Александр Латкин отмечает профессиональный праздник как свой день рождения
Заслуженный строитель Российской Федерации, председатель правления Самарского регионального отделения Российского общества инженеров строительства Александр Латкин, наверное, знает про строительство все. Он – эксперт высокого класса. Мнение человека, сочетающего в себе образование, опыт, умение руководить строительной индустрией большого региона, «Первый» предлагает своим читателям.
Алевтина ЛУКЬЯНОВА. Игорь Казановский, Юлия Рубцова (фото)
— Большую часть жизни вы – строитель во всех смыслах этого слова. Будучи на высоких постах, руководили всей строительной отраслью губернии и сегодня, годы спустя, вы продолжаете заниматься делом жизни – строительством. Что для вас День строителя?
— Как и для любого человека, который принадлежит к этой профессии, для меня День строителя сродни дню рождения. Эти два праздника для меня равнозначны: мой день рождения как человека и день моего рождения как профессионала. Я даже про Новый год порой забываю, а вот про День строителя помню всегда. Все-таки 40 лет жизни этому делу отдал.
— Вы возглавляете Самарское региональное отделение Российского общества инженеров строительства. Расскажите о миссии этой общественной организации, компаниях и людях, которые в нее входят.
— Общество инженеров строительства было создано в 1993 году. Собственно говоря, подобная профессиональная общественная организация существовала в России еще до революции 1917 года. Интересный факт: в 1904 году в Санкт-Петербурге решили создать российское общество инженеров-строителей и пригласили к участию все губернии, в том числе и нашу, Самарскую, где жили и работали хорошо известные в стране строители и архитекторы. На что самарцы ответили: у нас уже два года как существует Клуб инженеров. Оказалось, что подобное профессиональное объединение было создано в Самаре на два года раньше, чем в столице, и раньше, чем в целом в России. И потом, уже в советские времена, в 1963 году было решено возродить Общество инженеров-строителей как общественную организацию. И что опять же любопытно: у нас в Самаре на тот момент уже существовало такое неформальное объединение, и снова оно было создано на два года раньше, чем в РФ, – в 1961 году.
— Получается, сложилась самарская традиция – опережать общероссийские инициативы!
— Да, и история на этом не заканчивается: в начале 1990-х Олег Иванович Лобов, будучи первым вице-премьером правительства РФ и по образованию инженером-строителем, решил возродить общество инженеров строительства. Нас, вице-губернаторов, отвечающих за строительную отрасль России, собрали в Москве на совещание, посвященное организации этого органа в каждом субъекте федерации. Там я и объявил, что у нас в Самаре уже есть не только само общественное объединение – Клуб строителей, но и Дом строителей, который строители возвели по собственной инициативе еще в 1989 году. Тогда Лобов говорит, что если вы опередили Россию, то и первый учредительный съезд Российского общества инженеров строительства будет проведен в Самаре. Так в Самаре прошел первый съезд, на котором было создано Российское общество инженеров строительства на базе нашего местного Клуба строителей.
— Что же такое – общество инженеров строительства и чем оно отличается, к примеру, от Союза строителей, Ассоциации строительных организаций и других общественных объединений, которых сегодня немало в нашей стране?
В Общество инженеров строительства входят исключительно физические лица. Наше общество существует на взносы, которые платит каждый член индивидуально. Самарское региональное отделение насчитывает сегодня 170 человек. Для того чтобы вступить в РОИС, нужно иметь рекомендации двух членов нашего общества. И это все профессионалы, всю свою жизнь проработавшие в строительной отрасли. С 1993 года, с момента создания, до 2004 года я был председателем правления Самарского регионального отделения РОИС. Потом волею судеб я отошел от этой деятельности. Но позже ко мне обратились наши известные инженеры-строители и попросили вернуться и возобновить эту работу. Я согласился: вижу, что мы реально можем повлиять на ситуацию, сложившуюся сегодня в строительной отрасли, и многое изменить к лучшему. Ведь у каждого из нас, тех, кто входит в РОИС, – огромный багаж знаний и опыта, которым мы готовы делиться. В наших рядах столько заслуженных и почетных строителей регионального и федерального значения, сколько, пожалуй, нет ни в одном другом общественном объединении.
