Дороги: поставили на «карты»

31 октября 2018

В Самаре выполнен основной объем дорожных работ

Масштабный ремонт самарских дорог «картами» в этом году завершился. По федеральному проекту обновлено на треть больше, чем было запланировано: около 65 км . Оценить качество может каждый житель города, наряду со специалистами на всех стадиях ремонта представители общественности выносят свои замечания и участвуют в приемке объектов.

Алена ПАВИЧЕВА

Ремонт под контролем

В основной перечень объектов кампании по ремонту местных дорог в 2018 году вошли 37 участков. Все они обновлялись в рамках приоритетного федерального проекта «Безопасные и качественные дороги». Работы велись преимущественно «картами» свыше 100 погонных метров. Это подразумевает не только ремонт дорожного полотна по основному ходу проезжей части, но и при необходимости приведение в порядок примыканий к перекрестным улицам, парковочных пространств, «карманов» для подъезда городского общественного транспорта, съездов к внутриквартальным территориям, инженерных коммуникаций – смотровые и дождеприемные колодцы выставлялись на нужную высотную отметку.

Всего благодаря участию в федеральном проекте в Самаре отремонтировали 63 участка дорог, что на треть больше запланированного объема. Первоначально городские власти рассчитывали обновить около 45 км местных дорог, фактическая же протяженность отремонтированных дорог составила 64,5 км, а общая площадь – 728 тысяч кв. м.

Объем финансирования проекта в этом году для городов Самарско-Тольяттинской агломерации достиг 3,6 млрд рублей, из которых 1,5 млрд – средства федерального бюджета, 2,6 – областного.

Значимо, что в последние годы подобные работы ведутся под строгим контролем. Свои замечания и пожелания высказывают специалисты, общественники и местные жители. На всех стадиях ремонта – от фрезерования до приемки выполненных работ – организуется многоступенчатый контроль. К оплате допускаются только прошедшие все этапы приемки, качественно выполненные работы в соответствии с требованиями ГОСТов. Также специалисты и общественники контролируют отремонтированные участки в течение гарантийного срока. Возникшие в процессе эксплуатации дороги дефекты подрядчики обязуются устранять за свой счет.

Заводское шоссе – с опережением

Один из самых масштабных проектов – капитальный ремонт Заводского шоссе – реализуется с опережением графика. Напомним, участок в границах улиц XXII Партсъезда и Земеца протяженностью 3,6 км приводят в порядок с августа текущего года в соответствии с двухлетним контрактом. Запланированные на этот строительно-дорожный сезон работы «картами» свыше 100 погонных метров (поддерживающий ремонт) практически завершены, а вот капитальное обновление магистрали – в самом разгаре.

После фрезерования изношенного асфальтобетонного покрытия ведется устройство основания проезжей части (нижнего и верхнего слоев), капитально ремонтируется ливневая канализация, идет перекладка линий связи и других кабельных линий, которые находятся вдоль Заводского шоссе или пересекаются с ним. Часть участка уже преобразилась и доступна для проезда автомобилистов. Например, еще в третьей декаде сентября на вновь устроенную полосу частично, раньше срока «переключили» движение на участке между улицами XXII Партсъезда и Кабельной.

Для более оперативного выполнения капремонта задействовано более 100 единиц спецтехники и около 70 дорожных рабочих. Работы осуществляются в круглосуточном режиме попеременно на нескольких отрезках дороги.

В обязательном порядке на стадии проектирования учитывалась высокая транспортная загруженность магистрали, в том числе постоянное активное движение грузового транспорта, который доставляет грузы в промышленную зону. Поэтому конструктив основания проезжей части – усиленный. Это означает, что при выполнении работ, особенно в местах, где открытым способом меняется система ливневой канализации, устраиваются песчаное основание, щебеночное основание и несколько слоев асфальтобетона.

Как рассказал руководитель проекта ООО «Самаратрансстрой» Алексей Зотов, на участке от проспекта Кирова до улицы XXII Партсъезда предусмотрена полная замена дорожного «пирога». То есть демонтировали старую дорожную одежду до основания, возвели новую усиленную конструкцию: 50 сантиметров – песчаная подушка, 49 сантиметров – подушка из гранитного щебня, затем 7 сантиметров – пористый асфальтобетон, 7 сантиметров – плотный асфальтобетон и 5 см – щебеночно-мастичный асфальтобетон.

