Среда, 20.06.2018
Журнал Первый
Начало прорыва →

О налогах и не только

1 июня 2018

Исполнился год со дня утверждения нового состава Общественного совета при УФНС Самарской области

10 мая 2017 года был утвержден новый состав Общественного совета при Управлении федеральной налоговой службы по Самарской области. В него вошли 14 человек: предприниматели, ученые, общественные деятели, руководители крупных организаций и учреждений, журналисты. В последнее время Федеральная налоговая служба претерпевает серьезные преобразования – как с точки зрения инновационной и технологической составляющей, так и с точки зрения принципов взаимодействия с обществом: приоритетными становятся клиентоориентированность, модернизация сервисных возможностей, информационная открытость. Естественно, повышается и роль Общественного совета – в качестве общественной и профессиональной экспертизы и площадки для выработки предложений и инициатив в сфере налогового администрирования.

Чем наполнена работа совета сегодня, какими проблемами заняты эксперты? Об этом мы спросили самих членов Общественного совета, подготовив им пять вопросов:

  1. Что для вас лично означает избрание в Общественный совет при УФНС, насколько важна работа этой общественной организации?
  2. Что изменилось в деятельности совета по сравнению с прошлым созывом?
  3. Чего вы ждете от работы в совете, есть ли у вас какие-то предложения по улучшению его деятельности?
  4. Как можно использовать послания президента России Владимира Путина и врио губернатора Самарской области Дмитрия Азарова применительно к работе Общественного совета?
  5. Расскажите немного о себе: ваша профессиональная деятельность, опыт работы, достижения. Насколько вы можете применить свои профессиональные знания, умения, навыки в работе Общественного совета?

Светлана ИШИНА, Алевтина ЛУКЬЯНОВА; Валерий АФАНАСЬЕВ (фото)

Доступно каждому

Самарский опыт организации работы общественной приемной УФНС теперь будет тиражироваться в масштабах всей страны

Год назад начал работу Общественный совет при УФНС Самарской области под руководством Александра Сергеевича Бахмурова. Президент РФ Владимир Путин заявил, что деятельность таких органов, как общественные советы, чрезвычайно важна и в будущем должна только развиваться. О том, что сделано за это время, в интервью «Первому» рассказал председатель Общественного совета при УФНС Самарской области Александр Бахмуров.

— Исполнился год вашей деятельности на посту председателя Общественного совета при УФНС Самарской области. Каково ваше общее впечатление об этой работе? Все ли задуманное удалось претворить в жизнь?

— Если бы все задуманное удалось претворить в жизнь, это была бы идеальная ситуация, а жизнь, увы, пока далека от идеала. Сейчас можно говорить лишь о развитии и новых подходах в работе Общественного совета. Для начала надо привыкнуть к тому, что такой орган существует. Как это ни парадоксально, но до сих пор еще многим непонятно, зачем он нужен. В том числе и некоторым сотрудникам налоговой службы. Отрадно, что руководство ФНС и на общероссийском уровне, и у нас в регионе полностью поддерживают инициативы нашего Общественного совета. Ведь зачастую только через подобные общественные образования можно донести до населения важную информацию и получить обратную связь. К примеру, у сотрудников той же налоговой службы, увы, просто не хватает времени, чтобы проводить разъяснительную работу с каждым гражданином или предпринимателем. И тут мы вполне можем оказать и уже оказываем свою посильную помощь, причем на довольно высоком профессиональном уровне.

— Изменились ли ваши взгляды на налоговую службу? Ведь теперь вы можете анализировать эту деятельность с двух сторон, используя ваш опыт руководителя УФНС по Самарской области и опыт председателя Общественного совета?

— Жизнь, конечно, сильно изменилась только за последнее десятилетие (взять хотя бы техническое оснащение). Мы стояли у истоков ее компьютеризации, и о таких программах, которые сейчас используют сотрудники налоговых органов в своей повседневной практике, могли только мечтать. С другой стороны, в наше время был иной масштаб: у нас было больше индивидуальностей, не было такого строгого регламентирования и засилья инструкций. Тогда все только начиналось, происходило становление налоговой службы. К нам приходили люди из разных сфер и областей жизни. Допустим, моими заместителями работали и бывший заместитель мэра, и бывший министр областного правительства, и бывший директор завода. Тогда кадры были совершенно другие, и прав у нас было больше. Сегодня все унифицировано, можно даже, наверное, в чем-то сравнить налоговую службу с армией. Но, думаю, истина в этом есть – рамки и стандарты в такой сфере, как налоги, должны существовать.

— Присутствует ли у вас критическое отношение к работе налоговой службы?

— Конечно. Когда я находился внутри этой службы, что называется, по ту сторону баррикады, то, разумеется, оценивал ситуацию с позиции власти. А сейчас мне часто приходится вставать на сторону предпринимателя и смотреть уже с позиции людей, занимающихся бизнесом. Сталкиваюсь часто, увы, с бездушием, когда за номером ИНН перестают видеть живого человека. Все поставлено на поток и обезличено. Не могу вменить это в вину непосредственно федеральной налоговой службе: это процессы глобальные, сейчас мир унифицируется, все становится подобным сборке на конвейере. И сама налоговая проверка превращается в конвейер: один готовит материалы, другой смотрит документы, а третий принимает решение. Все расписано –
что и на каком этапе нужно сделать. И нет здесь места никакому творчеству.

— Сумел ли Общественный совет за прошедший год поднять проблемы в налоговой сфере, касающиеся физических лиц, малого и среднего бизнеса, крупного бизнеса, на уровень министерств и ведомств Самарской области и федерального уровня?

— Наш опыт организации работы общественной приемной теперь будет тиражироваться в масштабах всей страны. Вот этим я горжусь. К примеру, общественные советы при УФНС Санкт-Петербурга и Ленинградской области в своей работе уже ссылаются на опыт нашего Общественного совета, именно в отношении нашей общественной приемной. Пока таких приемных только две в России – у нас и в Питере, которую они открыли, глядя на нас. А мы переходим к новому этапу в работе общественной приемной – выездным консультациям. Будем вести общественный прием на местах, во всех районах Самарской области, где есть налоговые инспекции. Их уже 37. Ведь человек из самарской глубинки далеко не всегда сможет доехать ко мне на прием в Самару: вот так собраться и поехать за 300 километров – это же целое путешествие. Поэтому я, председатель Общественного совета, и мои заместители, а также все члены совета, у кого будет такая возможность, намереваемся раз в неделю выезжать в городские и сельские округа. Составлен и график таких поездок.

— Какие стратегические инициативы, заданные президентом РФ, губернатором Самарской области, проанализированы и готовы к внедрению? Какие новые подходы предлагает Общественный совет и на что нужно обратить особое внимание в новом году?

— На мой взгляд, президент России сделал очень важное заявление – вернуться к вопросу о кадастровой стоимости земли. Ведь действительно повышение кадастровой стоимости земли или суммы транспортного налога – лишь кажущийся эффект, временный успех и кратковременные поступления бюджет. Такое высокое налоговое бремя может оказаться непосильным для большого числа бизнесменов, что в итоге приведет к их разорению, а следственно, к уменьшению налогооблагаемой базы. Нам нужен жизнеспособный бизнес, который в состоянии платить разумные налоги. Мы должны поддерживать предпринимательство, а не убивать его. Ведь бизнесу, особенно малому, и так очень нелегко живется.

Еще меня обнадежил тезис президента о том, что кредиты должны быть доступны. Банки заявляют, что снижают проценты, а на самом-то деле это не так. Допустим, индивидуальный предприниматель приходит в банк, чтобы взять кредит в 400 000 рублей, но выдают ему на руки только 360 000 рублей, поскольку 40 000 автоматически уходят на страховку этого кредита. А ведь для бизнесмена, тем более начинающего, важен каждый рубль: когда он расписывал бизнес-план – просчитал все до копейки. Из-за таких нюансов весь проект может рухнуть. Получается, бизнес у нас сегодня работает, что называется, на свой страх и риск, буквально выживает, без особой помощи и поддержки, которая, в общем-то, декларируется, но пока, увы, больше на словах.

— Есть ли у вас план работы Общественного совета на следующий год и какие мероприятия вы хотели бы особо выделить?

— План работы на следующий год традиционно принимается и утверждается нами в конце апреля на очередном заседании Общественного совета. Не исключение – и год нынешний. Мною уже разосланы письма с предложениями всем членам совета с предложением вносить собственные инициативы в отношении нашей будущей деятельности. Главное, на мой взгляд, чего мы можем добиться своей работой, – сделать все возможное, чтобы налоговая служба стала ближе к населению, к бизнес-сообществу, стала более открытой и дружественной.

