Вы поедете на бал

13 ноября 2018

Школа Лидии Лукояновой претендует на статус самой танцующей в Самаре

У школы №16 много регалий: лучшая инновационная школа России, многократный лауреат конкурса «100 лучших школ России», участник проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»… Планируется работа по развитию бального движения в статусе городской проектной площадки.

Светлана ИШИНА

Что такое бал? Первое, что приходит на ум – канделябры в стиле барокко, зеркала в позолоченных рамах и пары, исполняющие мазурку или полонез… А при чем тут средняя школа? Интересны ли современным детям старинные танцы, светский этикет?

«Интересны, и еще как! – говорит директор Лидия Лукоянова. – Мы давно вышли за рамки школы: на наши балы приезжают из других учреждений». Казалось бы, это так далеко от учебного и воспитательного процесса! Но это только на первый взгляд.

Балы в России были разные и разделялись по сословным, профессиональным и прочим категориям. Поскольку главной составляющей бала был танец, с XVIII века во всех учебных заведениях он был обязательным предметом. Для сегодняшних школьников и учителей (в этом Лидия Геннадьевна убеждена) бал – это еще и светские беседы, чтение стихов, игры того времени, музицирование. Это всегда театрализованное действо.

Для чего это нужно? На этот вопрос каждый отвечает сам. Насильно никого танцевать не заставляют, а вот желающих посетить бал с каждым годом все больше. В этом году их так много, что 23 декабря пройдет не один, а сразу шесть. То, что рождается в стенах школы, потом реализуется не только на уровне муниципалитета – на уровне страны. То же было и с бальным движением. Сейчас оно идет по России семимильными шагами, но 10 лет назад о нем никто не слышал. Именно тогда в 16-й школе родилась эта идея: готовились к Новому году, и ребята предложили учителю МХК Марине Рудиной провести бал. Это было великолепное действо, где танцевали 20 пар. Сейчас их значительно больше. Если прийти в школу во время перемены – ахнешь: танцуют все, с 5 по 11 классы.
С 1 октября каждый день в перерывах между уроками звучит музыка, и в коридорах кружатся пары. Наставниками выступают 11-классники. Мало того – бальные танцы разучивают и учителя, и родители. Директор вспомнила, как однажды после бала была запланирована обычная дискотека, и старшеклассники попросили отменить ее, чтобы продолжать бальные танцы.

В 2015 году ученики побывали в Петербурге на международном проекте «Вера. Надежда. Любовь» – были приглашены во дворец великого князя Владимира Александровича рядом с Зимним дворцом на набережной Невы. Потом отправились на автобусную экскурсию по городу и на каждой остановке, выходя из автобуса, читали стихи, чем сразили экскурсовода: «Какие талантливые дети! Из какого вы города?»

Так что бал – нечто большее, то, что раскрывает в человеке его потенциал и побуждает к творчеству.

Лидия Лукоянова, директор школы №16:

— Мы изучаем разные танцы, и старинные, и ХХ века. Провели ретро-бал 1950-60-х годов. Девять лет назад познакомились с президентом фонда «Вера. Надежда. Любовь» Владимиром Смирновым и благодаря ему попали на губернский бал в отель «Ренессанс». Затем нас пригласили на бал в музей Алабина – и мы впервые презентовали сборник стихов наших учеников, учителей и родителей. Это была первая ласточка, сейчас таких сборников уже десяток. Мне хочется, чтобы через прикосновение к прекрасному дети стали глубже изучать литературу, музыку, искусство танца, а через них – историю страны, особенности национальных культур. Своей жизненной целью я всегда считала создание «школы радости», где детям было бы интересно познавать мир, развиваться, творить. Как писал великий Борис Пастернак: «Цель творчества – самоотдача…» Когда видишь самоотдачу детей, сердце радуется, и это вселяет уверенность в том, что мы на правильном пути.

Обсуждение закрыто.