Самара в очередной раз присоединилась к международной акции
В этом году в «Ночь музеев» в Самаре работали действительно интересные выставки. Художественный музей построил программу вокруг Первого фестиваля иллюстраций и экспозиции «Самарские древности», в Музее модерна можно было увидеть работы Врубеля, Поленова, Васнецова, в галерее «Виктория» – познакомиться
с категоричным современным искусством. И, конечно, в ту Ночь состоялся исторический момент – открытие музея Эльдара Рязанова.
Татьяна БОГОМОЛОВА, Ксения ГАРАНИНА, Андрей САВЕЛЬЕВ (фото), «Волжская коммуна»
Самарская иллюстрация
Художественный музей, назвав свою Ночь «Вне формата», обещал более чем насыщенную программу: анимационный ликбез, тренинг по актерскому мастерству, созданный детьми театр теней, театр танца СКРИМ, а также концерты и угощение во дворе музея. Кроме того, возможность впервые прикоснуться к шедеврам. Акция «Авангард на кончиках пальцев», предназначенная для слабовидящих, оказалась одной из самых востребованных. Объемные картины рекомендовалось ощупывать с закрытыми глазами и в наушниках. Голос аудиогида терпеливо вел по шедевру, от верхнего края к нижнему, от главного к второстепенному. И теперь многие наверняка смогут сказать: «Я знаю русский авангард как свои пять пальцев».
Непривычное для будней музея, но для Ночи уже традиционное модное дефиле прошло в холле второго этажа. Коллекция дизайнера победительницы XV «Поволжских сезонов Александра Васильева» Светланы Черкашиной с кольчугами, шлемами и копьями оказалась созвучна выставке «Самарские древности». Открывшаяся несколько дней назад экспозиция и стала для большинства притяжением «Ночи». Главный ее экспонат – Самарская рукопись 1628-1629 годов, первое художественное произведение Самары и единственное дошедшее до наших дней свидетельство ранней истории города. Рукописная книга включает «Повесть о Варлааме и Иосафе» и «Житие Нифонта Констанцского». Древний артефакт хранится в отделе рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге и в Самаре выставлен на время, до 15 июля. Книга, содержащая около 400 мини-атюр, на выставке представлена в трех форматах: сам подлинник, реплики 65 миниатюр и электронный вариант с полным описанием.
Но если Мраморный зал представлял иллюстрацию древнерусскую, то зал «Лекторий» – иллюстрацию XXI века (что примечательно, тоже самарскую). Экскурсию по выставке первого фестиваля Самарской современной иллюстрации «Барбазуль» в «Ночь музеев» провел куратор проекта Александр Бердин-Лазурский. «Что характерно, если взять срез более раннего времени (к примеру, Италии XVI века), мы увидим, что изображено примерно одно и то же и примерно в одной и той же цветовой гамме, а мы сейчас живем в период, когда нельзя сказать: «Это картина России начала XXI века. Нельзя, и это прекрасно», – говорил автор проекта в своей экскурсии. В «Барбазуле» выставлено более 500 работ в различных направлениях: лонгриды с инфографикой, комикстрипы, коммерческая, интерактивная и игровая иллюстрация. Сюжеты самые разные: от жизнеописания Максима Горького до изображения фантастического зверька под названием барбазуль. Причем на выставке можно увидеть работы как профессиональных художников (например, иллюстрации Николая Королева к изданной книге «Мастер и Маргарита»), так и рядом рисунки детей, которые еще сами не понимают, что они иллюстраторы.
Проверенный сценарий
Музей им. Алабина в этом году не стал устраивать костюмированные представления, а заманивал публику к себе возможностью попасть на крышу музея. Их филиал – Музей модерна – тоже не надумывал сложных сценариев, а сработал по проверенной программе: экскурсии по выставкам, концертная площадка для музыкантов, «что-то необычное» от научных сотрудников. За счет интересной выставки, состоящей из экспонатов с усадьбы Абрамцево, и какой-то очень уютной и приятной атмосферы Музей модерна в ту «Ночь» оказался одной из самых приятных локаций.
Дружественный сосед – усадьба Толстого и Литературный музей остались верны своим принципам – концерт, мастер-классы, театральные представления, экскурсии. Нельзя сказать, что это была самая интересная площадка в ту Ночь, но не зайти сюда – обидно. Чудесный сад и анфилада цветущей сирени – главное развлечение в их программе.
Зато вокруг нового филиала Литмузея – музея Эльдара Рязанова – проходил целый карнавал из мимов, шел концерт с конкурсами, была организована специальная площадка с экспонатами и образами из фильмов для фотосессий. Пройти мимо, не улыбнуться и не сфотографироваться здесь было просто невозможно.
Ужасы и звезды
Галерея «Виктория» пошла по принципу «показать все, что скрыто» – провела публику в обычно закрытый зал здания и организовала экскурсии на крышу. Обыграть выставку «Электрическая Россия» взялся сам куратор. Для этого Сергей Баландин выбрал образ робота и попытался очаровать всех темой новых медиа в современном искусстве. Музыкальные выступления, мастер-классы, творческие встречи – классика программы. Не обошлось и без поэта Григория Битнева. Он и музыкант Павел Куприянов переходили из музея в музей – как «красное знамя» этой Ночи.
Приятным сюрпризом стала программа Публичной библиотеки. Внезапно здесь решили провести «Ночь кино-ужасов» и угадали с темой. В огромный зал на лекцию было не протиснуться; все фотографировались с косплеерами, которые, кажется, в тот вечер удивили костюмами даже самих себя; и к музыкальному оформлению в библиотеке отнеслись серьезно, пригласив в гости группу «Контора Кука».
Еще одним маленьким чудом «Ночи музеев» стал костел. Органная музыка и оригинальная подсветка зала создавали сказочную атмосферу. Весь костел изнутри засиял синим светом, а потолок сверкал яркими звездами.
У посетителей «Ночи музеев» уже есть традиция – всегда говорить «в прошлом году было лучше». Эта практика почти несокрушима – вкус новизны от ночных прогулок по музеям уже исчез, а концертными программами посетителей не удивишь. Но в этом году «Ночь музеев» подарила городу много сюрпризов. Может, она не была самой длинной или самой феерической, но зато стала самой грамотной –
именно такой, какой и должна была быть по идее.
Единственное, что сильно задевает гостей Ночи, – платный вход в музеи. Редко кто осмеливается открыть свои залы совершенно бесплатно, как это было задумано изначально. Даже галерея «Виктория» – главный оплот традиции бесплатного входа – в этом году сдалась.