Всего на участке запланированы работы по ремонту 75000 кв. м асфальтобетонного покрытия: на всем протяжении в обоих направлениях будет по две полосы движения, а там, где это возможно, проезжую часть расширят. Также отремонтируют 25000 кв. м тротуаров с асфальтовым покрытием. Преобразятся и газоны, а парковочные пространства увеличатся с 500 кв. м до 5 тысяч. Кроме того, установят новые средства организации дорожного движения, в том числе более 70 светофоров на регулируемых пешеходных переходах и перекрестках. Обновят 15 остановочных павильонов, к которым общественному транспорту будет удобно подъезжать: сделают «карманы». Отремонтируют трамвайное межпутье, примыкания покрытия проезжей части в районе трамвайных путей. Для обеспечения комфортного проезда на перекрестках предусмотрено резинокордовое покрытие (специальный настил, который используется прежде всего для того, чтобы асфальтобетон меньше деформировался от нагрузки при движении трамваев, а также при перепадах температуры наружного воздуха).

«Подрядчик взял повышенные обязательства и уже в этом сезоне при благоприятных погодных условиях намерен справиться с большим объемом работ, нежели запланировано, – рассказал заместитель директора МБУ Самары «Дорожное хозяйство» Шамиль Халиуллов. –  При этом и в холодное время года ремонт продолжится: будут выполняться те виды работ, которые технологически возможны, например, отсыпка песка, щебня».

Частично движение по Заводскому шоссе удалось сохранить. При разработке проекта учитывалась необходимость максимально возможного пропуска автотранспорта, чтобы не создавать значительного дискомфорта автомобилистам в период капремонта. Движение осуществляется по циклу: въезд с ул. XXII Партсъезда на Заводское шоссе, далее до пр. Кирова, по пр. Кирова до ул. Физкультурной и по ул. Физкультурной в сторону ул. XXII Партсъезда.

Необходимо отметить, что в целях минимизации неудобств для автомобилистов и других горожан, работающих в промышленной зоне, ремонтируемый участок стараются избавлять от пыли: работают поливальные машины.

«Хорошо, что движение оставили, потерпеть временные неудобства можно. Ведь раньше тут было множество участков с разрушенным асфальтовым покрытием, ямы. И наконец-то дорогу ремонтируют основательно, капитально. Давно этого ждали, – сказал житель Самары Дмитрий Ершов.

Полностью внушительный отрезок Заводского шоссе протяженностью 3,6 км преобразится в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2019 году. Гарантия на капитальный ремонт составит пять лет. Контроль ведется на всех этапах ремонта силами специалистов профильного департамента и его подведомственного учреждения – МБУ Самары «Дорожное хозяйство». Как в ходе работ, так и в процессе приемки качество оценят  и общественники, в том числе ОНФ.

От полотна до бордюров  

В этом дорожно-строительном сезоне ремонтные работы сосредоточили не только в центре, но и на окраинах города. Они пропорционально затронули все внутригородские районы. В частности, привели в нормативное состояние покрытие проезжей части на улице Парижской Коммуны. В работу был взят участок от Красноглинского шоссе до улицы Академика Кузнецова. Протяженность отрезка составляет 1,5 км, общая площадь ремонта – 7248 кв. м.

Дорожники обновили не только дорожное полотно: заменили 35 люков смотровых колодцев, отремонтировали ряд примыканий к перекрестным улицам. В порядок привели также часть парковочных пространств, бывших ранее в неудовлетворительном состоянии. По просьбам жителей микрорайона выполнили ремонт на въездах на внутриквартальные дороги.

«Улица Парижской Коммуны была включена в план ремонта по федеральному проекту на этот дорожно-строительный сезон, поскольку еще весной при осмотре дороги наблюдались большое количество ям, выкрашивание асфальтобетона и другие дефекты, – пояснил заведующий сектором технического контроля за автомобильными дорогами и благоустройством МБУ г.о. Самара «Дорожное хозяйство» Кирилл Рябов. – Покрытие не соответствовало эксплуатационным требованиям. После укладки асфальтобетонной смеси в течение трех дней были взяты пробы свежего асфальтобетона, они  успешно прошли испытание в части соответствия физико-механическим свойствам. Потом продолжились замеры, осуществлялся технический осмотр люков инженерных коммуникаций. Основной объем работ подрядчик выполнял в ночную смену, чтобы не затруднять движение днем».

