Модернизация системы образования Самарской области –в контексте социально-экономического развития региона
Традиционно во всей стране накануне нового учебного года проходят конференции работников образования, на которых педагоги и руководители системы образования подводят итоги прошедшего учебного года, обсуждают планы
и перспективы. В Самарской области такая конференция прошла в два этапа – в Самаре и Тольятти.
Темой нынешнего областного совещания стала «Модернизация системы образования Самарской области в контексте социально-экономического развития региона: итоги и перспективы».
Оксана ФЕДОРОВА, Сергей ОСЬМАЧКИН (фото)
Ключевой интерес
Об особой значимости и актуальности модернизации образования государство четко заявило на самом высоком уровне – она необходима для обеспечения вхождения России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Именно такая задача ставится в подписанном президентом России указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года, причем говорится и о необходимости «новых подходов к пониманию и обеспечению качества образования». Немалое место в этом стратегическом документе отводится и вопросам развития отрасли: доступности образования, обеспечению рынка труда современными кадрами, развитию детской одаренности и другим актуальным целям и задачам. На основании майского указа президента были разработаны и сейчас проходят процедуру утверждения национальные проекты, которые станут основой дальнейшего развития страны. Для развития отечественного образования наиболее актуальны нацпроекты «Образование», «Наука» и «Демография». Ключевым же по степени затрагивания интересов граждан, пожалуй, станет именно национальный проект «Образование», включающий девять федеральных проектов. Эти проекты, как заявило руководство минобразования региона, и будут служить ориентиром и руководством к действию на ближайшие шесть лет.
Раннее развитие
Основные тренды развития, которым будет следовать российская система образования, –
обеспечение раннего развития детей, развитие у школьников навыков, необходимых для успешной социализации, возрастание роли неформального образования, развитие дуальности профессиональной подготовки, возрастание роли непрерывного образования.
Насколько же система образования Самарской области соответствует современным тенденциям и какие задачи необходимо решить, чтобы не только не утратить, но и приобрести лидерские позиции в направлениях, где Самарская область не входит в число передовых российских регионов?
Глубокий и аргументированный ответ на этот вопрос дал в своем выступлении и.о. министра образования Самарской области Владимир Пылев. Он обозначил достижения, проблемы и перспективы образования в Самарской области на ближайшие годы. Первостепенной является разработка региональных проектов, способных решить задачи, установленные национальными и федеральными проектами. Национальным проектом «Демография» определена цель ликвидации очередности в детские сады для детей в возрасте до 3 лет до конца 2021 года. Владимир Пылев напомнил, что ввиду сокращения в 2016-2017 годы темпов создания новых мест в детских садах Самарской области не удалось сохранить ситуацию, достигнутую к 1 января 2016 года, когда была ликвидирована актуальная очередь в дошкольные образовательные организации для детей в возрасте 3-7 лет. «Благодаря главе региона обеспечено привлечение более 1 миллиарда рублей федеральных средств, возобновлен процесс возврата в систему образования зданий детских садов, используемых не по назначению, создаются дополнительные места для детей ясельного возраста. Это позволит только за 2018-2019 годы создать более 5 тысяч новых мест и вплотную приблизиться к цели, зафиксированной в проекте «Демография», – заявил министр.
До конца 2018 года запланировано к реализации строительство восьми детских садов на 230 мест в жилом районе «Волгарь» (Самара); на 350 мест в Тольятти; на 90 мест в с. Большая Глушица; два объекта на 350 мест каждый в микрорайоне «КОШЕЛЕВ-ПРОЕКТ»; три объекта на 300 мест каждый в микрорайоне «Южный город» Волжского района. Будет произведена реконструкция одного здания детского сада на 150 мест в Самаре; приобретен детсад на 140 мест в жилом районе «Новая Самара». Будет обеспечен возврат и сделан капитальный ремонт здания детсада на 160 мест в Похвистнево.
Таким образом, в новом учебном году общее количество новых мест в детсадах составит 2720, из них 625 мест будет создано для детей раннего возраста.
Дмитрий Азаров,
губернатор Самарской области:
— Воспитание и образование подрастающего поколения определяет будущее российского общества. Поэтому перед педагогами Самарской области и руководителями региона стоит ключевая задача – вывести систему образования на качественно новый уровень, сделать ее более гибкой и современной, адекватной вызовам завтрашнего дня. Особое внимание – подготовке специалистов для реального сектора экономики, поскольку, несмотря на позитивные изменения, недостаток молодых специалистов в этой сфере по-прежнему существует.
