Растим ответственное поколение

5 июля 2018

Экологическое образование общества начинается со школьной скамьи

Организация экологического воспитания в самарской школе №85 может служить примером системного подхода к работе. Реализуя экологические приоритеты национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 года, администрация и педагогический коллектив делают ставку на формирование у детей ценностного отношения к окружающему миру.

Людмила МАРТОВА

Директор МБОУ №85 Оксана Бубнова отмечает, что в современных условиях перед школой и перед каждым учителем стоит задача воспитания новой личности, ориентированной на разумное взаимодействие с природой. «В этой связи возникает необходимость поиска подходов, которые позволили бы сделать более эффективным процесс экологического воспитания, — говорит Оксана Владимировна. – В требованиях Государственного образовательного стандарта второго поколения воспитывающий характер обучения трактуется как один из ведущих принципов, требующих целенаправленной организации учебного процесса с учетом воспитательных задач школы».

На практике это осуществляется за счет экологизации учебных предметов школьного курса.  Такой подход позволяет частично скомпенсировать отсутствие предмета «Экология» в учебном плане школы.

Но одних научных знаний еще недостаточно, если они не будут сочетаться с активным участием детей в сохранении и улучшении окружающей среды. Под руководством учителя биологии Галины Алексеевой в школе действует экологический отряд «Эко-фантики» – организатор и участник экологических мероприятий и субботников, в том числе ежегодных городских акций «Зеленый автобус», «Каждому участку земли – экологическую заботу», «Чистый дом – чистый двор – чистый город» и других. «Интерес детей к экологическому отряду с каждым годом возрастает, – констатирует Галина Алексеева. – Уже сейчас отряд насчитывает 43 ученика. Эти ребята входят в состав научного общества «Адонис», где занимаются исследовательской деятельностью по биологии и экологии».

Эта работа реализуется в сотрудничестве с Самарским областным детским эколого-биологическим центром, Самарским государственным социально-педагогическим университетом, кафедрой биологии, экологии и методики обучения. Эффективность исследовательских работ подтверждается на городских, областных и всероссийских конкурсах и конференциях. Учащиеся ежегодно становятся призерами таких мероприятий, как городская научная конференция школьников по экологии и биологии, эколого-биологические чтения имени К.А.Тимирязева, Открытые городские Ломоносовские чтения. Ребята участвуют во всероссийском детском экологическом форуме «Зеленая планета», а также в конкурсе юных исследователей окружающей среды. Городской этап этих конкурсов проходит на базе ЦДТ «Ирбис». Кроме того, юные экологи уже два года участвуют в региональной школьно-студенческой конференции «Мир глазами людей через призму толерантности». Одно из высоких достижений – ученица школы №85 была отмечена дипломом первой степени межрегионального конкурса экологического плаката, который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге.

Оксана Бубнова,  
директор МБОУ Школа №85 г.о. Самара:

— Планетарный экологический кризис ставит перед человечеством принципиально новые задачи, связанные с осмыслением проблемы охраны окружающей среды, с формированием у людей нового типа сознания, основанного на ценностном отношении к природе, к своему здоровью и другим людям. Все это формирует экологическую культуру человека, и наша школа стремится создать все условия для воспитания высокого сознания у детей.

Галина Алексеева,  
учитель биологии:

— Отношение к природе, понимание важности ее охраны – один из показателей общей культуры человека. Необходимо формировать у школьника гуманное отношение к природе, воспитывать любовь к родному краю, только тогда можно рассчитывать на позитивные изменения в окружающем нас мире.

 

Обсуждение закрыто.