Стабильность – признак мастерства

16 июня 2018

Генеральный директор ГК «Октопус» – о факторах развития медицинского бизнеса

25 лет по меркам развития частной медицины в России – индикатор стабильности, а стабильность, как известно, – признак мастерства. Пройден серьезный путь с чистого листа, с высокой долей рисков, рыночной непредсказуемостью, в пределах которых нужно было утвердиться в своем праве лечить людей. Созданная в 1993 году офтальмологическая компания успешно осваивала пионерские направления, продвигая на самарском рынке новые по тем временам эффективные виды оптической помощи. Все эти годы она неизменно демонстрирует  высокий уровень качества оказания лечебной помощи и ответственный подход к ведению медицинского бизнеса. О том, как компании удается преуспевать и чем отличается ее стиль работы, рассказал генеральный директор ГК «Октопус» Вячеслав Пилягин.

Людмила КРУГЛОВА

— Анализируя пройденный путь, чем вы гордитесь? Все ли было сделано правильно?

— У большинства нормальных людей вообще не бывает таких мыслей, что, мол, я идеал и все делаю правильно. Конечно, с высоты своего опыта я понимаю, что многое можно было сделать иначе и с наименьшими затратами. Многое из того, что мы могли бы сделать, вообще не сделано. Совершенно точно, что с очковой коррекцией мы несколько запоздали. Но у нас в этом смысле – своя специфика. В отличие от других оптик, мы начинали с контактных линз, причем едва ли не единственными в России, на тот период это было пионерское направление, люди представления не имели о том, что такое контактная коррекция.

Мы по праву гордимся и тем, что с 2003 года начали проводить Поволжскую офтальмологическую конференцию, что тоже всех удивляло: коммерческая организация, зачем вам это надо? Конференции ведь очень долго были нерентабельны, наши вложения не окупались, и только в последние годы появились спонсоры. Но нам было интересно этим заниматься, и, будучи коммерческой организацией, мы далеко не всегда исходили из целесообразности бизнеса. Потому что наша область деятельности – медицина.

— Это обязывает?

— Мы серьезно подходим к любому профессиональному вопросу, основываясь на пользе для пациентов и на соблюдении принципа медицинской этики: не навреди. Возможно, что ответственное отношение к делу позволило нам вырасти, из небольшого кабинетика, пеленального столика в качестве reception, в довольно солидную организацию с клиникой, большим количеством оптик, центров коррекции зрения. Конечно, все это очень радует, но одновременно и обязывает основательно заниматься любым направлением и держать марку своей компании.

— У вас случались панические настроения в моменты кризисов?

— Конечно. Думаю, все, кто долго держится на рынке, не раз испытывали подобные чувства. Такие моменты учат, что не надо впадать в панику, надо просто фиксировать риски. По-хорошему, ты их должен предвидеть до того, как они произойдут, но в нашей непредсказуемой стране трудно быть оракулом. Сейчас очередной трудный этап: впервые за 17 лет просели крупные ритейлеры, много бизнесов закрывается, многие держатся с трудом и думают, что предпринимать. Что касается медицинского бизнеса, то он довольно инертен, у нас нет возможности зарабатывать сразу большие деньги, как, например, в строительстве или торговле. Зато нет и провалов, как у тех же строителей. Сложность текущего момента в том, что кризис, начавшийся в 2014 году, носит затяжной характер. Но, тем не менее, мы оптимистично смотрим в будущее и хотим еще 25 лет прожить – во всех смыслах.

— Не секрет, что рынок оптики в Самаре довольно насыщен. Конкуренция не мешает?

— Конкуренция – естественный процесс, который в какой-то степени и полезен, всегда надо быть в тонусе, чтобы тебя не потеснили. Конечно, работать без конкурентов приятнее, но, увы, каждый человек имеет право открыть свое дело, если он имеет лицензию. К сожалению, я иногда вижу, что в оптиках нет даже кассового аппарата, и получается, что одни платят налоги, тратят большие деньги на развитие, а другие этого не делают. Такая недобросовестная конкуренция сильно раздражает. Если же оптики соответствуют всем стандартам, у них есть врачи-оптометристы, лицензия, то ничего не поделаешь: плачем, но миримся.