Не просто грамотность
Важнейшей проблемой остается низкий уровень функциональной грамотности – способности воспринимать и анализировать прочитанное. К сожалению, эта проблема существует во всей стране, включая и Самарскую область. Одной из главных целей национального проекта «Образование» является вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, в том числе по результатам международного исследования PISA, изучающего степень сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Необходимо организовать ежегодное проведение региональных мониторинговых исследований, направленных на получение данных о качестве общего образования по всем трем направлениям исследования PISA. А динамику результатов данных исследований планируется ввести в показатели эффективности деятельности директоров школ. Будут разработаны курсы повышения квалификации, а школьным учебно-методическим объединениям и педагогическим советам нужно разработать планы действий, нацеленные на преодоление выявленных проблем. А еще расширить спектр конкурсных мероприятий для школьников, включив в него олимпиады, оценивающие функциональную грамотность чтения, математическую грамотность и естественнонаучную грамотность обучающихся.
Цифровая школа
К числу проблем можно отнести и низкую финансовую грамотность старшеклассников и студентов, отсутствие у них понимания относительно возможностей открытия собственного бизнеса, неспособность разработать финансово-экономическую составляющую своей технической идеи или исследовательского проекта, аргументированно доказать их экономическую целесообразность.
Для решения этой проблемы в течение 2018/2019 учебного года будут разработаны и с 1 сентября 2019 года внедрены со старших классов школ курсы, способствующие росту бизнес-грамотности молодых людей. Причем значительная часть этих курсов должна иметь не теоретическую, а практическую направленность и реализовываться при непосредственном участии успешных бизнесменов и производителей.
В национальном проекте «Образование» одно из ведущих мест занимает федеральный проект «Цифровая школа». Речь идет о все большем применении в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий. В Самарской области ведется активная работа по информатизации сферы образования. В частности, внедрены и постоянно совершенствуются сервисы по ведению электронных дневников и журналов, система учета учебных достижений, начался поэтапный отказ школ от фиксации текущей успеваемости и посещаемости в бумажных журналах, 682 школам предоставлен доступ к сети Интернет на скорости не менее
20 Мбит/с. В 2018/2019 учебном году совместно с компанией «Яндекс» начнется реализация образовательного проекта «Яндекс-лицей», в рамках которого школьники
8-9 классов в течение двух лет смогут получить самые современные практические навыки в области программирования, причем второй год обучения будет включать в себя основы промышленного программирования.
Талант в приоритете
Еще один приоритет – одаренные дети. Для Самарской губернии задача формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи исключительно актуальна. Запуск в 2016 году регионального центра для одаренных детей отчасти решил задачу поиска и дальнейшего сопровождения талантливых детей, но время диктует необходимость дальнейшего развития этого направления. В частности, региональный центр для одаренных детей должен начать работать по модели федерального образовательного центра «Сириус», проводя профильные смены для детей со всей области, проявляющих свой талант не только в интеллектуальной сфере, но и в искусстве, спорте. Для этого будут привлекаться ведущие ученые, спортсмены, деятели культуры, причем не только из нашей губернии.
Кроме того, в числе важнейших проектов в сфере образования были названы «Билет в будущее» и «Учитель будущего». Первый из этих проектов направлен на практическую профессиональную ориентацию школьников. Возможность попробовать «руками» несколько профессий еще во время обучения поможет им определиться с выбором будущей профессии. «Учитель будущего», в свою очередь, направлен на профессиональное развитие и совершенствование самих педагогов.
Владимир Пылев,
и.о. министра образования и науки Самарской области:
— Сейчас в Самарской области действуют отдельные элементы системы социальных лифтов. Однако данная система нуждается в дальнейшем развитии. Мы должны в полной мере использовать возможности, предоставляемые президентской платформой «Россия – страна возможностей», обеспечить реализацию проекта ранней профориентации школьников «Билет в будущее». Он нацелен на то, чтобы учащиеся 6-10 классов получили возможность не просто узнать или увидеть разные профессии, а и попробовать себя в них. Что называется, «потрогать руками» не менее четырех-пяти видов профессиональной деятельности. Чтобы дать молодым людям такую возможность, им будет предоставлен доступ к детским технопаркам, ведущим колледжам, университетам, предприятиям.