Четверг, 15.11.2018
Журнал Первый
Корейский чеболь в Самаре →

Век знаний

17 июля 2018

Идея отметить 100-летие университетского образования в Самарской области принадлежит главе региона Дмитрию Азарову
В столице региона готовятся отметить вековой юбилей Самарского университета. А в его лице – 100-летие всего вузовского образования в губернии. В декрете, подписанном в январе 1919-го В.И.Лениным, датой открытия Самарского университета названо 7 ноября 1918 года.
Светлана ИШИНА

Память на века
7 ноября 2019 года исполнится 100 лет государственного, а после объединения вузов и научно-исследовательского, который, к слову, сокращенно так и называют – Самарский университет.
Глава региона Дмитрий Азаров отнесся к идее юбилея положительно. Мало того, предложил подойти к празднованию более широко – отметить 100-летие Самары как университетского города и реги-она. Повод еще раз обратиться к истории, вспомнить имена ученых, прославивших Самару, и высказать слова благодарности тем, кто имеет отношение к вузовскому образованию сегодня, – именно такую задачу ставит врио министра образования и науки Самарской области Владимир Пылев, отмечая: преподавательский состав госуниверситета в свое время стал основой для формирования ведущих вузов региона – медицинского, педагогического и сельскохозяйственного.
Ректор СамГМУ, председатель Совета ректоров Самары Геннадий Котельников убежден: создание университета в Самаре заложило основу для системного развития высшего образования в регионе. Президент СНИУ Виктор Сойфер называет 100-летие университетского образования важной вехой, поскольку научный, технический и культурный потенциал Самары и всего региона высок именно благодаря тому, что у нас сложилась мощная система высшего профессионального образования.

Предыстория просвещения
Первый приказ об организации университета с предоставлением ему права открывать факультеты и отделения был подписан 10 августа 1918 года, в разгар гражданской войны, когда Самара еще не была взята войсками Красной Армии: в июне 1918-го здесь был организован Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания (КОМУЧ) – первое антибольшевистское правительство России. А сама идея создания университета в Самаре активно обсуждалась общественностью еще с рубежа XIX-ХХ веков.
К тому времени в городе работали театр, краеведческий музей, техническое железнодорожное училище, ремесленное училище, учительская семинария, духовная семинария, несколько гимназий и пансионов. Группа инициативных горожан создала сначала «Общество поощрения высшего образования», а затем, в 1908 году, «Самарское общество народных университетов». Эта деятельность привела к формированию в 1911 году Земского женского педагогического института. Небольшое учебное заведение (в 1913 году в нем обучалось лишь 88 человек) стало фундаментом самарской высшей школы.
В годы Первой мировой войны в Самару из Вильно (ныне Вильнюс) был эваку-
ирован учительский институт. Два однопрофильных учебных заведения были объединены, и на их базе 21 августа 1917 года был создан педагогический институт. Он быстро рос: на первый курс было принято 290 студентов. Для чтения лекций в Самару приехали преподаватели ведущих университетов России. Инициативные граждане настойчиво высказывали мысль о необходимости преобразования пед-института в университет.
Осуществить это намерение в условиях революции, гражданской войны и неоднократной смены власти оказалось непросто. Ходатайства о создании университета направлялись и Временному правительству, и Комитету членов Учредительного собрания, и Совету народных комиссаров. И вот 10 августа 1918 года Комитет членов Учредительного собрания издал приказ №216 о преобразовании пединститута «в Самарский университет, со всеми правами и преимуществами, Российским университетам присвоенными, … и с предоставлением новому университету права открывать, по мере возможности, такие факультеты и отделения, какие будут вызываться необходимостями местной жизни».
Решение было встречено с большим энтузиазмом. Горожане начали сбор средств на нужды университета. Первым ректором был выбран Александр Нечаев, профессор, психолог, один из основоположников экспериментальной педагогики.
В октябре 1918 года Самара была взята войсками Красной Армии, и легитимность университета, созданного «белогвардейским» правительством, оказалась под вопросом. Самарцы дважды направляли делегацию в Народный комиссариат просвещения с просьбой признать университет. В конечном итоге их труды увенчались успехом: 21 января 1919 года был опубликован декрет об учреждении университета в Самаре.