— Российское общество инженеров строительства ежегодно проводит традиционный региональный конкурс на лучшую строительную, проектную и изыскательскую организацию, предприятие строительных материалов и стройиндустрии Самарской области в разных номинациях. Насколько престижны эти награды?
— Начнем с того, что в области строительства этот конкурс – единственный, и сравнивать его не с чем. Это именно профессиональный конкурс. Впервые он прошел в 1995 году. Тогда было обязательным условие: все, кто работает на бюджетных объектах, должны быть участниками конкурса, потому что на бюджетных объектах должны работать только лучшие. Они теоретически просто обязаны пройти все отборочные этапы и победить. По большому счету, этот конкурс нужен был не для общественной организации, он был необходим мне как вице-губернатору по строительству, как руководителю профильного департамента, для того чтобы мониторить и понимать ситуацию на строительном рынке. Тогда у нас действовало правило: при равных показателях в тендерах и аукционах на распределение подрядных работ победа отдается победителю нашего профессионального конкурса. Мы понимали, что показатели компании, прошедшей, если так можно выразиться, чистилище этого конкурса, изучены буквально под лупой. Значит, ей можно доверить самые ответственные госзаказы. Сегодня, увы, ситуация иная. И как прикажете выбирать из двух равных – по цвету глаз или по родственным связям? В наше время таких проблем вообще не существовало. Но, я уверен, в итоге мы все равно придем к чему-то подобному. Кстати, сейчас наблюдается, на мой взгляд, парадоксальная ситуация: заявки на участие в конкурсе подают в основном независимые компании, не работающие на бюджетных стройках и не связанные с бюджетом. А те, кто работает с госзаказами, не участвуют. Хотя приглашаем мы всех. Может быть, потому что мы не подводим итоги конкурса простым голосованием по количеству поднятых рук: мы утверждаем только протоколы, а считает у нас бесстрастный компьютер. И те, кто работает на бюджетных заказах, зачастую просто не проходят по нашим критериям. Повторюсь, этот конкурс нужен не общественной организации: общественная организация в данном случае выступает в качестве инструмента реализации задач, которые стоят перед властью. Потому что власти эту работу проводят не всегда корректно, а вот общественной организации это вполне по силам.
— Строительная отрасль как в России, так и во всем мире, – драйвер экономики. К примеру, в Америке экономическую активность проверяют в том числе и по количеству построенных и проданных домов. Как вы определяете состояние строительной отрасли в губернии сегодня?
— Строительный комплекс Самарской области всегда был мощной отраслью экономики, в состав которой входят более тысячи строительных, проектных предприятий и организаций, а также предприятия стройиндустрии и промышленности стройматериалов, которые обеспечивают работой сто тысяч человек. В нашем регионе благодаря политике руководства области с 1930-х годов и по настоящее время удалось создать мощную базу по производству стройматериалов, а в последние десятилетия созданы необходимые условия для свободного развития рынка, а также возможности для экономической инициативы и привлечения инвестиций в производство стройматериалов строительных деталей и конструкций. Строительный комплекс нашей области стал привлекательным и для зарубежных инвесторов, с 2001 года удельный вес иностранных инвестиций в промышленность строительных материалов постоянно растет.
Не только деньги, но и стратегия, определяемая правительством области, служат гарантией динамичного развития отрасли. Деятельность министерств строительства, энергетики и ЖКХ, транспорта должна быть направлена на создание строительной индустрии, отвечающей уровню мировых стандартов, и ведомствам надо перестать в решении этой задачи ссылаться на отсутствие бюджетных средств. Задачей должно стать максимальное обеспечение строительных предприятий области в объемах и номенклатуре строительных изделий и материалов.
