Получить профессию и вернуться работать в родное село – такую задачу ставят перед выпускниками педагоги СОШ «ОЦ» с. Воротнее Сергиевского района
10 апреля в школе села Воротнее в рамках программы мероприятий по профориентации состоялась встреча старшеклассников с представителями АО «Транснефть-Прикамье». Подготовила и провела ее учитель физики Татьяна Хаванова. Вместе с ней с сотрудниками нефтяной компании общались директор школы Ольга Коршикова, другие учителя.
Светлана ИШИНА
Сотрудники компании Евгений Архипов и Айрат Низамов рассказывали ребятам о своей компании, условиях работы. В свою очередь школьники задали им вопросы. Так, например, ученица 9 класса Яна Панкова спросила, какие профессии для женщин востребованы на НПС. Игорь Иванов поинтересовался о профессии сварщика, где можно работать по этой специальности и какая у сварщика зарплата. Александр Дурасов уточнил, где можно получить образование по специальности трубопроводчик. Ирина Писарева спросила о возможности работы с химическим образованием. Конечно же, гости ответили на все вопросы и отметили, что приятно иметь дело с такими активными школьниками.
Эта активность, по словам директора школы, не случайная. Говорить с детьми о будущей профессии в Воротненской школе начинают задолго до выпускного бала. «Реализуя ФГОС нового поколения, мы успешно решаем задачу совмещения профориентационной работы с предметным профильным и расширенным изучением предметов», – говорит Ольга Петровна, добавляя: школа – это мир, отражающий в себе время. В последние 15 лет вся профориентационная работа была направлена на сферу обслуживающего труда, сельское хозяйство и творческие специальности. Ученики Воротненской школы постоянно участвовали (и продолжают участвовать) в ярмарке профессий, проводимой минобрнауки Самарской области. Множество эмоций и практических навыков, по словам Ольги Коршиковой, приносит детям посещение форума «Молодые профессионалы» — WorldSkills в Тольятти. Анализируя распределение выпускников 9 и 11 классов за последние пять лет, педагоги заметили, что ежегодно более половины ребят выбирают именно технические специальности – становятся студентами СамГТУ, Отрадненского нефтяного техникума, Самарского авиационного техникума. Стало ясно, что направления профработы нужно менять и параллельно создавать новую материально-техническую базу, то есть не только заниматься профориентационной работой, но и вводить предпрофильное и профильное обучение, которое в свою очередь должно сложиться в систему специализированной подготовки учащихся, обеспечивающую профессиональную индивидуализацию образования.
Именно на решение этой сложной задачи, по словам директора, направлен благотворительный проект АО «Транснефть-Прикамье». Он осуществляется в форме пожертвования денежных средств школе на ремонт и материально-техническое оснащение лабораторным и демонстрационным оборудованием кабинетов физики, химии и математики. Безусловно, для школы это царский подарок. Радуются и дети, и педагоги: они получат три современных кабинета-лаборатории, оснащенных по последнему слову науки, все это позволит ребятам получать знания на совершенно ином качественном уровне.
Есть и еще один момент. Сегодня более 90% работников НПС «Калиновый Ключ» (это подразделение АО «Транснефть-Прикамье») – выпускники Воротненской школы. Более 70% родителей сегодняшних учеников школы трудятся в этой организации. Педагоги убеждены: материально-техническая поддержка нефтяников позволит им более качественно готовить ребят к выбору технических специальностей и хотя бы частично решит проблему оттока молодых кадров из сельской местности.
Что касается самих старшеклассников, они говорят, что не прочь после учебы в вузе или техникуме вернуться на малую родину, была бы работа интересной и хорошо оплачиваемой. Все это АО «Транснефть-Прикамье» им гарантирует.
Ольга Коршикова, директор ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Воротнее:
— На этапе профориентирования очень важна помощь учителей, взрослых. Ребята подчас не могут осознанно подойти к решению этой проблемы, так как далеко не представляют всех тонкостей будущих профессий. Ответственной за данное направление в школе является Татьяна Мамыкина. Заинтересовать детей, дать им ориентир в многообразии мира профессий помогает Татьяне Алексеевне организация работы по выпуску школьной газеты «Калейдоскоп». С 5 класса ребята встречаются с представителями разных профессий, пишут статьи в свою школьную газету. Мудрость педагога заключается в том, что герои рассказов ребят – это их родители, бабушки и дедушки, односельчане, те, кого ребята хорошо знают. Такая работа помогает Татьяне Алексеевне сблизить детей и взрослых, привлечь родителей к школе. Выстроить системную работу учителю помогает реализация авторской программы дополнительного образования детей «Школьная газета», одной их форм занятий в которой является посещение различных предприятий, профессиональных учебных заведений, форумов, дней открытых дверей. Профориентационная работа заключается не в ее нацеленности на выбор конкретной профессии каждым учеником, а на формирование универсальных качеств, позволяющих учащемуся осуществить осознанный, самостоятельный профессиональный выбор, быть профессионально мобильным. На мой взгляд, с этой задачей мы справляемся успешно. А теперь, когда школа стала участницей благотворительного проекта АО «Транснефть-Прикамье», делать это будет значительно проще.