— В прошедшем году начала работать общественная приемная, и каждый гражданин как частное лицо или представитель предприятия может получить качественное разъяснение любого вопроса. Расскажите, пожалуйста, об этой деятельности.

— Общественная приемная работает в ежедневном режиме, там дежурит юрист, ведет всю техническую работу: записывает граждан на прием, готовит протоколы и ответы на письма. А каждый четверг ведут прием члены нашего Общественного совета по заранее установленному графику. Я по-настоящему горд этим проектом, который мы сумели реализовать одними из первых в России.

— Какие вопросы вам чаще всего задают на приемах?

— Сам я вел прием граждан в этом году пять раз. Вопросы разные, бывают и довольно непростые. В основном они касаются бытовых проблем (имущественный, земельный, транспортный налоги), разных технических моментов. С глобальными проблемами обращаются редко, что, наверное, и не так уж плохо. Предпринимателей, к примеру, интересует принцип, по которому одни предприятия попадают в списки налогооблагаемой базы, а другие – нет, что в итоге кого-то заведомо приводит к конкурентному преимуществу.

— Вопрос, который часто поднимался в этом году на заседаниях Общественного совета и круглых столах, – о продолжении внедрения электронных касс. Расскажите о процессах, происходящих сегодня в этом направлении.

— Сама идея, на мой взгляд, очень правильная. Но, к сожалению, пока не все получается в ее реализации. Предприятиям была дана отсрочка на год. Итоги подводить можно будет только по истечении этого срока. Говорят, у нас еще есть проблемы: и интернет работает не во всей области, и у фермеров нет интернета, и отладить эту систему пока проблематично. На мой взгляд, такие отговорки в большей степени надуманны. У нас налоговые инспекции работают в каждом из районных центров области, и интернет там есть.

— Вы сотрудничаете с другими общественными организациями?

— Да, разумеется. Мы наладили тесные отношения с Торгово-промышленной палатой Самарской области, проводим совместные заседания. Часто взаимодействуем с Общественной палатой Самарской области. Там собрались достойнейшие люди нашего региона. Но, на мой взгляд, необходимо усилить состав Общественной палаты делегатами от всех крупных общественных советов при государственных федеральных службах, в том числе и от нашего. Тогда будет выстроена по-настоящему грамотная, стройная и, главное, рабочая система общественного управления. Чтобы идеи быстро доходили до пункта назначения, они должны иметь систему быстрого распространения сверху вниз и наоборот. Система общественных советов вполне могла бы этому способствовать.

— Что вы можете пожелать Общественному совету в этом году, тем более что его состав, возможно, будет обновляться?

— Про состав могу сказать точно: кардинальных изменений не предвидится. На мой взгляд, сейчас у нас очень качественный, профессиональный состав совета. За этот год я со многими познакомился ближе, у меня было много личных встреч. Мы же встречаемся не только на заседаниях Общественного совета. У нас действуют многочисленные комиссии, мы проводим различные семинары. Меня очень радует, что члены нашего совета неформально относятся к своим обязанностям. Наш совет был создан для того, чтобы наши предложения (а по сути, предложения, которые мы получили, общаясь с разными представителями нашего общества, и потом профессионально доработали) были внедрены в работу федеральной налоговой службы. А делается это, чтобы всем нам, жителям Самарской области, лучше жилось. Чтобы облегчить жизнь честным людям, ну а для нечестных закрыть все лазейки. Так что работа нам в следующем году предстоит большая, от всех членов Общественного совета жду эффективности.

— Что можете пожелать специалистам налоговой службы Самарской области?

— В налоговой службе работать нелегко. По сути, у налоговиков нет никаких льгот, а ограничений – масса. Часто можно услышать, что у них большая зарплата. Но ведь это далеко не так: зарплата рядового сотрудника налоговой службы оставляет желать лучшего. В наше время было больше возможностей, мы могли оказывать материальную помощь своим сотрудникам, даже выделять жилье за счет средств налоговой службы. Я бы хотел, чтобы государство подумало, как усилить заботу о тех, кто ему служит верой и правдой. Хочу, чтобы формировались династии, чтобы люди гордились работой в налоговой службе. Мои сыновья и внуки мной гордятся. Желаю всем сотрудникам налоговой службы крепкого здоровья, счастья и семейного благополучия.


Площадка доверия

Ректор СГЭУ видит главной задачей общественного совета формирование налоговой культуры населения

Габибулла Хасаев – ректор Самарского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ, лауреат Губернской премии в области науки и техники, лауреат премии губернатора Самарской области. А еще – первый председатель Общественного совета при УФНС Самарской области. В этом качестве его знают немногие, однако его роль в становлении работы совета огромна – это признают все сегодняшние его члены. Что тогда, два года назад, было самым важным в работе совета?
Какие задачи ставились и удалось ли их выполнить?
С этих вопросов началась наша беседа.

«Мостик» к налогоплательщику

– Дело было новое, надо было заложить основу, сформировать традиции. Учитывая специфику УФНС –
органа, к которому в общественном сознании доминировало негативное отношение, общественный совет поставил во главу угла вопрос об информационной открытости. Это было очень важно, потому что нужно было построить «мостик» от налоговой службы к налогоплательщику. И мы предприняли шаги по повышению налоговой культуры людей. Стали проводить встречи со студентами, по инициативе члена совета Елены Леонидовны Крыловой, возглавляющей ГТРК «Самара», был организован цикл телепередач «Все о налогах», где выступали руководители областного управления. Было важно найти площадку, где бы мы формировали предложения по налоговому администрированию, где бы с налоговиками встречались представители разных общественных организаций. Такой площадкой и стал совет: мы организовали встречи с членами Ассоциации «Союз работодателей Самарской области», Торгово-промышленной палаты, с уполномоченным по правам предпринимателей и на них обсуждали вопросы, которые возникают у налогоплательщиков, вносили предложения по совершенствованию налогового законодательства.

К примеру, актуальным был вопрос о досудебном разрешении налоговых споров. Мы плодотворно по этому направлению поработали, вовлекли в этот процесс налогоплательщиков, давали разъяснение в СМИ. И это дало результат: доля налоговых споров, которые разрешались в досудебном порядке, значительно возросла.

Плюс цифровизация всей страны

Большое внимание совет уделял использованию возможностей электронных сервисов. Сегодня все говорят о цифровизации экономики – как когда-то говорили «плюс электрификация всей страны». В этом плане УФНС России и его территориальные подразделения являются наиболее технологичными органами управления. Сегодня они используют в своей практике более 60 электронных сервисов. Приступая к работе, мы сразу поставили задачу увеличить количество пользующихся «Личным кабинетом налогоплательщика», и сегодня наш регион в этом направлении – один из лидеров в России.

Кроме того, в самом начале пути мы сразу приступили к проведению общественной и профессиональной экспертизы налогового законодательства, тех инноваций, которые инициировались как на федеральном, так и на региональном уровне. Это способствовало ускорению принятия соответствующих документов.

Высокие налоги вредны для всех

Очень важно было найти баланс интересов государства и налогоплательщика, поскольку высокие налоги вредны и для государства, и для налогоплательщика. Мы провели несколько встреч в СГЭУ, в ТПП СО, в Ассоциации «Союз работодателей». Ездили по области: в Отрадном впервые собрали вместе предпринимателей Отрадного, Кинель-Черкасского, Борского районов. Давали консультации по разным аспектам администрирования налогов – и бизнесменам, и населению. Особенно много вопросов было по налогу на имущество физлиц, в связи с исчислением налогов на базе кадастровой стоимости. Такие выездные мероприятия проводились в Тольятти, других муниципальных образованиях. Рассматривали и вопросы, связанные с противодействием коррупции в налоговых органах.

Онлайн-кассы – требование времени

Когда переходили к онлайн-кассам, острыми стали вопросы контрольно-кассовой техники. Мы привлекли профессионалов, вели разъяснительную работу, как без потерь, особенно для малого и среднего бизнеса, перейти на онлайн-кассы, какую технику для этого предпочтительнее приобрести, чтобы минимизировать затраты. Эта работа помогла без особых конфликтов перейти к онлайн-кассам на территории региона, что способствовало более полному учету налогоплательщиков, а следовательно, увеличению налогов, которые потом распределяются в федеральную, региональную и муниципальную казну.

