Уникальные преимущества Самарской области начали высоко оценивать не только туристы из России, но и гости из-за рубежа
В дни матчей чемпионата мира по футболу столица региона обрела привлекательность в глазах тысяч туристов из России и зарубежья: очаровавшись Самарой, гости отправились домой, где рассказали о ее красотах, гостеприимстве и радушии хозяев. Стал ли Самарский регион привлекательнее с туристической точки зрения после мундиаля, рассказал «Первому» врио руководителя департамента туризма Самарской области Михаил Мальцев.
Светлана ИШИНА, Екатерина ЖЕВАК (фото)
— Повлияла ли подготовка к ЧМ на развитие туризма в Самарской области?
— Безусловно, регион стал привлекательнее. В преддверии чемпионата мира качественно изменилась вся инфраструктура Самары. Мундиаль «протестировал» ее, и сегодня мы можем с уверенностью говорить о возможностях развития туризма в регионе в целом. В первую очередь речь идет о главных туристских показателях – транспортной инфраструктуре и средствах размещения туристов. В Самарской области прошли классификацию 424 гостиницы. Это значительный по сравнению с другими регионами волжского кластера показатель. По количеству классифицированных гостиниц мы – лидеры в ПФО, номерной фонд позволяет единовременно принимать более 35 тысяч человек. Классификация позволяет потенциальному туристу заранее определиться с качеством услуг, на которые он рассчитывает – это важно.
Также стоит отметить, что к чемпионату было произведено благоустройство города: приводились в порядок фасады домов, строились новые транспортные развязки, благоустраивались территории, появлялись новые музеи и памятники. В центре Самары образовался единый туристический кластер, включивший в себя объекты питания и размещения, парковые и событийные площадки, систему навигации. Это толчок к развитию культурно-познавательного туризма. Уже сейчас появилась возможность проведения событийных мероприятий любого уровня и формата.
Для гостей ЧМ были подготовлены пешеходные и речные экскурсии, а также с участием лучших историков и краеведов Самары созданы аудиоэкскурсии, которые охватывают более 60 интереснейших объектов культуры и архитектуры. С помощью бесплатного приложения izi.TRAVEL туристы могут ходить по городу и слушать экскурсии на своих смартфонах. Этим ресурсом гости города и жители могут воспользоваться и сейчас, после чемпионата.
Иностранные болельщики в дни мундиаля протестировали нашу туристическую инфраструктуру на знание языковой среды, подготовленность специалистов в сфере гостеприимства и туризма. ГБУ СО «Туристский информационный центр» выпускал полиграфические материалы на пяти языках, общий тираж продукции составил более 800 тыс. экземпляров. Самара получила уникальный опыт проведения крупного события.
— Какие проекты, начавшись благодаря мундиалю, будут продолжены?
— В период ЧМ заработал информационный ресурс SAMARA.travel, на котором туристы могут получить необходимую информацию и сразу приобрести билеты в музеи, скидки на услуги в ресторанах и развлекательных центрах. Мобильное приложение позволяет самостоятельно планировать отдых в Самаре и попасть на те объекты, в которые ранее доступ был лишь в составе заранее формируемых групп. Доступными теперь стали знаменитый бункер Сталина, музейно-выставочный центр истории и развития пожарно-спасательного дела Самарской области, Самарский Епархиальный Церковно-Исторический Музей и другие действующие музеи и выставочные проекты. Это удобный и перспективный ресурс, сейчас он активно продвигается и будет основой для развития туруслуг в регионе. Если изначально была привязка лишь к центру Самары, то сейчас, думаю, выйдем на другие муниципальные образования области. Этот проект уникален для регионов России и, уверен, существенно повлияет на отрасль туризма.
— Какие объемы доходов дает туристическая отрасль сегодня?
— Туризм приносит в бюджеты всех уровней немалые деньги. Возникает синергетический эффект: параллельно развиваются транспортные услуги, строятся и модернизируются гостиницы, предприятия сферы питания, развивается малый и средний бизнес.
Приведем ряд цифр: 4,3 млрд рублей налогов и сборов поступило в консолидированный бюджет РФ по сгруппированным показателям отрасли «туризм» Самарской области.
