Особый путь

10 января 2019

Старобуянская школа-интернат работает в статусе ресурсно-методического центра

С 2018 года школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья села Старый Буян готовится реализовать свою деятельность в статусе образовательного центра и региональной ресурсной площадки по обучению детей с ОВЗ. Приоритетное право – быть ресурсно-методическим центром Самарской области – школа получила с учетом накопленного опыта в области реализации эффективных практик по обучению,  развитию и социально-трудовой адаптации воспитанников. За годы работы под руководством директора Ольги Галкиной  коллектив школы-интерната добился значительных результатов, став хэдлайнером инновационных процессов инклюзивного образования Самарской губернии.

Людмила КРУГЛОВА

Золотой сертификат

Уходящий год для школы был щедр на радостные события. По итогам III Всероссийского конкурса в Санкт-Петербурге школа-интернат получила медаль и диплом в номинации «Лучшая образовательная организация, реализующая адаптированные образовательные программы». Директору школы Ольге Галкиной вручен нагрудный знак «Эффективный руководитель-2018». Очередная победа завоевана на региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России-2018» в номинации «Лучший ресурсный центр по инклюзивному образованию».  На федеральном электронном реестре «Доска почета России» школа получила золотой сертификат. За всеми этими достижениями – долгий и трудный путь, с непрестанными поисками оптимальной модели развития детей, в котором любой, самый маленький шаг вперед ребенка с ОВЗ воспринимается коллективом как момент счастья. Каждый день педагогическому коллективу приходится бороться за своих детей – прежде всего за то, чтобы они стали полноценными членами общества. И то, что эти ребята, успешно получив образование, включаются в жизнь общества и в будущем живут не на пособие, а приносят доход государству в виде уплаченных налогов – это высший пилотаж педагогической команды и ее руководителя Ольги Галкиной.

Главное, что удалось за эти 15 лет старобуянской школе, – переломить отношение социума к развитию детей с особенностями здоровья.

«Наше общество будто выздоравливает после десятилетий молчания и осознанного игнорирования живущих рядом людей, которым нужна наша помощь, – комментирует Ольга Владимировна. – Наших детей отличает ряд особенностей, главная из ко­торых заключается в том, что результатов их обучения и воспитания педагоги ждут достаточно долго. Для того чтобы получить, «почувствовать» результат, педагогам приходится комбинировать в своей работе различные методы и приемы – как традицион­ные, так и нетрадиционные. Все это приводит к тому, что развитие у детей начинает идти своим «особым» путем».

Уникальный  опыт

Согласно данным социального паспорта учреждения, 47% обучающихся – дети-инвалиды, 91% – дети из малообеспеченных семей; 61% – из неполных семей,  12% – дети из приемных семей и опекаемые. В общей сложности в школе-интернате обучается и проживает 141 ученик, это 12 классов, из них две группы дошкольников. За эти годы создана многоаспектная система работы, включающая научно-методическое и организационное  обеспечение образовательного процесса, систему повышения квалификации педагогов и специалистов, разработаны и апробированы психолого-педагогические технологии обучения, воспитания и коррекции детей с ОВЗ. На протяжении 15 лет в школе реализуется модель коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с задержкой психического развития. Методика стала прорывной для коррекционной педагогики, обеспечив увеличение количества детей, успешно интегрированных в общеобразовательные школы. В рамках пилотной площадки Федерального института развития образования на базе школы-интерната реализуется технология «Развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ средствами театрализованной деятельности». Своевременная квалифицированная помощь  также обеспечивает дошкольникам возможность начала школьного обучения в нормативные сроки. Опыт педагогов и воспитателей старобуянской школы-интерната высоко оценен учителями общеобразовательных школ. Коллеги отмечают: сильная сторона коррекционной школы – концентрация на индивидуальности каждого ребенка.

За последние десять лет в школе-интернате накоплен богатый научно-методический опыт по обеспечению качества образования детей с ОВЗ. Материалы педагогов  опубликованы в практическом пособии по овладению мыслительными операциями у младших школьников с нарушением интеллекта.

С 2014 года получила распространение авторская программа воспитательной работы «ЗОНТ» (здоровье, общение, нравственность, труд) детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС. Эффективность этой работы подтверждается многочисленными наградами воспитанников, участвующих в соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах среди детей с ОВЗ.

В новом формате

По словам Ольги Галкиной, функции ресурно-методического центра позволяют расширить единое инновационно-поисковое пространство в области инклюзивного образования Самарской области, обеспечить научно-методическое  взаимодействие между инклюзивными образовательными организациями, тьюторское сопровождение формирования профессиональных компетентностей педагогов, создать систему  методического обеспечения инклюзивного образования детей с ОВЗ на территории Самарской области.

В этих целях в школе создан организационно-методический центр (ОМЦ), который осуществляет многоплановую учебно-методическую и научно-исследовательскую деятельность, направленную на психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ. В настоящее время совместно с учеными самарских вузов идет отработка направления, связанного с реализацией федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. в части модернизации содержания образования особых детей в рамках ФГОС. В учреждении организована научно-методическая работа под руководством представителей научной школы: Поволжского государственного социально-гуманитарного педагогического университета и ГОУ Самарского института повышения квалификации работников образования. Кандидат педагогических наук Ольга Владимировна Галкина систематически проводит научное консультирование, дает мастер-класс и руководит разработками учителей-практиков. Школа регулярно представляет опыт своей деятельности на конференциях регионального и международного уровня, семинарах, готовит публикации для научных и профессиональных изданий, является участником и победителем многочисленных проектов и конкурсов в системе специального образования.

Безусловно, самый  значимый показатель эффективности – успешная социализация детей с ОВЗ. Выпускники с нарушением интеллекта социально и профессионально востребованы на современном рынке труда рабочих профессий и могут профессионально реализоваться при наличии адекватных условий для обучения и социализации, отмечает Ольга Галкина. По мнению директора, для успешной социализации детей нужна консолидация межведомственного вза-имодействия различных структур и создание ресурсной сети организаций, взаимодействующих со школой. «Успех инклюзивного образования основывается на способности общества осмысленно и рационально вовлекать и способствовать взаимодействию всех его членов, включая семьи с детьми-инвалидами. Участие неотъемлемо связано с основными ценностями, принципами, местными условиями и культурной средой, и поэтому необходима совместная творческая разработка методики с учетом местных особенностей муниципального района».

Ольга Галкина, директор школы-интерната с. Старый Буян, почетный работник общего образования РФ: 

Добиться серьезных результатов удалось благодаря слаженности действий коллектива – настоящей команды единомышленников, преданных делу. Реализовать особые приемы в образовании особых детей нам помогают отзывчивые, неравнодушные люди, наши социальные партнеры. Именно они вселяют веру и надежду в то, что в наше нелегкое время существуют люди, которые благородно делают конкретные шаги и прилагают усилия в помощи и поддержке детям с ограниченными возможностями здоровья.

Обсуждение закрыто.