Кадры решают все

Что касается кадров, безусловно, наш совет состоял из профессионалов самого высокого уровня. Не хочу никого выделять – у нас не было тех, кто плохо работал. И тем не менее не могу не назвать Владимира Владимировича Московского. У него большой опыт работы в должности заместителя руководителя областного УФНС, и его знания, умение выстраивать отношения и со специалистами налоговой службы, и внутри совета – очень много дали на этапе становления совета. Отвечая на вопросы, он всегда говорит очень конкретно, предметно. И когда люди в районах узнавали, что будет выездное заседание совета и приедет Московский, число желающих прийти на встречу сразу возрастало. Большой вклад в общее дело внесла и Елена Леонидовна Крылова: телепередачи по налоговой тематике и по сей день имеют большой рейтинг. У нас в первом совете были и другие руководители СМИ – редактор «Российской газеты» Владимир Александрович Бабенков публиковал отчеты с заседаний совета. Практически все наши решения находили отражение на страницах журнала «Первый», поскольку Олег Владимирович Долгов-Лукьянов тоже член совета и занимает активную позицию. Ваш журнал читают первые лица губернии и таким образом находятся в курсе работы нашего совета. Не случайно за нашей работой следила член Общественной палаты области Галина Ивановна Гусарова, она вела работу с общественными советами при органах исполнительной власти и тиражировала наш опыт. Президент ТПП СО Валерий Петрович Фомичев тоже очень активно пропагандировал все, что обсуждалось членами совета – это был еще один канал связи с налогоплательщиками. Евгений Николаевич Борисов – уполномоченный по правам предпринимателей Самарской области – сразу подключился к нашей работе. Все болезненные вопросы, которые были у предпринимателей, он ставил на заседаниях совета, и по каждому мы находили ответы.

Подчеркну, ко всем вопросам члены света подходили не просто ответственно – с энтузиазмом. Видели результаты своей работы и стремились работать еще активнее. Кстати сказать, в самарских вузах мы организовали конкурсы, кто лучше знает налоговое законодательство, открыто подводили итоги и увеличили конкурс на профиль «налоги и налогообложение» в СГЭУ – реальный результат!

Собака зарыта в нюансах

Сегодня я вижу, что и новый совет работает очень активно. Чувствуется профессионализм руководителя Александра Сергеевича Бахмурова. У него огромный опыт руководства налоговой службой, причем успешного руководства. Кто лучше него может организовать работу совета? Он знает все нюансы работы налоговиков, а как говорил Марк Твен, «собака зарыта в нюансах». Поэтому, конечно, работа членов совета весьма и весьма эффективна. Планы у них хорошие, действуют они, на мой взгляд, очень правильно. Единственное, что бы я посоветовал, – уделять больше внимания вопросам налоговой грамотности населения. У бизнеса и обычных налогоплательщиков еще остается много вопросов.

Общественный совет выступает в роли «площадки доверия»: чем больше доверия, тем более обоснованно поведение налогоплательщиков, тем более «взаимоответственная» атмосфера формируется между государством и нами, тем полнее полна казна. А это значит и больше возможностей для социально-экономического развития территории. Потому что за счет налогов мы получаем все общественные блага.


Принцип – максимальная открытость

На все возникающие вопросы жители региона должны оперативно получать ответы

10 мая 2017 года был утвержден новый состав Общественного совета при Управлении федеральной налоговой службы по Самарской области. Задумав расспросить его членов – предпринимателей, ученых, руководителей крупных организаций и учреждений – об их деятельности в составе совета, мы не смогли обойти вниманием главное действующее лицо – руководителя налоговой службы, государственного советника РФ 3 класса Александра Вихрова. С декабря 2015 года он возглавляет УФНС России по Самарской области, на его глазах менялся состав Общественного совета, он видит взаимодействие
с общественниками изнутри.

— Работа налоговой службы не просто ответственна и напряженна, но еще и построена иерархично и в высшей степени системно. И в этом смысле Общественный совет – скорее, «раздражитель» или помощник в определении и достижении целей и задач?

— Наверное, и то, и другое одновременно (если, конечно, слово «раздражитель» понимать в позитивном значении). Члены совета – в большинстве своем люди неравнодушные, стремящиеся в работе дойти до самой сути, докопаться до каждой мелочи. В совете они представляют интересы налогоплательщиков, поскольку сами ими являются. И вместе с тем большая часть из них – руководители, и они видят проблемы налогообложения с другой стороны – стороны работодателей. Таким образом, совет выступает в роли большой экспертной площадки. Для меня это связь с реально происходящими на местах процессами, своего рода возможность держать руку на пульсе проблем. По сути, именно для того совет и создавался. В соответствии с моим приказом от 10 мая 2017 года, в его состав входят 14 человек. Не реже одного раза в полугодие проходят его заседания. В 2017 году, в соответствии с утвержденным планом, состоялись два заседания, в том числе выездное в Новокуйбышевске. В этом году проведены уже три заседания, два из которых – выездные на площадках пяти инспекций в Тольятти и Самаре.

— Какие темы обсуждают члены совета?

— В основном актуальные вопросы в сфере имущественных налогов для физических лиц, реализацию на территории области кассовой реформы. Обсуждают нововведения в налоговое законодательство, государственные услуги, которые мы оказываем в МФЦ. Конечно, обсуждают итоги работы нашего управления, то есть все то, что сегодня на устах у людей, что обсуждается в обществе. У нас в управлении есть постоянно действующие комиссии – аттестационные и конкурсные по замещению должностей, комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов, комиссия по патриотическому воспитанию. И представители совета участвуют в их заседаниях.

— Выездные заседания совета – это работа по принципу «если Магомет не идет к горе…»?

— Можно сказать и так. В последнее время у нас в управлении, как и по всей стране, взят курс на открытость и прозрачность работы во взаимодействии с обществом. Мы ориентируемся на клиентов и стараемся строить работу так, чтобы налогоплательщикам было удобно, чтобы у них не оставалось «белых пятен». На все возникающие вопросы жители региона должны оперативно получать ответы. Поэтому когда в сентябре по инициативе совета была создана консультативная приемная по вопросам налогового законодательства и качества оказания услуг, мы сразу увидели, насколько это востребовано. Люди стали обращаться за поддержкой к общественникам, чтобы разрешить какие-то спорные ситуации, получить профессиональную консультацию. Это очень важно. На сегодня общественники провели уже 14 таких встреч с населением. География обращений – внутригородские районы Самары, Алексеевский район. Кроме работы общественной приемной, проводятся тематические встречи с налогоплательщиками в отдаленных районах области. Повторю: наш принцип – максимальная открытость.

— Но работой консультативной приемной деятельность совета не ограничивается?

— Безусловно. Члены совета активно участвуют в публичных слушаниях результатов правоприменительной практики и контрольно-надзорной деятельности налоговых органов – мы организуем их в рамках реализации приоритетной программы правительства РФ «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Кроме того, недавно представители совета впервые в качестве экспертов участвовали в работе комиссии Общественной палаты области по вопросам экономики, промышленности и предпринимательства. Бывают они и на заседаниях круглых столов на площадках самарских вузов. Недавно выезжали в СГЭУ, где обсуждались актуальные вопросы налоговой политики в отношении малого предпринимательства.

— На ваш взгляд, можно ли назвать членов Общественного совета «адвокатами» налогоплательщиков, защитниками наших прав?

— Я думаю, можно. Все члены совета – люди принципиальные, с обостренным чувством справедливости, они стоят на страже закона не хуже любого правоохранителя: проводят мониторинг уровня оказания услуг в налоговых инспекциях (соблюдение временных стандартов при приеме налогоплательщиков, компетентность администраторов, комфортность навигации в операционном зале). Общественный контроль позволяет оценить реальную ситуацию на местах именно с позиции налогоплательщика, сделать замеры общественного мнения по разным вопросам – с тем, чтобы потом выработать предложения для территориальных инспекций, какую «работу над ошибками» им сделать. Общественники оценили и оперативность интернет-сервиса «QR-анкетирование». Это простой и удобный способ поставить онлайн-оценку и поделиться впечатлением об обслуживании в инспекции сразу же после общения с налоговым инспектором.

— Как меняются отзывы людей о вашей работе?

— Меняются в лучшую сторону, и мы этому рады. В I квартале 2018 года по сравнению с IV кварталом 2017-го количество негативных отзывов снизилось более чем на 20%. В приоритете для нас – качество и оперативность оказания услуг. Например, в период «декларационной кампании» были нарекания от налогоплательщиков по времени пребывания в очереди: несмотря на то что наши специалисты укладываются в положенные по регламенту 15 минут, мы смогли снизить среднее время ожидание на 2,75 минуты. С одной стороны, это мелочь, но с другой – очень важный для человека момент.

Кроме того, общественники разъясняют жителям региона преимущества интернет-сервиса: онлайн-запись на прием – это реальная экономия времени. Уже есть результат: в I квартале записались на прием в инспекции 3287 налогоплательщиков, что на 39 процентов больше, чем в IV квартале 2017 года.