«График работ был выверен с учетом того, что микрорайон большой, густонаселенный, много новостроек, магазинов, неподалеку школа, поэтому в настоящее время эта дорога очень востребована, – рассказал управляющий микрорайоном №23 Красноглинского внутригородского района Самары Сергей Шишковский. – Я живу в микрорайоне четырнадцать лет. Раньше, до ремонта, приходилось преодолевать множество препятствий в виде ям, колейности, так что машинам было трудно разъезжаться. После того как улицу включили в план ремонта, мы наладили взаимодействие с дорожниками. Сейчас уже все сделано, просьбы местных жителей выполнены, в частности, скорректирована высота бордюра, так что теперь у нас более удобный выход на проезжую часть».

Высокую оценку общественность поставила темпам работ: со всем объемом подрядчик справился за девять дней – ремонт был завершен 29 сентября, то есть в строгом соответствии с муниципальным контрактом.

На смену – колодцы и работы сверх запланированного

В перечень дополнительных объектов ремонта этого сезона была включена в том числе улица Печерская, поскольку ее состояние вызывало справедливые нарекания жителей и сотрудников Госавтоинспекции. Ремонт выполнен подрядчиком по основному ходу дороги по технологии «карт» свыше 100 погонных метров. Площадь работ составляет 9100 кв. м, протяженность участка в границах улиц Авроры и Митирева равна 900 м.

Отдельные замечания касались инженерных коммуникаций – колодцев и крышек ливневок. Только на отрезке улицы Печерской насчитывается 42 колодца.

«Старые колодцы демонтированы: с учетом их большого количества, это немалый объем работ, – сообщил представитель подрядчика ООО «Автодоринжиниринг» Андрей Тершуков. – Установили новые, все они подняты на проектную отметку. Изношенный слой дорожного покрытия был отфрезерован. Произведены очистка основания и розлив битумной эмульсии – только после этого ведется укладка горячего асфальтобетона».

На проезжей части – новый выравнивающий и верхний слой покрытия общей толщиной 6 см. Мелкозернистый высокопрочный асфальтобетон с высокими эксплуатационными характеристиками доставляется с завода, что в пос. Козелки. Это в 20 км от объекта ремонта, что важно для поддержания необходимой температуры асфальта при укладке – 150-160 градусов.

Интенсивность движения на улице Печерской не так высока, как на основных самарских магистралях, что позволяло подрядчику трудиться и в дневную смену. Уже через несколько часов после устройства свежего покрытия по нему разрешается осуществлять движение транспорта.

Гарантия на ремонт большими «картами» дается на два года.

Сейчас дорожники завершают устранение замечаний, на которые указали специалисты и общественники в ходе контрольных мероприятий. С учетом пожеланий горожан подрядчики дополнили объем работ на многих объектах. В том числе на обновленном участке улицы Гая: она была приведена в порядок в границах улиц Врубеля и Луначарского. Протяженность объекта составила 1,8 км, площадь – 9 тысяч кв. м. В процессе ремонта местные жители обратили внимание рабочих подрядной организации и кураторов из МБУ на то, что  раньше дождевая вода застаивалась в районе ул. Лукачева, 36б. Работы были выполнены с учетом этого обращения – сверх запланированного.

«После дождей были настолько большие лужи, что у нас начала разрушаться отмостка дома. Мы опасались за фундамент. Теперь жильцы благодарны: рабочие посодействовали нам и устроили искусственную неровность», – поделилась впечатлениями от дорожного ремонта председатель Совета дома №36б по ул. Лукачева Валентина Фунтова.

В числе основных целей федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» – не только приведение дорог в нормативное состояние, но и увеличение пропускной способности, а также снижение количества мест концентрации ДТП: за два года реализации федерального проекта аварийно опасных адресов в городах агломерации стало вдвое меньше.

Всего в текущем году по федеральному проекту «Безопасные и качественные дороги» в Самаре преобразилось порядка 65 км дорог городского подчинения – это участки общей площадью 728 тысяч кв. м. Сегодня уже идет подготовка к дорожно-строительному сезону следующего года, в том числе в рамках федерального проекта.

Обсуждение закрыто.