Детский ансамбль ложкарей стал победителем международного конкурса
Сегодня аутентичное творчество возрождается, но есть люди, которые никогда с ним не расставались из-за приверженности к родной культуре. Педагог детской школы искусств сельского поселения Домашка муниципального района Кинельский Владимир Бабушкин, увлекшись фольклорным наследием со студенческой скамьи, уже более 20 лет передает детям свою любовь к «корням». А четыре года назад в селе Парфеновка он создал детский ансамбль ложкарей «Перезвон», который в 2018 году завоевал Гран-при Международного фестиваля в Сочи.
Людмила МАРТОВА

В этом году Всеволод Зубков стал победителем районного конкурса «Одаренные и талантливые дети» в номинации «Музыка»
Эта победа – серьезный результат, к которому иные коллективы идут по десятку лет. В чем секрет столь стремительного успеха «Перезвона»? Пожалуй, в той увлеченности, с которой ребятишки взялись за ложки, пилы, топоры, стиральные доски, чтобы превратить их в музыкальные инструменты. Безусловно, в профессионализме педагога Владимира Бабушкина, который утверждает, что дети – все одаренные, надо только зажечь в них искру таланта. За годы работы специалист по вокалу создал несколько творческих коллективов – визитных карточек района. «Перезвон» – очередная ступень в деятельности педагога, причем первоначально коллектив появился, чтобы восполнить в Парфеновке недостаток художественной самодеятельности. А теперь ложкари – «гвоздь» программы на всех праздниках района и сельских мероприятиях. Они прославляют свое село, завоевывая призовые места на районных, областных и всероссийских конкурсах. Кстати, на международном конкурсе «Перезвон» был единственным коллективом в таком амплуа. Неизменный интерес вызывает стилистическая манера ансамбля, характеризующаяся тонким пониманием особенностей фольклора и блестяще выстроенной программой из номеров народной музыки в оригинальной обработке.
Как родился ансамбль? На прослушивании в школе оказалось, что у многих ребят хороший ритмический слух. Разумеется, отбор прошли лучшие дети. И конечно, не случайно попалась в тот момент Владимиру Алексеевичу брошюра об игре на ложках. Он купил березовые ложки, покрыл лаком – и дело пошло! Ребята начинали с двух ложек, а теперь и на трех, и на четырех шутя играют. Освоили жалейку, балалайку, контрабас.
«Сейчас мне достаточно проиграть на баяне мелодию, как они повторяют на своих инструментах, причем вносят свои версии в аранжировки народных мелодий, – объясняет педагог. – Самое сложное – добиться синхронных действий, чтобы ансамбль играл слаженно, не только в звуках, но и в движении. У нас ведь каждый номер с переплясами».
Например, попурри из русских народных плясовых наигрышей: там и «барыня», и «кадриль», а стало быть, и характерные «подтанцовки». Некоторые номера подготовлены с участием хореографа Ирины Бабушкиной. В составе коллектива восемь исполнителей: Всеволод Зубков, Валерия Фатьянова, Михаил Штоков, Дмитрий Павлов, Полина Пятаева, Никита Павлов, Артем Тихонов, Варвара Гомозова. Педагог гордится своими ребятами, которые за четыре года выросли в профессиональном плане, постоянно получают комплименты зрителей и от членов жюри на конкурсах. Яркие, самобытные, неповторимые – эпитетов на их счет немало. В этом году Всеволод Зубков стал победителем районного конкурса «Одаренные и талантливые дети» в номинации «Музыка».
Владимир Бабушкин подчеркивает, что получает большую поддержку от родителей, которые сопровождают детей во всех поездках, шьют костюмы. Особая благодарность – спонсорам, местным предпринимателям Ивану Попову и Ивану Артемову: без их финансовой поддержки дети не смогли бы показать себя на уровне страны. Большую помощь оказывают администрация сельского поселения в лице Дмитрия Григошкина и директор школы Валентина Ходакова. Все понимают, что ложкари стали изюминкой села, а их творчество в современной интерпретации поднимает новые пласты народных мотивов.
Владимир Бабушкин,
педагог ДО ДШИ села Домашка, руководитель ансамбля «Перезвон»:
— Освоение детьми фольклорного наследия – одно из приоритетных направлений современной педагогики ввиду значимости осознания своих «корней». В фольклорной музыке много семантики, и задача исполнителей – донести ее до слушателей. Ребятам это удается, они видят реакцию зрителей – и открывается «второе дыхание», хочется создавать новые музыкальные композиции. В каком-то смысле наш ансамбль экспериментальный, но мы стремимся, чтобы он стал еще и образцовым.