По итогам 2017 года 2,3 млрд рублей дал объем услуг турагенств и туроператоров и услуг по бронированию. 5 млрд руб-лей составляет объем услуг санаториев, гостиниц и других средств размещения по итогам 2017 года.
В 2018 году эти цифры, естественно, будут значительно больше: во время чемпионата мира загрузка отелей была выше, чем обычно, и средняя стоимость гостиничных услуг тоже была выше. Кроме того, международный аэропорт Курумоч и железнодорожный вокзал города Самары поставили рекорды по объему пассажирооборота. За последние три года введено в эксплуатацию дополнительно 27 отелей, в этом году построены два 5-звездочных отеля. Теперь мы можем предоставить гостям гостиничные услуги любого уровня.
— Каковы основные преимущества в сфере туризма у Самарской области?
— Самарская область во многом сопоставима с волжскими регионами, такими как Нижегородская область и Республика Татарстан, и готова предложить туристам отдых на любой вкус. Вместе с тем есть наиболее приоритетные направления с лидирующими по ПФО показателями, требу-ющими особого внимания.
Популярностью в любое время года в Самарской области пользуется экологический туризм, а уникальность расположения национального парка «Самарская Лука» и заповедника в центре крупнейшей Самарско-Тольяттинской городской агломерации говорит о потенциале этой территории с экономической точки зрения. Чтобы посетить природные достопримечательности, туристам не нужно тратить больших денег на дорогу, достаточно лишь переправиться на правый берег Волги. Это стимулирует речные перевозки и развитие экскурсионных речных круизов. Сегодня НП «Самарская Лука» посещают 250 тыс. человек в год, заповедник – 45 тыс. человек в год. И это только по официальным маршрутам. По разным оценкам, посещаемость национального парка может доходить до 3 млн человек в год, потенциал в развитии туристических маршрутов на этой территории огромен. Также высоким спросом пользуются и экскурсии в заповедник имени Спрыгина, в частности, на гору Стрельную. Главное – развивая туризм, не нанести парку урон, сохранить его природные, культурные, исторические памятники.
Самара является круизным центром Поволжья, о чем говорят объем перевозок речным пассажирским круизным транспортом и среднее число формируемых ежегодно в Самаре теплоходов (порядка 20 единиц), отправляющихся в путешествие вниз и вверх по реке. Это конкурентное преимущество необходимо поддерживать и развивать.
Одно из первых мест, куда отправляются туристы, приезжая в Самару, – красивая и протяженная набережная. В сочетании с благоустроенными пляжной и парковой зонами, а также с действующей на ней инфраструктурой в летний период – это уникальное предложение для туристов.
Центр города Самары с его прогулочными и парковыми зонами, объектами культурно-познавательного туризма и гастрономическими уголками вместе с событийными площадками выгодно отличают наш город от других волжских городов. Стратегия Самары как города-курорта оправдывает себя, и чемпионат мира подтвердил это тысячами отзывов в социальных сетях.
Не стоит забывать и об огромном количестве фестивалей, проходящих не только на территории Самары, но и в других муниципальных образованиях. Самарская область не раз доказывала свои лидерские позиции на многочисленных конкурсах событийного туризма. На отдельные фестивали уже давно формируются целые пассажирские поезда и бронируются теплоходы.
— Развивается ли в регионе оздоровительный туризм?
— У Самарской области огромный потенциал в части медицинского и оздоровительного туризма: работают многочисленные клиники, оздоровительные центры и санаторные комплексы. По объему услуг санаторно-оздоровительных организаций Самарская область занимает 4-е место в ПФО: 1,6 млрд руб. по итогам 2017 года, уступая лишь республикам Башкортостан и Татарстан и Пермскому краю. Объем услуг исчисляется миллиардами рублей, однако по ряду услуг наблюдается недозагруженность, а ведь наши учреждения готовы принять большее количество клиентов.
С целью продвижения этого направления при поддержке департамента туризма Самарской области была создана Ассоциация лечебно-оздоровительного туризма (АЛОТ).
Положительным примером может служить проект Федеральной пассажирской компании с туроператорами региона – «Вагон здоровья»: жителям соседних регионов, которые приезжают в наши лечебные учреждения, предлагают после прохождения медицинских процедур и диагностических исследований различные экскурсионные программы. Это очень здраво во всех смыслах. Человек получает возможность отдохнуть, расслабиться после всех волнений, связанных со здоровьем, получить удовольствие от пребывания в Самаре и, возможно, сделать выбор в пользу этого города для последующих поездок сюда.
