Работа на здоровье

6 сентября 2018

Сельская медицина – в авангарде реализации инновационных проектов

Кинель-Черкасская центральная районная больница известна не только своей уникальной, более чем столетней историей, но и постоянным совершенствованием механизмов, обеспечивающих оптимальные условия для реализации принципа доступности, своевременности и качества оказания медицинской помощи сельским жителям. С 2012 года Кинель-Черкасская ЦРБ работает в статусе межмуниципального центра, охватывая высококвалифицированной медицинской помощью не только свою территорию, но и Борский, Богатовский районы, а также город Отрадный. Возглавляет медучреждение врач высшей квалификационной категории, отличник здравоохранения РФ Наиль Нугманов.

Людмила МАРТОВА

Серьезные шаги для развития

Если учитывать историческую достоверность, то первый амбулаторный врачебный участок появился в слободе Кинель-Черкассы в 1871 году. Но официальная дата рождения ЦРБ приходится на 1912 год, когда врачом Николаем Богородецким была основана земская больница. В разное время медучреждением руководили известные врачи – специалисты региональной системы здравоохранения Николай Манаков, Владимир Середавин, Александр Христиченко. Каждый из них внес достойный вклад в развитие лечебного учреждения. С приходом в 2007 году на должность главного врача Наиля Нугманова в ЦРБ произошли кардинальные преобразования. За 11 лет под руководством незаурядного управленца сделаны серьезные шаги по укреплению материально-технической базы больницы, повышению заработной платы медицинским сотрудникам, реализации федеральных и муниципальных целевых программ по ремонту, строительству и реконструкции медицинских учреждений. С 2008 года был проведен комплексный капитальный ремонт структурных подразделений больницы. Все отделения приобрели современный облик, в больнице созданы условия для комфортного пребывания пациентов. Обладая потенциалом новатора, Наиль Габдулсаматович активно внедряет в практику новые направления развития медицинского учреждения. Как результат, в 2012 году кардиология становится отделением второго уровня, через два года открывается первичное сосудистое для лечения больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения. С 2015 года на базе травматологического отделения действует травмцентр второго уровня. Успешно проводится информатизация Кинель-Черкасской ЦРБ, внедрена электронная запись на прием к врачам. За эти годы существенно обновилось оборудование ЦРБ, что позволяет специалистам проводить сложные оперативные вмешательства и оказывать высококвалифицированную помощь. Далеко не в каждой сельской больнице делают лапароскопические операции или имеется 16-срезовый компьютерный томограф BRIGHTSPEED. Цифровая рентгенография и томография дают возможность быстро поставить точный диагноз. Успешен опыт внедрения выездной поликлиники.

Сегодня в структуру многопрофильного лечебного учреждения входят четыре амбулаторно-поликлинических звена на 1818 посещений в смену, дневной стационар на 86 мест, круглосуточный стационар на 225 коек, межмуниципальный хоспис, центр «Здоровье», 11 офисов врачей общей практики, 25 ФАПов, отделение скорой помощи, 30 аптечных пунктов.

Бережливая поликлиника

С марта 2017 года на базе ЦРБ реализуется пилотный проект «Бережливая поликлиника», направленный на повышение удовлетворенности пациентов качеством оказываемых медицинских услуг, на создание максимально комфортных условий как для пациентов, так и для сотрудников.

«Экономическая эффективность – одно из важнейших качеств конкурентоспособности, и бережливая поликлиника позволяет улучшать качество оказания медицинской помощи без лишних затрат (временных, организационных, ресурсных), но вместе с тем с достижением результата в плане решения проблем пациентов», – подчеркивает Наиль Нугманов.

Прежде всего, по-новому стала работать регистратура – первичный фактор доступности амбулаторно-поликлинической помощи. В стенах ЦРБ психолог, коуч-тренер, психотерапевт провели обучающие семинары и тренинги, нацеленные на рост сервисной культуры медсестер, их коммуникативных и организационных возможностей. Из 26 кандидатов на должность медицинской сестры регистратуры внутренний «кастинг» прошли шесть сотрудников, по своим профессиональным качествам наиболее отвечающие принципам «бережливого производства». Изменился тайм-менеджмент для пациентов. Так, в поликлинике №1 и детской поликлинике регистратуры работают по типу оpen space с наличием административных стоек разной высоты – для удобства пациентов с физическими ограничениями. Регистратура разделена на front-office и back-office, введена отдельная телефонная линия с многоканальной передачей связи, распределением звонков внутри операторов, что позволяет пациентом беспрепятственно получить консультацию или записаться на прием к врачу. В поликлинике №1 работают два администратора, координируя поток пациентов.

Для удобства и комфорта пациентов благоустроены внутреннее пространство и прилегающая территория поликлиник: переоборудованы входы поликлиники №1 и детской поликлиники, произведена замена пандусов, оснащены зоны комфортного пребывания и игровые уголки для детей, выделено помещение для кормления «грудничков».

Социальные эффекты проекта

«С целью повышения доступности медицинской помощи оптимизирована внутренняя логистика поликлиник, разделены потоки пациентов, открыты доврачебные кабинеты и кабинеты оказания неотложной помощи. Мы перераспределили нагрузку между врачами и средним медицинским персоналом, дополнительно ввели ставки медицинских сестер на самостоятельном приме, – объясняет главный врач. – Суть изменений – в том, чтобы освободить докторов от бумажной волокиты. Сейчас само посещение участкового врача максимально комфортно для пациента».

Сегодня в больнице сделан акцент на профилактическое направление. Для этих целей администрация ЦРБ произвела капитальный ремонт здания, ранее принадлежавшего Роспотребнадзору. В октябре 2017 года состоялось открытие отделения медицинской профилактики, что стало важнейшим аспектом в работе поликлиники.
За время реализации проекта сотрудники больницы провели соцопрос свыше 500 пациентов. Результаты показали, что удовлетворенность работой регистратуры достигла 90%, сроками ожидания лабораторных исследований – удвоилась, доступность медицинской помощи узких специалистов увеличилась в 2,5 раза. Время на прохождение диспансеризации сократилось почти вчетверо, на прохождение детского профилактического осмотра – в два раза. Согласно мониторингу, в целом удовлетворенность пациентов доступностью и качеством медицинской помощи возросла с 52,3% до 76,1%. Уменьшились сроки ожидания первичной и специализированой помощи, что позволяет в кратчайшие сроки установить диагноз, начать лечение и избежать осложнений заболевания.

Наиль Нугманов,
главный врач ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская ЦРБ»:

— Мы провели значимую работу по реализации пилотного проекта «Бережливая поликлиника» с основными финансовыми затратами из внебюджетной деятельности больницы. Наши сотрудники смогли значительно повысить уровень доступности медицинской помощи и, соответственно, удовлетворенности пациентов. Проект продолжается, у нас еще много идей о том, как улучшить работу поликлиники. Мы находимся в поиске оптимальных решений, чтобы выбрать наиболее приемлемый, удобный для всех и в то же время простой и понятный каждому вариант выполнения того или иного рабочего процесса.

Главный врач ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская ЦРБ» Наиль Нугманов имеет высшую квалификационную категорию по специальностям «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Терапия». С 2010 года является депутатом, а с 2015 года – председателем Собрания представителей муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области. В 2009 году награжден Почетной грамотой Министерства здравоохранения и социального развития РФ, в 2013 году – нагрудным знаком «Отличник здравоохранения РФ». В 2016 году удостоен звания «Заслуженный работник здравоохранения Самарской области».

Обсуждение закрыто.