Новое слово в педагогике

18 декабря 2018

Школа №139 занимает особое место в образовательном пространстве Самарской губернии

Педагогическое мастерство, инновационный поиск, открытость, установка на развитие – системные характеристики самарской школы №139, которые позволяют ей быть впереди в решении сложных педагогических задач. Именно здесь с 2008-го успешно реализуется модель инклюзивного образования. В этом году исполняется 30 лет школе, и столько же ее возглавляет Ирина Раткевич, отличник просвещения РФ, член-корреспондент международной Ассоциации общественных наук. В основе всего, чем живет сегодня школа, – серьезный результат команды единомышленников.

Людмила КРУГЛОВА, Юлиана СЕРГЕЕНКО (фото)

Точки роста

Три десятилетия назад вновь построенная школа в Солнечном микрорайоне сразу же ярко заявила о себе, став культурно-образовательным центром в новом социуме. В немалой степени тому способствовал выбор эстетического направления, причем обучение детей музыке, хореографии проводилось на бюджетной основе. Учебные планы позволяли привлекать к работе с детьми именитых преподавателей вузов, таких, как Петр Кабытов, Тамара Ведерникова, Михаил Леонов. Пожалуй, в этом – истоки особой душевной организации школы, проникнутой высокими культурными контекстами. Идеи социального альтруизма воплотились в реализации движения общественно активных школ. Все, чем сейчас заняты координационные советы микрорайонов, организовывала 139-я школа: праздники двора, акции «Письмо ветерану», «Посади сад», «Посылка солдату» и другие. Именно сотрудничество с социумом легло в основу интеграции детей с ОВЗ в образовательный процесс. Однажды Ирине Викторовне позвонили из Ассоциации инвалидов-колясочников «Десница»: «Как вы считаете, могут ли дети-инвалиды обучаться в обычных школах?» Эта инициатива стала точкой отсчета для внедрения новаторской модели. По счастливому совпадению, 10 лет назад принципы, положенные в основу инклюзивной педагогики, нашли отражение в образовательных стандартах. Сегодня школа №139 – это бренд, ассоциирующийся с уникальным образовательным компонентом и прочными позициями в национальном реестре ведущих образовательных организаций России. По итогам IV Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа», проходившего в Москве, третье место было присуждено самарской школе №139.

Эффект команды

Начав работу директором школы, Ирина Раткевич, по сути, сама ее достраивала, формировала коллектив, «искала те искорки, из которых возгорится костер педагогических находок». Вместе пройдены трудные 1990-е годы, когда общественные изменения остро ставили вопросы «что делать?» и «куда двигаться дальше?»  Это сейчас они вспоминают с юмором, как в то время на подготовку школы к учебному году было выделено 2000 рублей. А тогда ничего не оставалось, кроме как держать марку: школу подготовили!

Ирина Викторовна подчеркивает, что главное достояние – коллектив, где каждый педагог – мастер своего дела, а вместе – сильная команда с огромным профессиональным потенциалом. Больше половины учителей имеют стаж свыше 25 лет, это мощный, преданный школе костяк, пять педагогов – выпускники 139-й школы. Вместе с тем в школу пришли 20 молодых специалистов, которые учатся опыту у таких педагогов, как Любовь Брыкина, Наталья Курганникова, Светлана Князькина, Наталья Белова. Школа сохраняет завидную преемственность: учителя и выпускники приводят сюда своих детей, а теперь уже и внуков. Официальный праздник в честь 30-летия школы (14 декабря) как раз строится на основе учительских, ученических, родительских династий, даже хор династий будет. Это команда, на которую всегда может опереться руководитель, а та, в свою очередь, подпитывается уверенностью и принципиальностью директора.

