Локомотив экономики

12 октября 2018

Самарская область, один из важнейших центров российского машиностроения, отметила День машиностроителя
Самарская область – один из ведущих центров российского машиностроения. А значит, наш регион дает наиболее объективное представление о состоянии, проблемах и перспективах развития этой основополагающей отрасли. Драйверами роста в регионе традиционно служат космическое, авиационное машиностроение и автомобилестроение. Они – ядро экономики Самарской области. Самарская продукция известна во всем мире высоким качеством и технологичностью и, без преувеличения, является лицом России космической.
Сегодня приоритетные задачи для отрасли – модернизация и техническое перевооружение, привлечение инвестиций, повышение производительности труда и активное внедрение передовых технологий.
Оксана ФЕДОРОВА, Юрий МИХАЙЛИН (фото), Юлия РУБЦОВА, «Волжская коммуна» (фото)

Стратегия автопрома
Безусловно, автостроение – главная, системообразующая отрасль: центром автостроительного кластера Самарской области был и остается АВТОВАЗ, крупнейший российский производитель автомобилей. Автомобилестроение сегодня объединяет не только автопроизводителей (ПАО «АВТОВАЗ», ЗАО «Джи-Эм АВТОВАЗ»), но и также более 100 предприятий и организаций по производству автомобильных компонентов, деталей и узлов автомобилей и их двигателей, техническому обслуживанию, ремонту и переоборудованию автомобилей. Кластер закладывался в конце 1960-х годов и изначально формировался таким образом, чтобы сосредоточить на территории региона большую часть полного производственного цикла – от подготовки кадров и разработки проекта до готового автомобиля.
Ныне флагман отечественного автомобилестроения – ПАО «АВТОВАЗ» –
улучшил свои позиции на рынке. Автогигант развивается, осваивает новые технологии, а автомобили Lada – по-прежнему главный автомобильный бренд страны. Так, в августе 2017 года АВТОВАЗ продал на 25,5% автомобилей больше, чем в августе прошлого года. По итогам прошлого года доля автомобилей Lada на рынке достигла 20%, растут продажи. Это говорит о том, что производство совершенствуется, отвечая на новые вызовы. Конкурировать сейчас на автомобильном рынке непросто, но АВТОВАЗ это делает. Успех продаж машин LADA, растущие экспортные поставки, создание новых современных моделей обеспечили улучшение финансовых показателей завода.
Уже в текущем 2018 году АВТОВАЗ планирует достичь точки безубыточности от основной деятельности и к 2020 году выйти на производство не менее чем 600 тыс. автомобилей. Далее, планомерно наращивая производство, компания планирует выпускать около 1 млн автомобилей в год, в том числе удерживать объемы продаж на экспорт в интервале 140-150 тыс. автомобилей и сборочных комплектов.
В соответствии с поручением президента в настоящее время Минпромторгом России разработан проект «Стратегии развития автомобильной промышленности России на период до 2025 года». После ее утверждения будут актуализированы программы развития как ПАО «АВТОВАЗ», так и подавляющего большинства предприятий автокомпонентной отрасли региона. Основными направлениями развития отрасли станут развитие экспортного потенциала, локализация производства автокомпонентов, внедрение новых технологий и НИОКР.
В производстве частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей происходит последовательное увеличение доли отгрузки автокомпонентов в общем объеме отгрузки автопрома Самарской области, которая по итогам 2017 года составила более 35%. Меняется и сама структура отрасли за счет роста доли локализованных иностранных предприятий и СП, численность которых в настоящее время составляет 20 предприятий, а количество традиционных поставщиков – 40. Резиденты ОЭЗ «Тольятти» и технопарка «Преображенка» уже начали существенно влиять на объемные показатели отрасли. Наблюдается уменьшение зависимости предприятий отрасли от ПАО «АВТОВАЗ» за счет новых потребителей продукции, как по внутренней кооперации (главным образом это локализованные иностранные компании, такие как Fourecia, Valeo, Hi-Lex и проч.), а также с предприяти-ями из других регионов – УАЗ, ГАЗ, Ford Sollers, SKODA, «Таката Рус» и проч.