При определении условий, для определения подрядчиков на выполнение бюджетных заказов надо стимулировать не поставку материалов и изделий из-за пределов области, а внедрение новых технологий по производству этих материалов и изделий на предприятиях области. Появление конкурентоспособных предприятий стройиндустрии обусловит рост налоговых платежей. Вышеназванные министерства как органы государственного управления в целях продвижения новых технологий должны разрабатывать нормативно-технические и нормативно-правовые акты, часто ужесточающие действующие нормы, но делать это только при наличии производств, обеспечивающих выпуск продукции, соответствующей более жестким требованиям. Объединив сегодня потенциал министерств, проектных, строительных организаций, предприятий стройматериалов, стройиндустрии, выработав единую политику наших взаимоотношений, можно добиться большей эффективности в реализации задач, стоящих перед отраслью.
— Кто, как не строитель, может поведать о будущем Самары и губернии? Расскажите о том, что, по-вашему, может быть построено в ближайшие годы, что должно быть построено.
— Обстоятельства неминуемо заставляют людей решать проблемы, связанные с уровнем комфортности проживания, окружающей среды. И это часто делается в верном направлении, потому что сама жизнь подсказывает, что нужно сделать. Хотелось бы, конечно, больше системности в этой работе. Реализация происходит точно по Виктору Степановичу Черномырдину: хотели как лучше, а получилось как всегда. Безусловно, Фрунзенский мост городу жизненно необходим и строить его нужно было в первую очередь, а уж потом думать, допустим, о Кировском. Где ж это видано – строить мост по пойменной части? Все равно что мост вдоль реки возвести. Сколько машин проезжает сегодня по Кировскому мосту? Кто-нибудь считал, окупает ли он себя? Вопросов много, и я их задавал руководителям отрасли, когда планировалось это строительство. Увы, голос мой остался неуслышанным.
Будущее надо определять именно в планах развития города. Мы следуем потребностям населения, не предугадывая их, а удовлетворяя те, которые уже назрели. Вот в этом вся проблема. Теоретически деньги имеются, мы их вкладываем, но второпях, необдуманно. Вроде бы сделали реконструкцию Московского шоссе, а по факту получили дорогу 60-х годов прошлого века. Потому что другой подход требуется, ведь мы не решили проблему пробок в час пик. С 1976 года определено, что надо заниматься сначала магистралью Центральной, которая способна разгрузить город. Главная проблема, на мой взгляд, сегодня в городе – транспортная. От ее грамотного решения зависит будущее развитие города. Отсюда вытекает буквально все, даже вопрос о том, где строить многоэтажки, а где малоэтажную застройку. И все эти споры, можно ли строить высотные здания в центре города… Существуют, как таблица умножения, определенные правила в строительстве. Сегодня средняя скорость продвижения по городу снизилась до 13,2 км в час, а в час пик и еще медленнее. Есть понятие «мобилизационная безопасность города», так вот она у нас в критическом состоянии. Произойди, не дай бог, техногенная ситуация – как будут люди выезжать, к примеру, по улице Чапаевской? Кто об этом думает? Должен быть план перспективного развития города, который влияет на все. И будущее зависит от квалифицированного решения всех этих задач в совокупности, когда снимаются сразу все проблемы. Мы же сейчас строим как бог на душу положит. Правила есть, но их не соблюдают. О какой перспективе можно говорить в этом случае…
— Что вы можете пожелать своим коллегам в этот профессиональный праздник?
— В первую очередь терпения и надежд на будущее. И ни в коем случае не терять оптимизма. Без этого жить невозможно. Здоровья всем крепкого и счастья. Я глубоко убежден, что при обновлении во всех сферах жизни к руководству приходят новые люди, появляется надежда на изменения к лучшему. Вот возобновили у нас в губернии работу Градостроительного совета: наше общество инженеров строительства обратилось к главе региона с инициативой создания органа, координирующего решения в области градостроительства и обладающего соответствующими полномочиями, и совет был создан практически сразу после того, как мы заявили о его необходимости. Такой отклик власти не может не радовать. Я вхожу в состав Градостроительного совета и, надеюсь, этот орган станет настоящим помощником, в первую очередь, главе региона в принятии судьбоносных решений в области градостроительства и архитектуры. Я всем говорю, что жизни без проблем не бывает. Поэтому надо быть готовым к любым вызовам.