Владимир Пылев,
врио министра образования и науки Самарской области:
— В октябре 2017 года состоялись торжественные мероприятия, посвященные 75-летию Куйбышевского авиационного института, а в этом году будет отмечаться 100-летие СамГУ, преподавательский состав которого стал основой для формирования ведущих вузов региона – медицинского, социально-педагогического университетов, сельхозакадемии. Празднование юбилея позволит проникнуться уважением к достижениям предшественников современных ученых в развитии фундаментальной науки, будет способствовать выстраиванию партнерских отношений коллективов вузов, вошедших в состав Самарского научно-исследовательского университета имени академика С.П.Королева, реализации совместных научно-образовательных и инновационных проектов в интересах социально-экономического развития области.

Виктор Сойфер,
президент СНИУ, профессор:
— 100-летие университетского образования для Самары – важная веха: научный, технический и культурный потенциал города, его жителей высок именно благодаря тому, что у нас сложилась мощная система высшего профессионального образования. Оно ведет свое летоисчисление с 7 ноября 1918 года: СамГУ образовался на базе учительского института, который существовал в Самаре с 1911 года и в Первую мировую войну пополнился эвакуированным в Самару учительским институтом г. Вильно.
Нынешний юбилей будет широко отмечаться. Уже состоялось заседание совета ректоров вузов, запланирован ряд мероприятий. Оргкомитет возглавят глава региона Дмитрий Азаров и председатель Совета ректоров Геннадий Котельников. Я думаю, всех нас ждет большой праздник.

Праздники и аресты
Если хотя бы на мгновенье задуматься, какими страшными были для наших соотечественников годы революции, гражданской войны, террора, НЭПа – можно представить, каково жилось и работалось профессорам и преподавателям самарского университета. Но в экстремальных условиях они продолжали нести просветительскую миссию.
Университет начал работу 1 сентября 1918 года. Однако через месяц его де-ятельность оказалась надолго приостановлена. Как пишет журналист и краевед Валерий Ерофеев, после прихода 7 октября красных войск в Самару распоряжением Реввоенсовета была прекращена деятельность всех учреждений, созданных в период власти КОМУЧа, в том числе и университета. А вскоре выяснилось, что большевикам подходят далеко не все преподаватели, а только те, чьи взгляды соответствуют марксистской идеологии. В городе начались проверки на лояльность власти. В частности, от профессора Павла Преображенского, историка, археолога и этнографа, чье имя в «Собачьем сердце» увековечил Михаил Булгаков, потребовали, чтобы в его лекциях не было упоминания о Библии и об истории буржуазных государств, а история России начиналась не с Рюрика, а с марксистских кружков, на основе которых впоследствии и образовалась РКП(б). Выслушав все это, Преображенский заявил, что не считает марксизм идеологией, достойной преподавания в университете, после чего был арестован и помещен в самарскую тюрьму.
Примерно в том же духе вел себя на допросе и профессор Нечаев. От ареста и тюремного заключения его спасло только поручительство зав. губернским отделом народного образования Владимира Тронина, который убедил чекистов, что преследование ученого с мировым именем недопустимо.

Стать научным центром
Поначалу в университете был только один факультет – историко-филологический. На нем обучалось 843 студента. Состав преподавателей был дополнен специалистами, приглашенными из университетских центров России, к тому времени уже работавшими в пединституте. Несмотря на политическую нестабильность, разруху и голод, уже на первых заседаниях ученого совета обсуждалась главная цель – превратить университет в центр науки, образования и культуры Поволжья. Было образовано научное общество. Этнографическая комиссия составляла диалектологическую и этнографическую карту губернии, организовывала фольклорные экспедиции в села, где записывались частушки, песни, предания народов края. Были открыты библиотека, художественная студия, архе-
ологический музей. В университете, помимо Нечаева и Преображенского, преподавали видные ученые, среди них – литературоведы и лингвисты академики Владимир Перетц, Александр Баранников. Со временем при университете были открыты три исследовательских института, обсерватория, 15 лабораторий, 16 клиник. Количество студентов быстро увеличивалось и в 1921 году превысило 2500 человек. Численность профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава на тот момент составляла 316 человек.
Структура быстро развивавшегося университета отличалась нестабильностью. Эпизодически возникали новые отделения, некоторые из которых разрастались до масштабов факультета. Всего было открыто пять факультетов: медицинский, физмат, историко-филологический, агрономический и рабочий. Нормативный срок обучения составлял четыре года, за исключением агрономического (три года) и рабочего (два-три года) факультетов.
В середине 1920-х годов университет столкнулся с большими финансовыми трудностями и, не получив поддержки местных властей, в 1927 году был закрыт, а материальная и кадровая база была использована при создании сельскохозяйственного, медицинского и педагогического институтов. Та же участь постигла еще несколько провинциальных университетов – в Астрахани, Симбирске, Ярославле.