— Есть ли объект, на который надо сделать ставку, чтобы увеличить турпоток в наш регион?
— Таких объектов несколько, но среди них стоит выделить построенный к чемпионату мира по футболу стадион «Самара Арена». Это действительно крупнейшая площадка, и при ее использовании по целевому назначению и как культурно-развлекательной площадки для мероприятий мы получим значительный объем туристов.
Можно отметить и самую большую площадь Европы – площадь Куйбышева: это тоже крупнейшая событийная площадка города, в дни мундиаля она стала грандиозной фан-зоной. Даже эти два объекта способны привлечь серьезные туристические потоки.
— У нас ведь есть не только «Вагоны здоровья», но и «Вагоны знаний» для школьников?
— Совершенно верно, в прошлом году этот проект стал лучшей региональной практикой по оценке Агентства стратегических инициатив. Межрегиональные железнодорожные маршруты наиболее перспективны для Самарской области, так как путешествия в поездах комфортны, безопасны и доступны по цене. Сегодня выстроена хорошая логистика между Самарой и Пензой, Уфой, Саратовом, в перспективе – Оренбург. Открыты продажи на ночной поезд Самара – Ульяновск – Казань. Этот формат позволяет сформировать уникальный турпродукт, можно увязать маршруты через Москву, в том числе кольцевые маршруты для иностранных туристов, которые сначала прилетят в столицу России и, пробыв там два-три дня, смогут посетить города Поволжья. Маршрут удобен именно ночными переездами: из Москвы в Самару, из Самары в Казань, затем из Казани в Москву. Это позволяет операторам выстраивать комфортные межрегиональные турмаршруты, независимо от количества людей в группе.
— Вы упомянули маршруты для иностранных туристов. Как, на ваш взгляд, привлечь к нам в регион именно эту категорию? В Москве, например, отмечают значительное увеличение доли туристов из Китая, ежегодно они пополняют казну столицы на сумму от 60 млрд до 80 млрд рублей.
— Эта задача была поставлена в рамках межправительственных соглашений между Россией и КНР. В рамках этих соглашений достигнуты договоренности о безвизовом обмене тургруппами. Так что в первую очередь надо рассматривать страны, где есть возможность безвизового обмена. Поэтому мы рассматриваем Китай как один из рынков для развития въездного туризма. Но для иностранцев обязательны к посещению Москва и Петербург, а вот добавление в программу третьего региона уже сложно – с точки зрения и логистики, и цены. Поэтому китайских групп в регионах почти нет.
— Как исправить ситуацию?
— Нужно сформировать продукт, который будет востребован. Я убежден, что им может стать продукт «Столица России + волжские красоты». Не скажу, что экспансия китайцев начнется прямо с завтрашнего дня. Проект затратный, и он должен быть реализован комплексно: продвижение, участие в выставках, поддержка туроператоров, проведение переговоров. Но в последующем он, несомненно, даст результат. Москва – это крупнейший транспортный хаб, регулярными рейсами туда ежедневно прилетает огромное количество туристов из Китая. Пробыв два-три дня в столице, для них вполне доступно будет приехать ночным поездом в Самару. А уже отсюда, если это лето, сесть на теплоход и отправиться в Казань, а оттуда вернуться в Москву также на ночном поезде. В зимнее время теплоход заменится ночным поездом Самара – Ульяновск – Казань. Такие кольцевые маршруты позволят привлечь в наш регион значительное количество туристов-иностранцев. Но пока мы все-таки ориентируемся на своих российских туристов, в частности, из соседних городов – Пензы, Оренбурга, Уфы, Саратова, Уральска (Казахстан). И на своих самарских туристов, конечно же: многие жители региона сегодня предпочитают отдыхать, не уезжая из дома, выбирают лечебно-оздоровительные учреждения и базы отдыха на Волге.
При имеющейся современной инфраструктуре и выгодном географическом положении, развитие сферы туризма и гостеприимства Самарской области напрямую зависит от эффективного продвижения ее потенциала на российском и международных рынках. Данная стратегия уже реализуется Федеральным агентством по туризму и для Самарской области на данном этапе является одной из ключевых задач.