— Наверное, не только налогоплательщики нуждаются в правовом просвещении, но и представители бизнес-сообщества?

— Совершенно верно. На одном из заседаний Общественного совета обсуждались кассовая реформа и возможность получения налогового вычета до 18 тыс. рублей за каждую онлайн-кассу. И председатель Общественного совета Александр Бахмуров рекомендовал активнее использовать в информировании бизнес-сообщества ресурсы общественных организаций и муниципалитетов. Мы усилили «информационно-разъяснительное» направление, продолжили практику выездных налоговых офисов по вопросам ККТ (контрольно-кассовой техники), в отдаленные районы губернии ездили совместно с уполномоченным по защите прав предпринимателей области Евгением Борисовым. «Открытые классы» теперь организованы не только в инспекциях, но и в торговых центрах, на рынках, т.е. на рабочих местах предпринимателей.

Работаем мы на областных мероприятиях с целевой бизнес-аудиторией. 29 мая на форуме «Линия успеха» в «Жигулевской долине» организовали семинары и мастер-классы по ККТ, информплощадку налоговой службы. Назову цифры: за четыре месяца 2018 года мы провели более 400 открытых классов и семинаров. Азы работы с онлайн-кассой освоили почти 5 тыс. предпринимателей. Более 7 тыс. предпринимателей получили разъяснения по «горячей линии», более 2,5 тыс. – на личном приеме. И вся эта работа ведется с участием членов Общественного совета. Он – своеобразный мостик, который соединяет налогоплательщиков и налоговую службу. Члены совета представлены различными общественными организациями, и каждый в своей области является высококлассным специалистом, т.е. может по определенным направлениям сгенерировать силы и направить действия на достижение определенного результата, когда нужно донести до плательщиков какую-то важную информацию, в каких-то вопросах снять шероховатости, разрешить проблемные ситуации. И у совета это получается. Его работа направлена на повышение налоговой грамотности населения, и я желаю членам совета продолжать активно помогать налоговой службе в этом вопросе. Повторю еще раз: наш принцип – максимальная открытость.


Сплав профессионализма и мудрости

Каждое выступление руководителя УФНС в «Российской газете» высоко востребовано

Владимир Бабенков, директор межрегионального филиала общественно-политического издания «Российская газета», заслуженный работник культуры России

1
Общественный совет при УФНС был создан несколько лет назад. В него я вхожу со дня основания. Первым председателем совета был Габибулла Хасаев – ректор Самарского государственного экономического университета. Он не только высочайшей квалификации ученый-экономист, но и опытнейший экономист-практик, на протяжении полутора десятков лет был министром экономики – вице-губернатором области.

Что для меня означает избрание в совет? Высокое доверие, чувство сопричастности к той большой работе, что проводит налоговая служба.

2
Изменения в деятельности совета за последний год действительно есть. Они повелись с избранием председателем совета Александра Бахмурова, человека, знающего налоговое дело изнутри, ведь долгое время он возглавлял налоговую службу и знает все нюансы процессов сбора налогов. Помимо контрольной и просветительской деятельности, у совета появилась такая важная, на мой взгляд, функция, как прием граждан. Мне довелось несколько раз осуществлять такой прием. Люди идут и получают помощь. Характерно, что мы, члены общественного совета, ведущие прием граждан, направляем свои записки о сути жалоб и предложений не по команде (от начальника отдела и выше), а напрямую руководителю УФНС по Самарской области. А это гарантия того, что рассмотрение проблемы посетителя будет оперативным и объективным. С другой стороны, мы сами глубже вникаем в проблемы, постигаем новые грани жизни.

3
За годы работы совета накоплен опыт. Общественный совет берется за все более сложные вопросы. В этом году, например, мы заслушали отчеты о работе руководителей двух районов, высказали свои пожелания. Эту практику надо продолжать.

4
Послания президента и губернатора – это задачи перед обществом на текущий год. Для реализации каждого отдельного направления нужны финансовые ресурсы. А они с неба не падают, никто их на блюдечке с голубой каемочкой не приносит. Деньги эти в виде налогов надо собирать, проявляя упорство и творческий подход. Другими словами, от деятельности налоговых служб во многом зависит и выполнение намеченных в стране и области задач. Поэтому важно, чтобы их работа была эффективной.

5
Мои первые шаги в журналистике были сделаны более чем 45 лет тому назад. Начинал с многотиражной газеты, работал в «Волжском комсомольце», в «Волжской коммуне», был помощником первого секретаря обкома КПСС. И вот уже почти тридцать лет как в центральной прессе – служил собкором по Самарской, Ульяновской и Оренбургской областям газеты «Трибуна», последние 15 лет я – директор межрегионального филиала ФГБУ «Редакция «Российской газеты», в зону влияния которого входят шесть регионов: Самарская, Саратовская, Оренбургская, Пензенская, Ульяновская области и Республика Мордовия. Мы вместе с коллегами готовим материалы для федеральных выпусков «Российской газеты», местных вкладок, в интернет-портал «РГ», журнал «Родина».

Вхожу в состав руководства Самарской региональной организации Союза журналистов России. Более 20 лет тому назад получил звание заслуженного работника культуры Российской Федерации, имею благодарность президента РФ, региональные награды, награды профессионального сообщества. Накопленный жизненный опыт, профессиональные навыки, думаю, вполне уместны в нашем общественном совете. Впрочем, в общественном совете нет случайных людей – каждый силен в своей сфере деятельности. А это создает сплав профессионализма и мудрости – именно то, что необходимо для такого органа, как общественный совет при УФНС. К слову сказать, руководители областной налоговой службы – частые гости в нашей редакции. Материалы с их выступлениями всегда расходятся на цитаты. А это значит, что каждое выступление руководителя УФНС высоко востребованно, находит отклик в сердцах людей, и работа, которую мы помогаем делать, нужна и полезна.

Снять барьеры

Развитие страны невозможно без малого бизнеса

Лариса Ермоленко, генеральный директор ООО «Проектирование. Экспертиза. Стрительство», председатель регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России»

1
Работа в этой общественной организации важна – она дает определенный срез взаимодействия между органом, исчисляющим и взимающим налоги, и субъектами бизнеса. В рамках работы совета мы можем донести необходимую информацию до руководства ФНС и получить обратную связь, что тоже очень важно, потому что помогает снять барьеры и найти правильные, конструктивные решения.

2
Я не была участником совета прошлого созыва, но могу сказать, что работа совета не стоит на месте. Совет ищет новые формы взаимодействия с налоговой службой. С обновлением состава заработала общественная приемная УФНС, где мы встречаемся с налогоплательщиками. Начали проводиться выездные заседания в территориальных подразделениях УФНС, что тоже позволяет общаться с налогоплательщиками. Мы выезжали в Самарский, Ленинский районы Самары, а также в Новокуйбышевск, Тольятти. Эта практика наглядно показывает, что между нами есть конструктивный диалог. Постоянно расширяется перечень рассматриваемых вопросов, есть динамика, мы вместе движемся вперед.

3
Я считаю, что само наличие совета уже хорошо. Решения, которые принимает совет, я как член этой организации тоже разрабатываю, участвую в их обсуждении. Предложения появляются по факту работы: есть спорный вопрос, возникают и предложения. Все, что нужно обсудить на совете, мы включаем в план работы, прорабатываем вопросы, которые возникают по ходу работы. Т.е. есть вопросы плановые, есть внеплановые – они все в поле нашего зрения, и, я думаю, этот перечень постоянно будет пополняться, поскольку идет живой процесс и мы находимся внутри него. Надеюсь, что в дальнейшем совет будет таким же активным, как сейчас.

4
В послании и президента, и главы региона – в обоих стоял вопрос о взаимодействии с малым бизнесом, это одна из составляющих дальнейшего развития страны. Все мы понимаем, что большое начинается с малого. И развитие страны начинается с поддержки среднего и малого предпринимательства. Общественная организация «Опора России» объединяет представителей малого и среднего предпринимательства и ратует за сокращение избыточных административных барьеров, упорядочение проверок государственными контролирующими органами, выход предпринимательского сообщества и представителей органов власти всех уровней и ветвей «из тени», снижение налогового бремени, упрощение процедур отчетности. Обо всем этом не раз говорил и президент страны – на встречах в регионах, пресс-конференциях.

5
На федеральном уровне существует соглашение, подписанное руководством Федеральной налоговой службы и руководителем организации «Опора России». В рамках этого соглашения мы проводим такие меропри-
ятия, как оценка регулирующего воздействия, предварительное обсуждение нормативных актов, принимаемых для субъектов бизнеса, которые затрагивают их деятельность, обсуждаем различные формы, методы, коэффициент показателей, касающихся бизнеса. И это взаимодействие, безусловно, должно продолжаться.

