Воскресенье, 24.09.2023

Гармоничное развитие

13 ноября 2018

В безенчукской школе-саду детей учат разговаривать и читать

Два года назад «Гармония» сделала приоритетным направлением в своей воспитательной деятельности развитие речи у дошкольников и читательского интереса у учеников начальной школы. Результаты этой работы радуют и самих педагогов, и родителей.

Евгения БУСЛАЕВА, Полина ВИШНЕВСКАЯ (фото)

До начала проблем

В прошлом году о необходимости повышения статуса чтения и читательской активности заговорили на высшем уровне власти. Ведь чтение во многом способствует формированию у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров. Правительством РФ была утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в России. Но к тому времени педагоги и воспитатели «Гармонии», куда детей приводят с годовалого возраста, а выпускаются они уже после четвертого класса, целый год целенаправленно работали в этом направлении. Детей здесь приучают читать именно бумажные книги, а не электронные. «Только бумажная книга способна передавать теплоту, почувствовав которую, ты осознаешь написанное, пропускаешь его через себя, – уверена директор школы «Гармония» Вера Шишкина. – От этого и пробуждается интерес к прочтению книги до конца, к осмыслению написанного в ней».

Но прежде чем дети возьмутся за книжку, воспитателям в яслях и младших группах приходится учить малышей разговаривать. Причем делать это сразу правильно, чтобы не пришлось в старших группах подключаться к решению проблем с речью логопеду. Ведь если родители приводят ребенка в детский сад в трехлетнем возрасте, уже практически у каждого наблюдаются дефекты речевого развития, и нередко серьезные. Логопед поправляет эти дефекты, и в первый класс все дети идут уже без проблем с речью. Среди тех, кто пришел в «Гармонию» сразу в начальную школу, есть несколько детей с установленным диагнозом тяжелого нарушения речи. С каждым из них работают по индивидуальной программе развития.

Становятся победителями

Одним из стимулов для полноценного общения, для преодоления психологического комплекса, страха сказать что-то неправильно в «Гармонии» считают участие детей с ограниченными возможностями здоровья наравне со своими сверстниками в различных конкурсных мероприятиях. Поэтому в детском саду и начальной школе постоянно проводятся конкурсы стихов, чтецов, художественного слова, драматизации сказок и многие другие. Часто дети участвуют в областных, всероссийских и международных мероприятиях. Дошкольники выезжают на фестивали, конференции и викторины в Чапаевск и Самару, ученики 1-4 классов покоряют жюри в Санкт-Петербурге, Казани, Сочи. И на каждом из конкурсов воспитанники и ученики «Гармонии», включая ребят с ОВЗ, становятся победителями и призерами. В числе недавних достижений – награды международных творческих конкурсов «Чудесная страна» и «Осенняя сказка», международного математического конкурса «Дважды два» и всероссийской викторины «Сказки на все времена». Вклад педагогического коллектива в эти победы огромен. Благодаря творческим и инициативным педагогам и их руководителям – директору школы Вере Шишкиной и старшему воспитателю Валентине Дробышевой – выпущены сборники методических пособий по воспитанию читательского интереса у дошкольников. Под руководством педагога Т.В.Кузнецовой «Гармония» стала лауреатом 1 степени международного фестиваля «Достижение» и международного конкурса «Великая моя страна».

Вера Шишкина,
директор школы «Гармония», Безенчук:

— Малоговорящие дети – серьезная проблема современности. Сегодняшние родители с пеленок дают ребенку планшет и телефон, мотивируя это собственной занятостью. И недостаток живого общения приводит к тому, что к нам в ясли и даже в младшую группу приводят малышей, у которых практически отсутствуют навыки разговорной речи. Поэтому наш коллектив поставил перед собой задачи: в детском саду делать упор на развитие речи воспитанников, а в начальной школе прививать детям читательский интерес.

Обсуждение закрыто.