Вклад в развитие
Новый этап истории университета начался только в 1969 году, когда в стране произошли кардинальные перемены: на орбиту запустили первый искусственный спутник Земли, Юрий Гагарин побывал в космосе, и Куйбышев оказался в эпицентре этих событий. В мощном индустриальном городе вновь встал университетский вопрос.
В стране шел переход к всеобщему среднему образованию. Государство нуждалось в специалистах университетского профиля – и в производственной, и в социокультурной сфере. В подготовке кадров испытывали потребность научные учреждения, предприятия аэрокосмического, нефтяного, энергетического и других кластеров. Благодаря поддержке МГУ, ЛГУ, других вузов Самарский университет восполнил кадровый дефицит по направлениям как естественнонаучных, так и социальных и гуманитарных знаний.
Так что гордиться региону действительно есть чем. Уже через два месяца, в сентябре, областной центр ждут большие празднества: отметить вековой юбилей университетского образования в Самарской области решили широко.
3 сентября в филармонии пройдет торжественное мероприятие, посвященное юбилею. В нем примут участие преподаватели вузов, ветераны отрасли, молодые ученые, гости из разных городов. Безусловно, будут и представители органов исполнительной власти области, губернской думы, общественности. Конференции, выставки, круглые столы будут организованы на площадках СНИУ, СГСПУ, СамГМУ, СГТУ, СГСА, Самарского филиала МГПУ. Готовится информационно-презентационное издание о совете ректоров вузов Самарской области и региональной системе высшего образования, а также межрегиональная академическая выставочная экспозиция «Университет — Наука — Город-2018». Кроме того, к знаменательной дате будет выпущен специальный памятный знак «100-летие университетского образования в Самарской области». Им будут награждать тех, кто внес значительный вклад в развитие образования региона.

Геннадий Котельников,
ректор СамГМУ, академик РАН:
— Столетие университеского образования в Самаре – это знаменательная дата для всех вузов, в том числе и нашего. Создание в 1918 году университета в Самаре заложило основу для системного развития высшего образования в регионе. Формирование образовательной системы и обновление ее парадигмы всегда являлось ответом на вызовы времени, стоящие перед страной. Это актуально и сегодня, когда происходит синтез знаний, а человеческий ресурс признан главным национальным богатством. Становление образования в регионе было привязано к решению задач, стоящих перед молодой Россией. Свою работу самарский университет, преобразованный из пединститута, начал 1 сентября 1918 года, а с января 1919-го Самарский губернский отдел народного образования открыл при университете два новых факультета: медицинский и физмат. Шла гражданская война, недалеко от Самары проходили бои Красной Армии с колчаковцами… Это был непростой период становления самарской медицины.
Много проблем приходилось решать и после гражданской войны. В 1920-1921 годах студенты и преподаватели медфака участвовали в борьбе с голодом и эпидемиями. В 1930-е годы шло становление самостоятельного медицинского института, были созданы клиники и специализированные клинические подразделения. Во время войны медики обеспечивали быструю реабилитацию бойцов. В госпиталях проводились изыскания, вырабатывались эффективные технологии лечения раненых. После войны мединститут продолжал интенсивно развиваться, был сформирован ряд авторитетных научно-педагогических школ. Сегодня наш вуз –
ведущий среди медицинских вузов страны. Мы реализуем практико-ориентированное образование, нацеленное на эффективное взаимодействие с реальным сектором экономики. Так что 100-летие университетского образования – это и наша дата, наш праздник. Уверен, он будет проведен на самом высоком уровне и станет значимым событием в развитии высшего профессионального образования в регионе.

Обсуждение закрыто.