6
Я являюсь доцентом, кандидатом экономических наук в направлении антикризисного направления, анализа финансовой деятельности. Много лет работаю по взаимодействию с бизнесом, являюсь генеральным директором одной из организаций, которая представляет бизнес в отрасли проектирования и строительства, а также занимаюсь общественной деятельностью, возглавляя региональное отделение общероссийской общественной организации «Опора России».

Настроен на диалог с бизнесом

Общественный совет – прекрасная площадка для решения спорных вопросов

Алексей Захаров, заместитель генерального директора ЗАО «Автосалон Арго», председатель самарской городской общественной организации «Правозащитник», член Совета самарского регионального отделения ООО «Деловая Россия», кандидат юридических наук, доцент

1
Создание общественного совета при УФНС – чрезвычайно важный шаг к открытости и гласности налоговой службы, настраиванию диалога с бизнесом. Налоговая нагрузка на бизнес растет, требования усложняются, поэтому Общественный совет – прекрасная площадка для решения сложных и спорных вопросов, выработки взвешенной и справедливой позиции в интересах бизнеса, общества и государства. Как председатель Самарского реготделения «Деловой России», председатель общественного совета при думе городского округа Самара, как человек, имеющий опыт работы в различных общественных структурах, могу сказать однозначно: работа Общественного совета при УФНС выстроена системно и хорошо. «Деловая Россия» в Самарской области представлена сотнями предпринимателей, и для меня участие в этом совете – возможность донести власти нашу позицию, позицию бизнеса, возможность защитить наши права и интересы.

2
Общественный совет при УФНС – это эффективный орган. Все предложения от бизнеса активно обсуждаются на его заседаниях и круглых столах с участием специалистов налоговой службы, проводятся выездные мероприятия для встреч с предпринимателями. Предложения всегда обсуждаются глубоко и всесторонне, и по ним принимаются взвешенные, мотивированные решения. То есть что я хочу сказать: этот совет создан не для галочки, не для красного словца, он реально работает.

3
Я жду от общественного совета одного – продолжения его работы. Это полезное дело.

4
В рамках работы ОС УФНС учитываются послания президента РФ Владимира Путина и временно исполняющего обязанности губернатора Самарской области Дмитрия Азарова. Эти документы определяют стратегические направления, первоочередную работу, и мы ориентируемся на них – это правильно.

5
Я руковожу «Деловой Россией в Самарской области», а также автомобильной компанией «Арго», кандидат юридических наук, доцент Самарского государственного экономического университета, возглавляю общественный совет при думе городского округа Самара. Безусловно, свои знания и опыт использую во всех этих направлениях, работаю на благо жителей региона. Во всяком случае, очень надеюсь на то, что моя работа приносит реальную пользу людям, в том числе и работа по взаимодействию с налоговой службой области.

Внедрять прорывные технологии

К работе нужно привлекать молодых специалистов и вузовское сообщество

Артем Кривцов, доктор наук, профессор, вице-президент саморегулируемой организации «Национальный институт профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов»

1
Насколько важна для меня эта работа в общественном совете при УФНС? Важна. Избрание в совет для любого человека ответственно и почетно. Я представляю институт профессиональных бухгалтеров, представляю свой родной вуз, как и другие коллеги, служу «мостиком общения» между огромной государственной структурой и рядовыми жителями региона – безусловно, это налагает большую ответственность. В последние годы в работе налоговой службы приоритетными становятся такие направления, как клиентоориентированность, информационная открытость. Именно поэтому роль общественного совета для налоговой службы столь важна – как в качестве общественной и профессиональной экспертизы, так и в качестве площадки для выработки предложений и инициатив в сфере налогового администрирования.

2
Одной из центральных задач работы общественного совета является вопрос открытости налоговых органов. Для этого делается немало: в еженедельном режиме работает первая консультационная приемная общественного совета при УФНС России по Самарской области по налоговым вопросам и качеству оказания услуг в налоговых инспекциях. Необходимо отметить, что общественная приемная создана по инициативе общественного совета. Данная работа позволяет уделить внимание и вопросу налоговой грамотности граждан. В рамках решения этой задачи члены общественного совета совместно с сотрудниками областной налоговой службы ежегодно участвуют в конференциях, проводимых при поддержке Самарской губернской думы.

3
Предложения по улучшению работы просты: нужно осваивать новые технологии и сервисы, в эпоху цифровой экономики необходимо соответствовать общему тренду. Мы должны учитывать интересы самых разных слоев общества и сфер бизнеса, соблюдать баланс интересов государства и отдельного налогоплательщика –
что, собственно, мы и пытаемся делать.

4
По поводу посланий президента и губернатора – как отметил в своем послании глава государства, нужно уточнить механизмы расчета налога, а также определения кадастровой стоимости недвижимости: в любом случае она не должна превышать реальную рыночную стоимость. Реализация поставленной задачи в рамках работы общественного совета возможна также в плане активной информационно-разъяснительной работы с представителями предпринимательского сообщества. Как следующий шаг проявления проактивной позиции – работа с молодыми специалистами и вузовским сообществом. Президентом Владимиром Путиным отмечена необходимость создать максимально удобные, привлекательные условия для того, чтобы талантливая молодежь могла поступать учиться в университеты. На данной позиции заострил внимание и глава региона Дмитрий Азаров, отметив, что краеугольной темой развития региона в следующие несколько лет станут модернизация университетского образования и внедрение прорывных информационных технологий. В частности, Самарский государственный экономический университет, где я работаю, уже сейчас отвечает поставленным задачам. Разрабатываются новые учебные программы, ученые вуза активно участвуют в реализации научно-исследовательских разработок, внедряемых на ведущих предприятиях Самарской области.

5
Я работаю в Самарском государственном экономическом университете. Параллельно являюсь вице-президентом саморегулируемой организации «Национальный институт профессиональных бухгалтеров, финансовых менеджеров и экономистов».

Чтобы люди перестали бояться

Налоговая тема не должна быть тайной за семью печатями

Олег Лукьянов, директор журнала «Первый в бизнесе и власти» и ООО «Самарский Регион Ньюс», дважды лауреат Всероссийского конкурса журналистов. Трижды награжден медалью «За заслуги перед городом Самара», обладатель Почетного знака «За особые заслуги в журналистике России», постоянный член президиума Союза журналистов России по Самарской области, член общественного совета ГУФСИН двух созывов, Заслуженный работник СМИ Самарской области.

1
Для меня работа в Общественном совете – это большая ответственность и своего рода вызов самому себе как профессиональному журналисту: насколько я смогу принести пользу этой организации, а в итоге – всему обществу, находясь, что называется, «по обе стороны баррикад». С одной стороны я, как и все мы, налогоплательщик, а с другой – знаю и вижу изнутри работу налоговой службы, знаком с нюансами, которые не известны широким кругам населения. И очень важно максимально использовать все возможности, чтобы просвещать людей, чтобы налоговая тема перестала быть тайной за семью печатями – как для предпринимателей, так и для всех работающих. Работа в совете привлекает меня именно этим –
возможностью повышать знания в области налогообложения и транслировать эти знания максимально большему количеству людей. Подавляющая часть вопросов, которые поднимаются на заседаниях общественного совета, которые задают нам люди на наших выездных мероприятиях, обусловлены тем, что наши граждане несведущи в области налогов. И задача общественного совета – сделать все, чтобы люди перестали бояться налогового инспектора, чтобы поняли простую вещь: система сбора налогов – это тот инструмент, который позволяет государству функционировать и содержать здравоохранение, образование, социальную сферу и т.д. Государство сильно тогда, когда оно умеет собирать налоги и когда его граждане знают и выполняют законы, в том числе в налоговой сфере.

2
Я участвовал в работе совета двух созывов и вижу, что да, изменения есть. В первую очередь в связи с тем, что возглавил совет опытнейший человек – Александр Сергеевич Бахмуров. Он много лет возглавлял областную налоговую службу, взаимодействовал с бизнесом, с населением. И возглавив общественный совет при УФНС, можно сказать, «поднял на щит», вывел на новый уровень его работу. Она стала интенсивнее, увеличилось и количество, и качество мероприятий. Мы стали выезжать в города и районы области, были в Тольятти, Новокуйбышевске. Александру Сергеевичу принадлежит идея создания общественной приемной. Я сам вел прием граждан и, что называется, почувствовал то самое «плавание» людей в налоговых вопросах.

