Экосистема бизнеса – профсоюз предпринимательства

3 июня 2018

23 мая состоялся первый в Самаре бизнес-завтрак, организованный профсоюзом предпринимательства Самарской области

Теперь предприниматели Самары могут каждый вторник общаться в таком необычном формате. Подобные мероприятия проходят в Тольятти, в июне бизнес-завтрак пройдет в Кошках. О том, что это за новая форма сотрудничества и какие еще «коронные блюда» готовит профсоюз, рассказала «Первому» председатель ППСО Наталья Кох (Ардалина).

Виктор СЕЛИВАНОВ

— Расскажите, что такое бизнес-завтрак, почему вы так назвали это мероприятие.

— Бизнес-завтрак – мероприятие в формате мини-экспо, на котором каждый может представить свой бизнес, обозначить его потребности, найти клиентов, партнеров, объединить потребности и оптимизировать ресурсы для решения стоящей перед ним задачи. Название появилось потому, что мы проводим такие встречи утром и за полтора часа каждый извлекает для себя что-то полезное. Собственно, таким и должен быть завтрак – вкусным и полезным.

Участники мероприятия еще в начале встречи отвечают на два вопроса: чем я могу быть полезен и что я ищу – и пишут ответы на больших листах. Затем в формате презентации компании и обсуждения потребностей решаются конкретные вопросы и основные задачи. Затем начинается работа с запросами. Когда мы садимся за круглый стол и рассказываем о том, у кого какие проблемы, они решаются практически в тот же день. Мы стали использовать такой формат в Тольятти с апреля и вот теперь начинаем тиражировать его в Самаре и далее по области и другим регионам.

— Профсоюз предпринимательства – это новая организация? Как давно вы ее возглавили?

— Профсоюз был создан семь лет назад. Впервые я столкнулась с такой структурой, как профсоюз, благодаря Евгению Егорову, получив большую поддержку и возможность участия в проектах. А через семь лет при поддержке Павла Ожередова и Александра Афанасенко я стала председателем профсоюза предпринимательства Самарской области.

Мы обозначили основные концепции: оптимизация расходов бизнеса, работа по увеличению выручки предпринимателя, защита бизнеса, объединение бизнеса, работодателя и его работников, консультации и поддержка бизнеса при взаимодействии с надзорными и проверяющими органами. Это кардинально отличается от стандартного понимания деятельности профсоюзов: это бизнес-система, в которой предприниматели совместно развивают свой бизнес и свои команды, это площадка для обмена опытом, сотрудничества и просто общения с такими же предпринимателями. Отдельно надо сказать, что мы выстраиваем взаимодействие и представление интересов бизнеса от имени проф-союза и плотно работаем с госорганами различных уровней.

— Как устроен профсоюз? Какова организационная структура?

— Основную роль проектирования и реализации этой бизнес-системы выполняет областной комитет. Это проектный штаб, который состоит из действующих представителей бизнеса с большим опытом и экспертностью в своих областях. Также в профсоюзе будет создан попечительский совет, в который войдут владельцы и руководители крупного бизнеса, политики, представители общественных организаций, готовые участвовать в диалоге с малым и средним бизнесом, помогать выстраивать взаимодействие.

— Существует масса различных институтов поддержки бизнеса… Чем отличается от них профсоюз предпринимательства?

— Действительно, структур поддержки бизнеса сейчас достаточно, у каждой есть свои отличия. Но профсоюзы существуют более 112 лет, и это единственная структура с многолетним опытом защиты членов профсоюза, а в настоящий момент – предпринимателей и их работников.

Прежде чем защитить права сотрудников и обеспечить их стабильным рабочим местом, надо в первую очередь защитить это рабочее место, то есть самого работодателя. Профсоюз предпринимательства может оказать помощь при административных проверках, в разрешении конфликтных ситуаций между контрагентами, в решении споров между работодателем и работником. Это во-первых. Во-вторых, рабочее место тем стабильнее, чем успешнее работодатель. Поэтому своей миссией мы считаем объединение сильных предпринимателей, создание эко-среды для развития бизнеса, продвижения собственных проектов, совершенствования имеющихся и получения новых компетенций. Отдельное внимание мы будем уделять startup-проектам и молодым предпринимателям, которые только запускают или планируют свой бизнес. В этом смысле мы созданы с целью выполнения послания президента РФ, в котором Владимир Путин выделил развитие малого бизнеса в качестве одного из самых масштабных резервов экономического роста страны. В Самарской области МСП дает четверть ВРП (24,1%), что выше российского показателя (19,9%).

