Самарская гимназия №4 превращает особенность своей школы в конкурентное преимущество
Современное образование подвергается постоянным изменениям. Ответ на вопрос «зачем учиться?» сегодня становится важнее, чем вопрос «чему учиться?»
Елена УРАКСИНА, директор гимназии № 4 г. Самары,
Ольга ДОРОНИНА, заместитель директора
«Стратегическая неопределенность» – новый тренд в развитии личностных качеств, когда ключевым становится образование, строящееся вокруг игры, опыта, проекта, исследования, проживания. Так возможно сформировать человека критически мыслящего, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы, самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать ее и применять для решения новых задач. Это требует выстраивания современной системы образования с участием многочисленных заинтересованных сторон, создания партнерских отношений с сообществами родителей, социальными партнерами. Наша гимназия решает сложные задачи, опираясь на более чем 40-летний опыт углубленного изучения немецкого языка. Специфика этого гуманитарного предмета делает его системообразующим элементом образовательной среды гимназии, ориентирующим на развитие гимназистов как субъектов учебной деятельности. Изучение немецкого языка – удел не только детей с гуманитарным складом ума. Иностранный язык становится средством углубления знаний по предметам физико-математического и естественнонаучного циклов, позволяет ребятам развивать техническое мышление. Гимназия целенаправленно создает естественную языковую среду, привлекая разных учителей-предметников и новых международных партнеров.
Новые социальные партнеры меняют и формы сотрудничества. Так, сотрудничество с Техническим университетом города Клаусталь (Нижняя Саксония, ФРГ) дает начало к партнерству с гимназией им. Роберта Коха из того же города, благодаря чему станет возможным посещение нашими лучшими гимназистами международного семинара в Германии по одному из естественнонаучных направлений, обучение на мастер-классах и занятиях с преподавателями университета. Немецкий язык позволяет гимназии решать и профориентационную задачу: гимназисты и выпускники имеют возможность попробовать себя в разных профессиях, поскольку знание немецкого языка гарантирует им доступ к ведущим самарским и зарубежным школам, университетам и предприятиям. А это – по-настоящему эффективная система социальных лифтов, обеспечивающая профессиональный рост.
Показательно в этом плане сотрудничество гимназии с Институтом ракетно-космической техники Самарского университета. Уже два года Самарский НИУ им. академика С.П.Королева и Фрайбергская горная академия (Германия) работают по программе двойных дипломов по направлению «Металлургия». Студенты-бакалавры обоих вузов год обучаются в магистратуре Самарского университета и год –
по программе специалитета во Фрайбергской академии. По окончании обучения им выдаются дипломы обоих вузов. Условием отбора в программу служит высокий уровень владения немецким языком. Взаимный интерес понятен: сотрудничество с гимназией №4 дает Самарскому университету абитуриентов, демонстрирующих высокий уровень владения немецким языком, а гимназии – направление развития, позволяющее интегрировать изучение немецкого языка и предметы естественнонаучного цикла в процесс овладения профессиями, пользующимися спросом как в России, так и в Германии.
Более чем 20-летний опыт реализации международных проектов применим и в сотрудничестве с новым партнером – профессиональной школой им. Макса Айта (Штутгарт, ФРГ), которая готовит к профессиям, связанным с машиностроением и мехатроникой, поэтому партнерство с ней предполагает реализацию проектов в аналогичных областях, имеющих большое значение и для нашего региона.
За последние 20 лет гимназией реализовано 20 международных образовательных проектов в разных областях. Педагоги уверены: немецкий язык помогает гимназистам ответить на главный вопрос – «зачем учиться?» – и способствует их самореализации, становится средством, позволяющим осваивать новые сферы деятельности и быть успешными в них.