Как-то обратилась дама с вопросом, может ли она получить налоговый вычет на лечение: ей была сделана операция, она что-то слышала про возврат налога, но не представляла, какие документы нужны, куда их направлять. Безусловно, я сам не в состоянии одномоментно ответить на такие вопросы, но как общественник я связался со специалистами, они задали мне несколько уточняющих вопросов, в итоге женщина собрала нужные документы, представила их в налоговую службу и, насколько мне известно, уже получила положенные ей деньги.

Признаюсь, мне было приятно, что я помог конкретному человеку в конкретном деле. Второй человек, который тоже обратился ко мне в ходе работы общественной приемной, был бизнесмен. Он когда-то открыл ИП в Самаре, но со временем переехал жить в Москву и хотел узнать, можно ли закрыть неработающее предприятие дистанционно, не приезжая в Самару. Тоже пришлось связаться со специалистами, т.к. в этом вопросе есть свои нюансы. Выяснилось, что да, закрыть ИП можно и дистанционно, если нет задолженностей. У этого человека их не было, вопрос решился положительно.

То есть, с одной стороны, это обыденные вопросы, ничего сверхуникального в них нет, но, с другой стороны, люди обратились с этими вопросами в общественную приемную, поскольку не знали, как их решить, и мы конкретно помогли им.

Мне приходится участвовать и в круглых столах, и в работе общественных комиссий, и я вижу, как постепенно эта работа набирает силу. Все большее количество специалистов из разных сфер деятельности вовлечены в эти процессы как общественники, мы все понимаем, как важно быть «в теме», знать, какие изменения претерпевает налоговое ведомство, а для этого присутствовать на всех мероприятиях налоговой службы, которые она проводит совместно с общественниками. На них выступают каждый по своей теме специалисты разных отделов. Так что мы узнаем о нововведениях, что называется, из первых уст.

Кроме того, я участвую в работе общественной комиссии по укреплению внутренней дисциплины работников налоговой службы. Речь идет о том, чтобы руководители подразделений и рядовые сотрудники, являясь госслужащими, вовремя и по всем правилам сдавали налоговые декларации. Комиссия состоит из разных специалистов, я там – от общественного совета УФНС, и мой голос тоже имеет значение.

3
Что касается улучшения деятельности совета, я думаю, трудно что-то добавить к тому, что уже начал делать Александр Бахмуров, возглавив совет, потому что он действительно большой профессионал. Единственное, что бы я добавил – это более активно, в больших объемах освещать работу налоговиков в СМИ. Нужно пропагандировать идею, что налоговая служба – это не карательный орган, а организация, призванная следить за порядком в данной сфере, система с человеческим лицом. Нужно больше интервью с руководителями, больше новостей из налоговой службы, больше разъяснительных публикаций. Полузнание хуже, чем незнание. Когда человек понимает, как исчисляются налоги, куда они идут, у него не остается вопросов – цепочка ясна и прозрачна.

4
В послании президента как минимум трижды затронута тема налогов, и мне кажется, Владимиру Владимировичу было важно показать актуальность этой темы. В стране постоянно происходят изменения, бизнес растет, развивается, и очень важно соблюдение законов, в том числе в налоговой сфере. Для этого нужно, чтобы и предприниматели, и вообще все, кто платит налоги, разбирались в теме, были готовы обсуждать нововведения. А глава региона, безусловно, поддерживает курс президента страны и тоже ратует за то, чтобы налоги собирались качественно и в срок. Часть собираемых в регионе налогов уходит в федеральный центр, часть остается здесь, и важно, чтобы эта сумма увеличивалась, и Александр Владимирович Вихров, руководитель Управления ФНС РФ по Самарской области, нацеливает своих подчиненных на более активную работу, с тем чтобы регион снова вошел в пятерку лучших по собираемости налогов, и это правильно.

5
Я профессиональный журналист с большим опытом работы в самых разных СМИ, перечислять их даже не буду. Я заместитель секретаря Самарской организации Союза журналистов РФ, недавно получил звание «Заслуженный работник СМИ Самарской области», горжусь, что получил уже третью медаль «За заслуги перед городом Самара».

Совет реально работает

Мы стали своего рода рупором – озвучиваем проблемы так, как их видим

Разговор об Общественном совете при УФНС РФ по Самарской области Владимир Московский – заместитель председателя совета, доктор экономических наук, советник государственной гражданской службы РФ I класса – начал с главного: «Ценность нашего совета в том, что он реально работает». А насколько важна для него работа в этой общественной структуре, стало ясно с первых же слов интервью: как никто другой, он знает работу налоговиков изнутри, почти девять лет работал в налоговых органах, в том числе в должности зама руководителя областного управления.

— Когда мне предложили стать членом Общественного совета, у меня возникло двойственное чувство: параллели с общественными советами в других госструктурах. Многие из них созданы, но не работают. Все общественные советы всегда формируются сверху: дается установка создать совет, даются рекомендации по кандидатурам членов, а дальше все формально: отчитались – и слава богу. Поэтому, зная всю эту кухню, я предположил, что и здесь будет так же. Но, к счастью, ошибся.

— Но ведь активность совета – не манна небесная, и успешная деятельность совета – это результат конкретной работы каждого и всех вместе…

— Совершенно верно. Поначалу инициативу создания совета сами сотрудники налоговой службы восприняли настороженно. Но мы начали работать и смогли изменить стереотипы. Я был членом совета первого созыва, сейчас работаю во втором и вижу, как работаем мы и как работают аналогичные структуры. Сегодня в налоговой службе трудятся люди, с которыми я когда-то работал. И есть те, кого мы считаем своими воспитанниками: выпускники гуманитарной академии, экономического университета. С этими специалистами мне работать легко. Они понимают: когда ты находишься внутри такой структуры, как налоговая служба, всегда возникает некая зашоренность, а отстраниться, посмотреть на свою работу сторонним взглядом, проанализировать ее не каждому дано. В этом смысле деятельность Общественного совета очень важна. Это совет, который действительно может дать дельный совет. Тем более что у нас в совете – специалисты с большим опытом.

— Вы прошли большой жизненный и управленческий путь: от главного инженера завода до первого зама главы города по экономике и финансам, заместителя руководителя областного налогового управления. Вам этот опыт помогает? Видите ли вы то, чего, возможно, не видит обычный человек?

— Опыт, конечно же, помогает. Но «обычный человек» применительно к членам нашего совета – это высочайший профессионал в своей сфере деятельности. Другое дело, что у меня и ряда моих коллег немал опыт работы именно в налоговой службе. У нас в совете есть доктора и кандидаты наук – экономических, юридических. Это позволяет работать на качественно ином уровне – не просто наблюдать со стороны, а предпринимать что-то, что может изменить «ход истории» в деятельности налоговых органов. Иногда такой подход – научный, теоретический – очень нужен. Когда, допустим, необходимо сделать сравнительный анализ, поддержать какие-то инициативы или, наоборот, подкорректировать работу налоговой службы. Потому что случается, что «гладко было на бумаге, да забыли про овраги»: многие хорошие инициативы в налоговой политике, которые предлагаются сверху, не всегда могут быть мгновенно исполнены на местах, механизм их реализации требует практической корректировки и реальных сроков внедрения. И здесь возникает сложность: с одной стороны, деятельность службы строго регламентирована: что сказали сверху, то и делай. Но в то же время исполнитель всегда сталкивается с какими-то нюансами, которых не пропишешь ни в одной инструкции. И если самим сотрудникам службы выступать с какими-то предложениями не совсем корректно, то общественному совету никто не запрещает этого делать. И потому мы стали своего рода «рупором» – озвучиваем проблемы так, как их видим. Мы все в совете представляем разные сферы деятельности и вовлекаем в процесс обсуждения наших «предложений от сохи» разных людей – представителей Торгово-промышленной палаты региона, Союза промышленников и предпринимателей, организаций, деятельность которых связана с пенсионным обеспечением, льготами. И вот здесь как раз пригождается наш «консолидированный опыт» – ученых-теоретиков и управленцев-практиков. И я лично участвую в работе такого совета.

— Каков же итог работы такого союза? Практики побеждают теоретиков или наоборот?

— А у нас нет необходимости соревноваться. Возникает некая грань между реализацией теоретически правильного подхода к налоговой проблематике и практикой ее воплощения. Вместе с ТПП СО и Союзом работодателей мы готовили обращение к правительству области с предложениями корректировок работы налоговой службы. Потому что в подобных структурах механизм инерционен: внедряя новшество, руководитель должен получить добро сверху.