Достояние региона
Вторым по объему производимой продукции и лидером по количеству инновационных технических решений в машиностроении региона является авиационно-космический кластер. В Самарской области он начал формироваться в 1941 году и в целом сложился к началу 60-х годов прошлого века. В его основе также лежит принцип концентрации структур, обеспечивающих значительную часть производственного цикла.
Достоянием Самарской области заслуженно является авиационно-космическая отрасль, флагманом которой служит АО «РКЦ «Прогресс» – ведущее российское предприятие и один из лидеров мировой космической отрасли по разработке, производству и эксплуатации ракетно-космической техники и информационных систем дистанционного зондирования земли, единственное в мире предприятие, обеспечивающее запуски ракет-носителей с четырех космодромов: Байконур, Плесецк, Гвианский космический центр (Южная Америка), с 2016 года и новый российский гражданский космодром Восточный. Предприятию принадлежит ключевая роль в масштабном международном проекте «Союз» в Гвианском космическом центре». Для запусков из Южной Америки специалисты РКЦ «Прогресс» специально разработали новую модификацию ракеты-носителя «Союз-СТ». Всего в рамках этого проекта с 2011 года обеспечено 18 запусков.
В 2017 году АО «РКЦ «ПРОГРЕСС» обеспечено 15 пусковых кампаний из Гвианского космического центра, с космодромов Байконур, Плесецк и с космодрома Восточный.
Одно из приоритетных направлений работы предприятия – создание космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. Сегодня на орбите работают три космических аппарата «Ресурс-П», а также малый космический аппарат «Аист-2Д». Данные, получаемые с этих спутников, используются различными российскими ведомствами, в том числе МЧС, Роскартографии, Минприроды и другими организациями. В перспективе –
запуск первого в нашей стране космического аппарата высокодетального радиолокационного наблюдения «Обзор-Р». Высокодетальный радиолокационный комплекс, которым оснащен космический аппарат «Обзор-Р», имеет характеристики в целом на уровне зарубежных аналогов, а в отдельных режимах превосходит их по размерам полосы съемки. Запуск космического аппарата «Обзор-Р» №1 запланирован на 2019 год.
ПАО «Кузнецов» служит не только монопольным поставщиком и производителем двигателей для ракет-носителей типа «Союз», но и производителем двигателей для самолетов стратегической авиации.
Надежность ракетных двигателей достигает 99,99%. Сегодня доля ПАО «Кузнецов» в сегменте ракетных двигателей на российском рынке превышает 70%, по пилотируемым пускам – 100%.
В последние годы ПАО «Кузнецов» активно инвестирует финансовые ресурсы в обновление производственных мощностей, капитальную реконструкцию и строительство новых корпусов, внедрение в технологический процесс современных технологий и оборудования.
ПАО «Кузнецов» будет реализовывать перспективные проекты развития двигателестроения, связанные с расширением продуктовой линейки по изделиям для авиации (двигатели для модернизированного ракетоносца ТУ-160МС) и гражданской промышленности (в частности, для нужд ОАО «РЖД» – силовые установки для газотурбовозов, ПАО «Газпром» – моторы для газоперекачивающих станций).
Также среди крупнейших предприятий Самарской области – АО «Тяжмаш», АО «Авиаагрегат», ОАО «ЕПК Самара», ООО «Завод приборных подшипников», АО «Евротехника», АО «Арконик СМЗ», АО «РОССКАТ», ЗАО ГК «Электрощит»-ТМ Самара». Сегодня они стабильно наращивают объемы производства и виды продукции, внося серьезный вклад в работу машиностроительного комплекса Самарской области, ее экономику.

Обсуждение закрыто.