Медицинский аспект

10 июля 2018

Создание в 1918 году университета в Самаре заложило основу для системного развития высшего образования в нашем регионе

Формирование региональной образовательной системы и обновление ее парадигмы всегда являлось ответом на вызовы времени, стоящие перед страной. Это актуально и сегодня, когда происходит синтез знаний, а человеческий ресурс признан главным национальным богатством.

Владимир РЕЗНИКОВ

Отвечая на вызовы

Становление образования в регионе было привязано к решению задач, стоящих перед молодой Россией. Свою работу Самарский университет, преобразованный из педагогического института, начал 1 сентября 1918 года, а 1 января 1919 года Самарский губернский отдел народного образования открыл при Самарском университете два новых факультета: медицинский и физико-математический. На собрании совета Самарского университета Валентин Владиславович Гориневский был единогласно избран первым деканом образованного медицинского факультета. Шла гражданская война, недалеко от Самары Красная Армия вела бои с колчаковцами, так что период для становления медицинского образования был выбран непростой. Много проблем приходилось решать и после войны. В 1920-1921 гг. студенты и преподаватели медицинского факультета Самарского государственного университета активное участвовали в борьбе с голодом и эпидемиями. Тридцатые годы – это уже период становления самостоятельного медицинского института. Именно тогда создаются институтские Клиники и специализированные клинические подразделения. В связи с приближающейся войной и происходящим постепенным реформированием Рабоче-Крестьянской Красной Армии для укрепления обороноспособности страны требовалось все большее количество подготовленных военных врачей. Поэтому в апреле 1939 года Куйбышевский медицинский институт был реорганизован в Куйбышевскую военно-медицинскую академию.

Присяга

В Великую Отечественную войну в обществе ярко проявился патриотизм. Особое место в общей борьбе с врагом занимали и куйбышевские ученые-медики. Перед ними была поставлена важнейшая задача обеспечения быстрой реабилитации и возвращения в строй советских солдат. Общеизвестен факт, что во время Великой Отечественной войны Куйбышев являлся запасной столицей страны – почти два года в городе базировалось советское правительство. Сюда же эвакуировали с захваченных противником западных территорий многие крупные заводы, производившие боевую технику и необходимую фронту промышленную продукцию. Здесь же были сконцентрированы передовые научные кадры, в том числе и медицинские. Куйбышевские военные госпитали были в числе главных площадок, где проводились передовые изыскания и исследования, вырабатывались наиболее эффективные технологии лечения раненых бойцов Красной Армии.

Научно-педагогические школы

В послевоенное время интенсивное развитие Куйбышевского медицинского института продолжилось: бурно строились новые корпуса, общежития, формировались новые факультеты и кафедры. Постепенно из однофакультетного вуза институт стал медицинским университетом. В тот период был сформирован ряд авторитетных научно-педагогических школ теоретического и клинического профиля. Первая такая школа в Куйбышевском медицинском институте, получившая всесоюзную известность еще в послевоенные годы, была создана выдающимся отечественным физиологом М.В.Сергиевским. Также получили широкую известность научно-педагогические школы хирурга-колопроктолога А.М.Аминева и офтальмолога Т.И.Ерошевского, травматологов-ортопедов академиков А.Ф.Краснова и Г.П.Котельникова, оториноларинголога И.Б.Солдатова, хирургов Г.Л.Ратнера и Б.Н.Жукова, терапевтов А.И.Германова и В.А.Германова, кардиолога С.В.Шестакова, рентгенолога-радиолога И.П.Королюка, биохимика Ф.Н.Гильмияровой и многих других.

В настоящее время в вузе работает около 750 преподавателей. Среди них академик РАН, профессор РАН, пять заслуженных деятелей науки РФ, восемь лауреатов Государственной премии Российской Федерации, 14 лауреатов премии правительства РФ, семь заслуженных работников высшей школы РФ, 23 заслуженных врача России, 194 доктора наук, 431 кандидат наук. 83% преподавателей СамГМУ имеют ученые степени и звания.

Когда мы были молодыми

Диалог наук

СамГМУ является ключевым участником цифровой трансформации экономики и здравоохранения Самарского региона и обеспечивает данный процесс кадрами, в том числе подготовленными по новым специальностям. С 2013 года при поддержке губернатора и правительства Самарской области успешно формируется новая отрасль экономики региона «IT в медицине». В этом процессе СамГМУ – генератор идей, научно-технологический центр, площадка для экспериментальной и клинической апробации.

Клиники СамГМУ – главная клиническая база университета, многопрофильное лечебное учреждение федерального уровня, где оказывается специализированая и высокотехнологичная медицинская помощь населению, ведутся научные исследования и подготовка медицинских кадров.

Важным достижением СамГМУ как «технологической долины» и интегратора решений стало создание в 2014 году инновационного территориального кластера медицинских и фармацевтических технологий Самарской области. Тем самым вуз реализует практико-ориентированное образование, нацеленное на эффективное взаимодействие с реальным сектором экономики.

Студентам доступны образовательные технологии мирового уровня, разработанные учеными СамГМУ

Геннадий Котельников, ректор СамГМУ, академик РАН:

— Основными чертами современного образования являются междисциплинарность, преемственность его ступеней и уровней. Это обусловливается особой ролью экономики, основанной на знаниях. Перед вузовским сообществом региона сегодня стоят качественно новые задачи. Это наращивание межвузовского и межотраслевого взаимодействия, более тесная работа с предприятиями региона, выход на международные высокотехнологичные рынки.

 

Обсуждение закрыто.