Когда совет только-только был создан, его возглавил Габибулла Рабаданович Хасаев, человек огромных знаний и огромного практического опыта. Признанный ученый, теоретик, он разработал новую систему взаимодействия структур бизнеса и власти, на практике реализовал вхождение области в рыночную систему. Почти четверть века при разных губернаторах он работал в правительстве области, и по сей день его знания и опыт востребованы. Благодаря его подходам и широте взглядов Общественный совет приобрел свое новое звучание. Он сразу привлек к работе в совете ученых, они сделали анализ тенденций и направлений по финансовой и налоговой емкости территорий, по работе разных видов налогов. И когда все это сформировалось уже в некую четкую позицию и возникло творческое взаимодействие с налоговой службой, то сами сотрудники аппарата областного управления поняли, что между советом и ими нет конкуренции, что совет – это дополнительная возможность усилить работу в ключевых направлениях. Общественный совет смог выстроить диалог с бизнесом. Люди почувствовали, что к ним относятся без предвзятости, что ушли времена, когда на предпринимателя смотрели как на потенциального мошенника по принципу «что ты мне ни говори, я тебя выведу на чистую воду». На протяжении многих лет в обществе было стойкое убеждение, что налоговая служба работает именно так, «вытрясая» деньги из бизнеса, налогоплательщиков. Конечно, и Александр Бахмуров, который в то время был руководителем службы, и я как его зам поставили целью переломить ситуацию, выстроить диалог с людьми через СМИ, стали издавать журналы, вестники.

— Сейчас любая информация есть в Интернете – все, что нужно предпринимателю, да и любому налогоплательщику, он может узнать, не читая «Налоговых известий». Тем не менее вы говорите о личном контакте «глаза в глаза»?

— Конечно же! Потому что опыт показал: даже когда человек активно пользуется Интернетом (может оставлять электронные заявки, задавать вопросы в режиме онлайн, пользоваться работой «единого окна»), все равно по самым важным вопросам он предпочтет получить консультацию лично. И когда члены совета проводят встречи в рамках выездных приемных, они видят, что желающих прийти и задать вопросы лично не становится меньше. Кроме того, нам важна обратная связь: по тем вопросам и темам, которые волнуют налогоплательщиков, мы можем судить, насколько эффективна работа налоговой службы.

— Итак, главное, что отличает сегодняшний совет, – это его ярко выраженная практическая направленность. Заседания происходят чаще с выездом на места. Мы рассматриваем частные вопросы, но при этом присутствует и аналитическая часть. Вместе с учеными – членами совета – пытаемся разобраться, что служит, условно говоря, двигателем прогресса, а что, наоборот, тормозит процесс, как работают те или иные виды налогов, какова на сегодняшний день налоговая емкость территории региона…

— Члены совета участвуют в проведении «Дней открытых дверей» в районных инспекциях, в публичных обсуждениях деятельности УФНС, работают и в комиссиях по аттестации сотрудников налоговой службы, помогая неформально подходить к кадровому вопросу. Думаю, со временем нас будут привлекать и к обсуждению кандидатур на должности руководителей подразделений. Считаю, любому начальнику полезно пройти через такое «общественное сито» – в этом случае он чувствует себя не «назначенцем», а тем, кого поддержали общественники. Сейчас это, возможно, кажется невероятным, но, я уверен, это дело будущего. Общество становится все более открытым, и налоговая служба стремится быть в этом тренде.


Людей нужно просвещать

Формирование общественного мнения, воспитание налоговой дисциплины, ответственности – дело небыстрое

Татьяна Прокопавичене, главный редактор телеканала «Губерния», обладатель премии Союза журналистов «Золотое перо губернии»

1
Что для меня означает работа в Общественном совете при УФНС? В первую очередь возможность погрузиться в тему, узнать тонкости работы областной налоговой службы. Работа, конечно, ответственная, но она еще и очень интересная. В налоговой теме люди плавают, мало информации о том, что такое налоги, из чего они складываются, почему в одном случае берут такой налог, а в другом другой, такой процент, а не иной и т.д. И мне самой как человеку любознательному, безусловно, интересно это узнать. А поскольку я журналист, то волей-неволей занимаюсь просветительской работой: в налоговую службу мы обычно приезжаем с телекамерами – я, журналист, оператор, – снимаем сюжет, готовим его в эфир, то есть даем информацию, образовываем людей.

Вообще, я считаю, что практически в каждом общественном совете должен быть представитель СМИ, потому что возникает непосредственная связь, журналист погружается в тему, отмечает для себя: вот тут интересно, вот это надо взять на заметку, вот об этом надо обязательно рассказать. Новая информация – это всегда хорошо. А информация от профессионалов вообще бесценна.

2
Нынешний совет очень интересен тем, что его возглавляет Александр Сергеевич Бахмуров. Для меня это знаковая фигура. Это человек, который очень хорошо разбирается в своем деле, много и глубоко знает и, главное, умеет доступно рассказать. Любой, даже самый сложный вопрос он объясняет так, что становится все ясно. Вот как раз этого и не хватает многим чиновникам и специалистам – умения понятно и доходчиво объяснить. Когда говоришь с Александром Сергеевичем, то и дело ловишь себя на мысли: вот этого я не знал, вот об этом не задумывался, никогда бы не подумал, что какой-то вопрос решается именно так, а не иначе… То есть такая сложная тема, как налоги, вдруг становится понятной и интересной. И это привлекает!

3
Что изменилось в деятельности совета по сравнению с прошлым созывом – сказать не могу, меня в прошлом созыве не было. Мы с коллегами, конечно, приезжали на съемки, делали репортажи, но глубоко в тему я не погружалась. А что касается того, как сделать работу совета лучше, – не знаю, по-моему, она и так отлично поставлена. Очень много выездных заседаний, много привлекается специалистов из других структур, я вижу, как на заседаниях проходят обсуждения – живо, активно, глубоко. Всем участникам процесса это интересно, для всех это важно – чего же еще желать?

4
Мне кажется, в обществе сегодня велик процент людей, которые работают втемную и не платят налогов. Мне это непонятно и даже странно: человек живет и у него мускул не дрогнет. А ведь темная зарплата – значит нет отчислений в Пенсионный фонд, то есть не хватает средств на пенсии. Бюджет недополучает налоги –
не хватает денег на городские нужды. При этом человек, который не платит налоги, пользуется всей инфраструктурой, всеми ресурсами, которыми располагает территория. Это сродни тому, что к этому человеку, который работает по-темному, придут какие-то люди, скажут: «Мужик, мы у тебя тут поживем, твоими ресурсами попользуемся, ну а ты ладно, терпи». Я утрирую, но это действительно так. За рубежом налоговые преступления считаются самыми серьезными, к ним относятся очень ответственно. Каждый нормальный предприниматель платит налоги, ему в голову не приходит что-то скрывать. Я знаю трогательные истории, когда, например, женщина, которая занимается рукоделием на дому (что-то там вышивает, украшает, делает брошки), отдавая готовую вещь заказчику и получая за него плату, непременно достает блокнотик, чтобы записать, за что и сколько денег она получила – и просить заказчика расписаться, потому что все это ей надо будет передать налоговому инспектору! То есть сознание у людей совершенно иное, и это воспитывается не одним днем. Безусловно, формирование общественного мнения, воспитание налоговой дисциплины, ответственности – дело долгое. Но даже у нас в стране между тем, что было 20 лет назад, и тем, что сейчас, – разница большая. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы эти процессы шли быстрее. Вообще, соблюдение закона, в том числе и налогового законодательства – это серьезная воспитательная работа для государства.

5
Я профессиональный журналист, у меня большой (более 40 лет) опыт работы. А мы, журналисты, – проводники знаний: получаем их из первых уст и пытаемся как можно понятнее и доступнее эти знания донести. Не всегда удается, к сожалению, но стараемся.


Публичность и подотчетность

Задача – отстаивать законные права налогоплательщиков и снижать их налоговые риски

Данил Прокопович, общественный помощник уполномоченного по защите прав предпринимателей, генеральный директор АНО ДПО «Институт профессионального роста», ООО «Национальная аудиторская корпорация»

1
Работа в общественном совете, безусловно, важна. Совет помогает создать живую обратную связь между УФНС и налогоплательщиками области. Очень важно поддерживать общественную подотчетность и открытость деятельности государственного органа. В силу своего профессионального опыта я имею возможность критически оценивать информацию, предоставляемую ведомством, и задавать актуальные вопросы. Также активная практика в бизнес-среде позволяет мне обобщенно озвучивать проблемы, с которыми сталкиваются налогоплательщики.

2
За прошедший год работа совета заметно активизировалась. Удалось обсудить и найти решение для ряда вопросов. Руководители УФНС разного ранга отчитываются о деятельности своих подразделений и достигнутых результатах.

3
Предложение по улучшению деятельности совета есть. Оно заключается в том, чтобы, помимо сводных результатов, обсуждались также и оперативные вопросы налогового контроля и досудебных разбирательств, принципы мотивации сотрудников ведомства и планирования собираемости налогов.