В 2018 году в рамках государственной программы Самарской области «Развитие предпринимательства, торговли и туризма в Самарской области» на 2014-2030 годы основными направлениями определены развитие экспорта, молодежного предпринимательства, поддержка инновационных и производственных предприятий, развитие гарантийной и микрофинансовой поддержки, МФЦ для бизнеса. Подписаны соглашения с Российским экспортным центром и компанией «Деловая среда», созданной в структуре Сбербанка для оказания информационных услуг предпринимателям. В 2017 году утверждена Дорожная карта по внедрению целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства в Самарской области», реализуется приоритетный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Профсоюз как бизнес-система должен находиться в одном направлении с госорганами, курирующими вопросы поддержки бизнеса, и в то же время давать обратную связь – насколько эти программы имеют практическую реализацию, а что становится барьером для предпринимателей.

Немаловажную роль для МСП играет финансовая поддержка со стороны Гарантийного фонда Самарской области в виде микрозаймов и поручительств по обязательствам перед банками. Также с целью обеспечения предпринимателей кредитными ресурсами подписано соглашение о взаимодействии между правительством Самарской области и Корпорацией МСП. Задача профсоюза – помочь связать институты поддержки и предпринимателей, получить необходимое финансирование.

— Каковы цели и основное направление деятельности профсоюза?

— Наши цели – усиление позиций малого и среднего предпринимательства на рынке Самарской области и за ее пределами, создание и масштабирование технологий запуска эффективных форматов взаимодействия, разработка концепции совместной работы на различных площадках с максимальной синергией.

Отсюда – основные направления деятельности: защита бизнеса, помощь в налаживании деловых связей, поиске новых рынков сбыта, оптимизация расходов, создание новых альянсовых продуктов, увеличение заработной платы, выход на другие регионы. Сегодня крупный бизнес (а это 25%) занимает 75% рынка. А малый и средний бизнес (75%) владеет всего 25% рынка. Диалог между представителями крупного и МСП-бизнеса призван усилить долю малого бизнеса, и этот процесс сотрудничества может обеспечить профсоюз предпринимательства. Немаловажной задачей являются наставничество руководителей и собственников крупного бизнеса и поддержка, обмен опытом с менее опытными предпринимателями и startup.

— Чем отличаются сегодняшние предприниматели?

— Можно сказать, что выросло новое поколение владельцев бизнеса, руководителей, специалистов, которые определяют дальнейшее развитие региона. Это социально ответственные, активные, амбициозные люди, заинтересованные в быстром развитии своего бизнеса, они рискуют и делают ставку на результат.

Как раз для таких людей и существует наш профсоюз – экосистема бизнеса, которая позволяет совместно развивать предпринимательство и объединять профессионалов, управленцев и владельцев бизнеса. Вступив в профсоюз, работодатель становится участником уникальной системы, в которой невозможно не развиваться, объединение сильных предпринимателей позволяет генерировать и интегрировать идеи, объединять проекты.

— Наталья, расскажите, что у вас в ближайших планах.

— Во-первых, мы будем расширять географию проведения бизнес-завтраков. Мы придумали новый формат – телемост, когда на связь выходят одновременно все города Самарской области и соседних регионов. Будем развивать формат профклуба – объединение компаний под единой бизнес-концепцией. Это клубная работа по решению запросов бизнеса (запрос – актуальная задача, для решения которой не хватает ресурсов, возможностей, выхода на лицо, принимающее решение по вашему вопросу). Сообща мы помогаем определить путь решения задачи. Это работа по обмену опытом, презентация удачных кейсов по актуальным вопросам, приглашение экспертов по горящим опросам, консультирование и выработка предложений. И планируем запустить еще один формат – бизнес-фуршет – статусное мероприятие, новый формат общения крупного бизнеса с малым, на который члены попечительского совета приглашают друзей и партнеров и обсуждают актуальные задачи предпринимателей. Площадка позволяет компаниям малого бизнеса формировать репутацию, заводить полезные знакомства, налаживать деловые связи.

— Что нужно сделать, чтобы вступить в профсоюз предпринимательства?

— Достаточно прийти на один из еженедельных завтраков, получить бланки заявлений у бизнес-кураторов, заполнить их, и уже на следующем бизнес-завтраке вам будет вручен членский билет. До 1 сентября участие в бизнес-завтраках бесплатное.

В Самарской области на 1 апреля 2018 года зарегистрировано 132 344 СМСП, что на 3,5% больше аналогичного периода 2017 года. Среднесписочная численность работников СМСП составляет более 380 тысяч человек (36,8% всех занятых в экономике региона). Оборот малых и средних предприятий по итогам 2017 года составил 768,6 млрд рублей.

Обсуждение закрыто.