— Перспективно ли с точки зрения бизнеса развивать детское направление?

— При развитии медицинского бизнеса необходимо выдерживать баланс, памятуя, что мы в первую очередь лечим людей. У нас в стране каждый третий ребенок нуждается в коррекции зрения, и чем раньше родители приведут его в клинику, тем больше шансов полностью восстановить зрение. Сейчас под эгидой «Октопуса» три центра занимаются оптическими проблемами детского возраста. И, кстати, спустя 18 лет подросшие пациенты и сами наблюдаются, и приводят к нам своих детей. На протяжении своей деятельности мы проводим различные акции социальной направленности, одна из последних – участие в благотворительной программе здорового зрения «Crizal. Четкий взгляд на мир», которую реализуют французская компания Еssilor и московское представительство ЛУЙС-Оптика. В рамках проекта «Октопус» безвозмездно предоставил оправы для слабовидящих детей Самарской области, а очковые линзы Crizal – их производитель Еssilor. Наши сотрудницы ездили в Москву на вручение диплома и очень довольны тем, что сфотографировались с Андреем Малаховым, который является послом бренда Crizal в России.

— Насколько государственно-частное партнерство решает социально значимые задачи медицины?

— С 2010 года мы оказываем лечебную помощь в рамках обязательного медицинского страхования и благодарны за это главному врачу больницы им. Ерошевского Андрею Владимировичу Золотареву, который предложил нам вступить в систему ОМС. Несмотря на то что это тоже конкурентное поле и мы отнимаем деньги у больницы Ерошевского, но Андрей Владимирович как главный офтальмолог должен отслеживать статистику по поводу катаракты, а она такова, что 80% всех операций приходится на катаракту и глаукому и 20% –
на остальные, в том числе и сложные случаи. Разумеется, областная больница, при отсутствии площадей и мощностей, не в состоянии справиться с таким потоком, поэтому своим участием в государственных программах мы помогаем решить проблемы зрения большому количеству жителей Самарского региона. Хочу поблагодарить министерство здравоохранения Самарской области за поддержку и за то, что у нас нет таких проблем, как у наших коллег в других регионах. Нам не мешают работать, а при необходимости и помогают.

Вступить в систему ОМС очень непросто, надо было показать свои возможности. С 2000 года мы стали заниматься хирургией, у нас уже были наработки, которые позволили нам выдержать этот профессиональный «экзамен». Ежегодно по системе ОМС мы проводим порядка двух тысяч операций, и в наших силах – вдвое увеличить эти объемы. Относительно партнерства частной и государственной медицины у нас есть мысли, как сделать работу в системе ОМС более эффективной и помочь еще большему количеству наших пациентов. Возможно, в ближайшее время мы оформим и озвучим свои предложения.

— Вячеслав Игоревич, согласитесь, что львиная доля успеха любого бизнеса зависит от стратегии руководителя?

— Не соглашусь. Да, многое зависит от руководителя, но без профессиональных, преданных делу кадров он ничего не сделает. Поэтому хочу выразить огромную благодарность персоналу, особенно заслуженным работникам, которые трудятся в «Октопусе» по 12, по 18 лет, по 23-24 года – это даже по советским меркам долго. А в наше время, когда люди в компаниях не задерживаются, это говорит и о стабильности, и о здоровом внутреннем климате организации. Вообще, наш вид бизнеса благодарный: мы всегда чувствуем моральное удовлетворение от результатов нашего труда, который приносит людям пользу. И отношение к бизнесу у нас не как к коммерции, а как к социально направленному виду деятельности. Я думаю, этот разумный баланс позволяет нам существовать, развиваться, а людям – получать удовлетворение от работы в нашей компании.

 

Обсуждение закрыто.