5


Как аудитор, партнер Национальной Аудиторской Корпорации и международный эксперт я с 2000 года работаю с российскими и иностранными компаниями. Вижу и понимаю сторону бизнеса, помогаю отстаивать законные права налогоплательщиков и снижать их налоговые риски. Взаимодействие с международными компаниями позволяет мне лучше понимать потребности иностранных инвесторов в упрощении налогового администрирования в России, а также сравнивать налоговое законодательство разных стран.


Права работников нуждаются в защите

Улучшение экономической политики в Самарской области невозможно без понятной работы налоговых органов

Виктор Семенов, главный правовой инспектор труда Самарской областной территориальной организации Общероссийского профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ

1
Работа в общественном совете при УФНС для меня очень важна. Вообще систему общественных советов при органах власти следует рассматривать как элемент гражданского общества. Это позволяет непосредственно влиять на работу УФНС со стороны граждан и налогоплательщиков.

2
Мне трудно сравнивать работу предыдущего состава общественного совета, поскольку меня включили в его состав в первый раз, но могу сказать, что сейчас совет работает активно.

3
Я вхожу в состав комиссии по регулированию конфликта интересов УФНС. В общественном совете сформированы комиссии, и я вхожу в комиссию по коррупции. Эта работа, в свою очередь, пересекается с работой комиссии по регулированию конфликта интересов. Такое взаимодействие, считаю, необходимо. Надо работать в этом направлении, объединять усилия ради достижения общих целей.

4
Одним из ключевых моментов послания президента было укрепление структуры гражданского общества. Сам факт существования общественного совета при УФНС – я считаю, одно из направлений деятельности гражданского общества. С другой стороны, в послании главы региона Дмитрия Азарова главным направлением прозвучало улучшение экономической политики в Самарской области, что, в свою очередь, невозможно без понятной работы налоговых органов. Вторым важным посылом главы региона было повышение комфортности жизни в нашей области – это также невозможно без взаимодействия граждан и налоговых органов. То есть работа, которой мы занимаемся, действительно очень важна.

5
Более 20 лет я руковожу правовой службой Самарской областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ. Это тот профсоюз, который действует в органах власти всех уровней, в силовых ведомствах, в органах суда и прокуратуры. В том числе и в налоговых органах. Моя работа в комиссии по регулированию конфликта интересов УФНС и в общественном совете УФНС имеет непосредственное отношение к профсоюзной деятельности и к защите прав членов профсоюза, работающих в налоговых органах.


В поддержку бизнеса

Работа в совете должна быть направлена не только на повышение налогособираемости, но и на защиту налогоплательщиков

Евгений Фомин, проректор по экономическому развитию СГЭУ, заведующий кафедрой налогообложения, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации

1
Работу в Общественном совете при УФМС я считаю своей общественной и профессиональной работой. Думаю, она приносит обществу пользу.

2
В 2017-2018 годах деятельность Общественного совета стала носить более целенаправленный, конкретный характер, стало больше конкретных дел, а не только обсуждений – хотя и они важны.

3
Что я жду от работы в Общественном совете? Хотелось бы, чтобы работа в совете была направлена не только на повышение налогособираемости, но и на защиту интересов налогоплательщиков. Научный материал в общественном совете представляется богатой почвой для серьезной работы. На мой взгляд, к практической работе в совете нужно привлекать больше научной молодежи — для более глубокого изучения вопросов и проблем, с которыми сталкивается налоговая служба, которые поднимает Общественный совет при УФНС. Привлекая к сотрудничеству молодых ученых, совет получит актуальные научные исследования и качественные, достоверные выводы, которые будут полезны специалистам-практикам в налоговых службах городов и районов области. Мы все должны объединиться для работы во благо жителей нашего региона.

4
По поводу посланий президента Владимира Путина и врио губернатора Дмитрия Азарова применительно к Общественному совету считаю важным предложение ввести на региональном уровне налоговые льготы на движимое имущество для малых предприятий. Общественный совет поддерживает предложения президента и главы региона по многим направлениям, но прежде всего, безусловно, по развитию малого бизнеса, обеспечения его дешевыми кредитами под фактическую ставку 6,5%. Сейчас малый бизнес берет кредиты под 15% – и то нужны такие гарантии, что многим не под силу. Поэтому их, условно говоря, 1500 в год открывается и 1400 закрывается. Эту ситуацию надо менять.

5
О себе: родился в 1949 году в Брянской области, после окончания Куйбышевского планового института в 1973 году остался работать в институте, с первого года и по настоящее время работаю проректором, заведующим кафедрой налогообложения. Круг научных интересов – экономика вузов, сфера услуг, налоговое администрирование, предпринимательство. Хобби — дача, водно-моторный спорт.


Важно взаимодействие с обществом

Задача совета – донести информацию о проблемах бизнеса до федерального органа власти

Валерий Фомичев, президент Торгово-промышленной палаты Самарской области, председатель комиссии по вопросам промышленности и предпринимательства Общественной палаты Самарской области

1
Избрание в общественный совет при УФНС по Самарской области, безусловно, означает возможность сделать свой вклад в работу данной организации, повысить эффективность ее работы, увеличить продуктивность в выполнении поставленных задач. Кроме того, это еще одна возможность донести информацию о проблемах бизнеса до федерального органа власти, что является одной из задач Торгово-промышленной палаты Самарской области.

2
Оценить свой опыт работы в составе общественного совета сложно – оценивают обычно другие люди. Но могу сказать определенно: с мая 2017-го по апрель 2018 года мной и моими коллегами проделана большая работа по развитию новых направлений деятельности УФНС, связанных с модернизацией сервисных возможностей, улучшением инновационной и технологической составляющей деятельности.

3
От работы в общественном совете я жду в первую очередь нарастающего взаимодействия между данной организацией и обществом, что поможет улучшить рабочие процессы УФНС.

4
Поставленные врио губернатора Самарской области Дмитрием Игоревичем Азаровым задачи напрямую связаны с посланием президента РФ Владимира Путина, в котором говорится о необходимости увеличения темпов роста технического прогресса. Это одно из новых направлений деятельности УФНС – улучшение технологической деятельности, которое способно значительно упростить как внутренние процессы ФНС, так и внешние.

5
Для меня как для президента Торгово-промышленной палаты Самарской области, находящегося в этой должности более 10 лет, участие в работе общественного совета является связующим звеном между предпринимательством региона и деятельностью УФНС, что может способствовать развитию как малого и среднего бизнеса, так и клиентоориентированности и информационной открытости УФНС.


Эффективен для бизнеса

Изменения в работе совета отражают динамику развития региона и страны в целом

Виктор Шепелев, редактор, специальный корреспондент ГТРК «Самара», «Золотое перо губернии»

1
Участие журналистов в работе Общественного совета – один из самых эффективных инструментов гражданского контроля. И в то же время это возможность оперативного информирования жителей региона обо всех новациях, о важных изменениях налогового законодательства и правоприменительной деятельности.

2
За последний год общественный совет стал более эффективно взаимодействовать с бизнес-сообществом, общественными организациями, вузами региона. Одним из ключевых событий стала организация регулярного приема граждан членами Общественного совета, имеющими большой практический опыт в бизнесе и управлении.

3
Изменения в работе совета, интересные предложения по организации его деятельности происходят постоянно – они отражают динамику развития региона и страны в целом. Совет откликается на все явления и события, происходящие в правоприменительной практике налогового ведомства, доносит до руководства Управления пожелания, проблемы, с которыми обращаются жители региона.

4
Среди ключевых акцентов, сделанных в послании президента РФ Владимира Путина и врио губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, – максимальная открытость деятельности органов власти, усиление общественного контроля, создание максимально благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, российской промышленности, новых технологий. Все это напрямую перекликается с задачами, которые стоят перед советом.

5
Моя работа напрямую связана с тем, чем я занимаюсь в общественном совете. В Самарской области реализован один из самых интересных медиапроектов по правовому просвещению жителей в области налогового законодательства. Он родился благодаря инициативе руководителя ГТРК «Самара» Елены Крыловой и главы УФНС РФ по Самарской области Александра Вихрова. Сегодня телезрители и радиослушатели всей губернии на регулярной основе получают самую оперативную информацию по всем вопросам налогообложения, получения налоговых вычетов, по оформлению необходимых документов. Большая работа ведется по информированию наших земляков, которые решили попробовать открыть свое дело – стать предпринимателем. Проект «Наши налоги», который я курирую на ГТРК «Самара», – интерактивный. Телезрители и радиослушатели имеют возможность оставить вопросы для ведущих специалистов Управления, общественного совета и получить подробные ответы.

Обсуждение закрыто.