непосредственно на защите рубежей страны. Защитник Отечества – это тот, кто живет в России, работает на благо России, дорожит Россией. Но когда звонит набатный колокол, он обязан исполнить свой конституционный долг по защите Родины.
— А другой расхожий анахронизм – «молодежь ныне не та»…
— Мне было 34 года, когда я был направлен в Афганистан командиром полка. Казалось бы, война давно прошла, а эти 18-летние мальчишки совершали там чудеса мужества. Мы тогда не за свою страну воевали, но они приказ Родины выполняли, той, которую любили. Дисциплина – краеугольный камень любой воспитательной работы.
Очень тяжелый этап в нашей истории связан с перестройкой. Тогда произошло разрушение общественной морали – а это такое же несчастье, как и война. Я был назначен военным комиссаром Самарской области. Помню, на сборном пункте задал вопрос призывникам: кто хочет служить в армии? Шаг вперед сделали два человека, а 98 сказали «нет». И тогда я предложил журналистам сделать репортаж именно о тех двух ребятах, которые хотят служить в армии. Мы стали воспитывать на хороших примерах. Через полгода шаг вперед сделали все. Сейчас, когда я провожу лекции в школах и в вузах, иногда меня предупреждают, что ребята на занятиях сидят, уткнувшись в гаджеты. Ничего подобного! За два часа – никаких телефонов, никто не пикнет – все слушают. Разве это плохая молодежь?
— А как стать военным с перспективой?
— Мне часто стали задавать этот вопрос. Первое – хорошая физическая подготовка, потому что армия есть оплот сильной, здоровой нации. Следующее: хочешь достичь успеха – развивай интеллект, совершенствуйся. Мой жизненный принцип – надо много работать и учиться всю жизнь. После училища я окончил военную академию имени М.В. Фрунзе, затем Академию Генштаба. В 2003 году – юридический факультет Самарской экономической академии, потом – аспирантуру и докторантуру. Третье, что необходимо, – характер, убежденность, преданность малой родине. Всегда говорю ребятам: не верьте, что есть элитные школы и элитные учителя. Элита – это школа, в которой вы учитесь, и учителя, которые вас учат. И лучшая страна – та, где мы живем, и город, в котором мы живем. Ну, и наконец: каждый солдат мечтает стать генералом, но плох тот генерал, который перестает быть солдатом.