На базе жигулевского детского сада «Вишенка» разработана программа по техническому образованию дошкольников
В настоящее время одной из главных задач образования является возвращение массового интереса молодежи к научно-техническому творчеству. И чем раньше дети проявляют этот интерес, тем выше вероятность того, что в будущем они свяжут свою жизнь с инженерными профессиями. Поэтому одним из приоритетных направлений работы детского сада «Вишенка» стало техническое образование.
Евгения БУСЛАЕВА
В прошлом году на базе этого детского сада под научным руководством кандидата педагогических наук, директора Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» Татьяны Волосовец, кандидата педагогических наук, заведующей кафедрой дошкольного образования СИПКРО Юлии Викторовны Карповой была разработана парциальная программа дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров». Соавтором программы стала старший воспитатель «Вишенки» Тамара Тимофеева.
Педагогами детского сада под руководством старших воспитателей Тамары Тимофеевой и Елены Шестоперовой были разработаны конспекты образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО, которые могут использоваться в учреждениях любых видов и типов.
В соответствии с этой программой в детском саду организована предметная игровая техно-среда, адекватная современным требованиям к политехнической подготовке детей и их возрастным особенностям. Здесь дети получают начальный опыт работы с отдельными техническими объектами в виде игрового оборудования.
Сегодня проводится активная работа по внедрению этой парциальной программы в образовательную деятельность детских садов и организаций дополнительного образования по всей России. Статус сетевых инновационных площадок программы получили уже около 400 учреждений десяти регионов страны.
В рамках реализации программы при поддержке АО «Ракетно-космический центр «Прогресс» и корпорации «Российский учебник» проводится Всероссийский фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества «КосмоФест». В этом году на его финальном этапе воспитанники детского сада «Вишенка» заняли первое место в номинации «Межпланетные полеты» с проектом «Роботы-исследователи», а педагоги Тамара Тимофеева и Лилия Лукомская первенствовали в номинации «Космические приключения». Ребята стали также победителями III окружного робототехнического фестиваля «РОБОФЕСТ – ПРИВОЛЖЬЕ 2018» в номинации «Пытливые умы» и лауреатами в номинации «ИКАРенок».
В конце мая в Самаре состоялось творческое мероприятие социального характера «Инженерный марафон». На нем были представлены семейные проекты в рамках реализации программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» и федерального партийного проекта «Единой России» «Крепкая семья». В марафоне активно участвовала семья Суслиных из детского сада «Вишенка» с проектом «Спортивный комплекс «Кристалл».
Опыт своей работы по развитию технического творчества дошкольников детский сад «Вишенка» представляет на мероприятиях окружного, регионального и федерального уровней, где получает позитивные отзывы коллег и вовлекает в проект новых творческих педагогов.
По мнению педагогов детского сада, созданная система позволяет организовать инновационную систему подготовки детей к изучению технических наук. Она также призвана в будущем облегчить выбор детьми уже в среднем звене школы технического образовательного профиля и в дальнейшем успешно самоопределиться в выборе будущей профессии технической направленности.
Елена Реброва,
руководитель СП «Детский сад «Вишенка» ГБОУ СОШ №16 г.о. Жигулевск:
— По данным социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Поэтому очень важно на ранних шагах, еще в детском саду, выявить его технические наклонности и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от дошкольников до студентов. Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров.