В детском саду поселка Прибрежный детям дают азы экологических знаний
МБДОУ «Детский сад №210» г.о. Самара находится в Красноглинском районе, в поселке Прибрежный, в живописном месте на берегу Волги. И потому вопрос экологического воспитания здесь поставлен
во главу угла. Многолетнее накопление теоретического и практического материала, апробирование его в работе с детьми позволило коллективу педагогов создать систему работы, направленную на формирование
у детей начал экологической культуры.
Елена ЕВСЕЕВА, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 210» г.о. Самара
В самом широком смысле наша задача – сформировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, то есть человека, способного сознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в гармонии с ней.
Экологическое воспитание вырабатывает у дошкольников ответственность за сохранение природы, воспитывает способность видеть красоту, дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете, предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе, а кроме того, направляет детскую активность в положительное русло, расширяет кругозор ребят.
При построении системы экологической работы мы используем разные формы и методы работы, один из них – метод проектов. Педагоги сада разработали ряд эко-проектов: «Чистый мир», «Наша планета», «Секреты воды», «Сохраним елочку», «Наши маленькие соседи». В утренние часы традиционным стало проведение экологических минуток. Детям нравятся тематические экскурсии на природе – они позволяют в естественной обстановке получать информацию о природных объектах и явлениях.
Вместе с родителями педагоги проводят природоохранные акции «Каждому скворцу по дворцу», «Поможем зимующим птицам», «Подари цветок детскому саду». Интересна и работа в цветнике и на огороде: дети наблюдают за растениями, поливают растения, рыхлят почву, собирают семена. Зимой и весной ребята с педагогами выращивают «огороды на окне».
Праздники и развлечения экологического содержания – не менее эффективная форма работы, так как совмещает в себе множество видов детской деятельности и имеет наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребенка. И эта работа уже сейчас дает результаты. Дети стали внимательнее относиться к природе. Они научились самостоятельно наблюдать и ухаживать за растениями, проявляют любознательность. В их играх, рисунках присутствует природное содержание.
Светлана Гончарова,
заведующий МБДОУ «Детский сад № 210» г.о. Самара:
— Экологическое воспитание – это не просто любовь к природе, это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Сегодня, как никогда раньше, остро стоит вопрос сохранения природы, и с детьми, безусловно, нужно говорить об этом, причем с самого раннего возраста. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети очень эмоциональны, отзывчивы, сострадательны и воспринимают природу как живой организм. Наши педагоги понимают это и работают с детьми в высшей степени профессионально, тем более что наш детский сад находится в лесной зоне на берегу Волги, и дети растут в непосредственной близости к природе. В нашем методическом кабинете имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. В группах созданы уголки природы, которые знакомят детей с комнатными растениями, условиями, необходимыми для их роста и развития. Вместе с педагогами ребята во время экскурсий в лес и в парк изучают природу, учатся ее беречь: не ломать веточки, не рвать цветы, не бросать мусор. А это залог того, что и в будущем они будут бережно относиться к окружающей среде, станут людьми с высокой экологической культурой.