Преодолевая барьеры

За 10 лет коллектив под руководством Ирины Раткевич провел колоссальную работу по созданию комфортной среды для качественной социализации детей с ОВЗ. Пандусы, электрический подъемник, оборудование для санузлов, микроавтобусы – все есть. В этом году выделено 2 млн рублей на приобретение нового транспорта для ребят. По словам директора, сейчас актуально строительство лифта. Прежде всего, это связано с увеличением количества детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Время, которое затрачивается на подъемнике в расчете на одного ребенка, – 12 минут, а их в школе 17 человек. Необходимость лифта очевидна, благо, в лоббировании этого вопроса школа получила поддержку от заместителя председателя Самарской губернской думы Александра Степанова, депутатов городской думы Алексея Дегтева и Вячеслава Звягинцева. «Люди прониклись нашей проблемой, мы надеемся на положительный результат, – говорит директор. – Если получится, это будет наша благодарность на всю жизнь. Ведь для детей это новое качество жизни».

Ирина Викторовна отмечает, что идеи инклюзивного образования разделяет бизнес. Так, школа №139 вошла в совместный проект компании «Икея» и московской ассоциации инвалидов-колясочников «Перспектива», благодаря чему появилось специальное оборудование для развития детей. Недавно на базе школы прошел двухдневный семинар, на котором ресурсный центр из Ижевска представил свою разработку – профориентационную игру для детей с ОВЗ, детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Несколько комплектов было подарено школе. Кстати, многие выпускники с ОВЗ продолжают обучение в престижных самарских вузах. Жаль, что далеко не везде есть безбарьерная среда.

Мы вместе

Как объясняет Ирина Викторовна, доступная среда – самая материально затратная часть инклюзии, но есть вещи не менее трудные и чрезвычайно важные для интеграции детей-инвалидов в школьную среду.  «Ведь надо сердцем принять идею обучения ребенка, иногда с очень серьезной патологией, в классе наполняемостью 25-30 человек, – объясняет она. – Надо подготовить детей и родителей к тому, что в их классе будет учиться особенный ребенок и ему нужна поддержка. К чести сказать, у нас никогда не было проблем с неприятием. Наверное, мы сумели заложить традиции добра, сформировать микроклимат, способствующий благоприятному включению в школьную среду».

Незаурядный ресурс школы – использование театральных технологий в образовательном процессе, в том числе и в работе с «особенными» учениками. В этом году исполняется 25 лет детскому театру «Наш дом» под руководством Ларисы Малаховой, более 10 лет существует учительский народный коллектив «Цветы запоздалые», а три года тому назад создан инклюзивный протеатр «Мы вместе». «Происходит потрясающее взаимопроникновение, когда дети играют вместе с особенными сверстниками, если нужно, подстраховывают их на сцене. Причем Лариса Олеговна, работая над спектаклем «Балаганчик» по Александру Блоку, сделала небольшие мизансцены для детей-инвалидов, только для того, чтобы они вышли на сцену», – комментирует Ирина Викторовна. – Надо видеть, какое удовольствие все получают от действа, в самом деле уходит социальный барьер».

В ближайшее время на базе школы во второй раз пройдет городской фестиваль инклюзивного творчества. В год юбилея также планируется конференция для руководителей и педагогов образовательных организаций. Обладая ценнейшим опытом, педагогический коллектив готов поделиться своими наработками. Социальные эффекты от внедрения модели инклюзивного образования превосходят все ожидания.

Ирина Раткевич, директор школы №139, член совета по инклюзивному образованию при Самарской городской думе, победитель областной общественной акции «Благородство»:  

— У меня есть несколько постулатов, которые знают все мои коллеги. Я не устаю повторять: зачем нужна школа, если ребенок, живущий в шаговой доступности, не может в ней учиться из-за отсутствия безбарьерной среды? Второй принцип: не дети для школы, а школа для детей, на этом построен весь образовательный процесс в нашей школе. И еще: сначала экзамен сдает школа, потом учитель и только потом ученик. С этих позиций все эти годы мы рассматриваем свои успехи и недочеты.

Обсуждение закрыто.