В Ресурсном центре реализуется программа поддержки регионального инклюзивного образования
Для детей с нарушенным слухом, воспринимающих окружающую действительность иначе, нежели их обычные сверстники, школа-интернат №117 им.Т.С.Зыковой г.о. Самара стала едва ли не самым важным местом в жизни. Здесь дают детям возможность научиться воспринимать звуки окружающего мира, несмотря на их серьезные проблемы со слухом. С июля 2018 года распоряжением министерства образования и науки Самарской области на базе ГБОУ школы-интерната №117 открыт региональный Ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования детей с нарушенным слухом и слепоглухих. Самарская школа-интернат служит базой для единственной в России Ассоциации сурдопедагогов.
Людмила КРУГЛОВА
Сильная база
Специализированная школа-интернат для слабослышащих и глухих детей основана приказом Куйбышевского ГорОНО в 1951 году. Большой путь развития и наработанный опыт стали основой для открытия в 2008-м консультативного пункта по оказанию помощи детям с нарушенным слухом. В настоящее время Ресурсный центр работает в статусе региональной площадки, реализующей психолого-педагогическое сопровождение детей со слуховыми проблемами всех возрастов, в том числе перенесших кохлеарную имплантацию, а также оказывает методическую помощь их родителям, педагогам общеобразовательных учреждений с инклюзивным компонентом. Безусловно, высокий уровень подготовки детей достигается за счет профессионализма педагогического коллектива школы под руководством Ирины Анатольевны Барановой. Директору удалось создать команду единомышленников, способную решать самые сложные задачи инклюзивного образования. Сегодня штат учреждения укомплектован сурдопедагогами и педагогами-психологами, 32 педагога имеют дефектологическое образование, 17 специалистов – высшую квалификационную категорию, четверо – звание «Почетный работник общего образования», пять человек награждены знаком «Отличник народного просвещения». В школе учатся дети разных категорий: глухие, слабослышащие, перенесшие кохлеарную имплантацию, дети, имеющие сочетанные нарушения. Наряду с учащимися школы-интерната, сюда на специальные занятия приходят дети из общеобразовательных школ, оказывается помощь слепоглухим.
«Дети с нарушенным слухом нуждаются в непрерывном психолого-педагогическом сопровождении, которое массовые школы предоставить не могут, – констатирует научный руководитель Ресурсного центра, заместитель директора по методической работе школы №117, старший преподаватель кафедры спецпедагогики и спецпсихологии СГСПУ Ирина Типикина. – Задача ресурсного центра – объединить усилия специалистов, родителей, учителей для того, чтобы сделать работу по реабилитации детей с нарушенным слухом максимально эффективной».

Единое образовательное пространство
В структуру Ресурсного центра входят служба ранней помощи, группа кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, консультационный пункт по кохлеарной имплантации, сопровождение слепоглухих, сопровождение инклюзивных школ, помощь выпускникам в период обучения в профильных учебных заведениях и до трудоустройства. Таким образом, созданная в школе-интернате система обеспечивает непрерывность сопровождения детей с нарушенным слухом. С раннего возраста специалисты РРЦ составляют программы работы для родителей, обучают правильному взаимодействию с малышами, созданию условий для их развития. Без системной работы родителей невозможно достичь хороших результатов.
Основной акцент в реабилитации делается на начальную школу. Именно за этот период необходимо преодолеть отставание в развитии ребенка. Как правило, дети с проблемами слуха учатся не четыре, а пять или даже семь лет. Обычному человеку невозможно представить, как преодолеваются барьеры в развитии и какую колоссальную работу ведут сотрудники центра. Каждый шаг на следующую ступень – это их личная победа, педагога и ребенка. Он будет переходить из класса в класс, но индивидуальные занятия с сурдопедагогом ему будут необходимы на протяжении всего обучения. Новый предмет – это знакомство с новым словарным запасом, новым пониманием сути вещей, новым миром, приобретение возможности воспринимать материал с помощью слуха, умение его произносить. Специалисты центра в прямом смысле творят чудеса, и многие ребята после успешной реабилитации уходят в общеобразовательные школы. Но и здесь без поддержки сурдопедагога им не обойтись.
«Мы готовы сотрудничать со школами, проводить семинары, мастер-классы для педагогов и родителей», – говорит Ирина Типикина. – Для этого у нас есть серьезные методические наработки. Но, к сожалению, мы не находим отклика ни у директоров, ни у педагогов именно тех школ, где учатся дети с нарушенным слухом. Парадокс в том, что зачастую ребята сами приходят к нам в Ресурсный центр за помощью, не находя ее в массовой школе».

Основа качества образования
Проведение кохлеарной имплантации за последние 10 лет открыло новые перспективы неслышащим детям, но сама по себе операция – лишь первый шаг в процессе адаптации ребенка к миру звуков. Многие родители считают, что после такой операции ребенок способен учиться в обычной школе. Но, к сожалению, это не так: таким детям необходима длительная реабилитация по формированию слуховых дифференцировок, требуется серьезная коррекционная работа специалистов. «К нам приходят дети, которым провели имплантацию не в раннем возрасте, а в 7 или даже 10 лет, когда процесс реабилитации проходит гораздо сложнее. Поэтому специалисты центра разработали методики работы с учетом разноуровневого развития детей. На практике авторские методики подтвердили свою эффективность», – комментирует Ирина Алексеевна.
Так, в работе успешно используются программа по речевому развитию, методическое пособие по обследованию школьника после кохлеарной имплантации, материалы для проведения контрольных занятий с детьми после кохлеарной имплантации (автор Галина Красноперова), программа для родителей (автор Екатерина Шубина), программы психологической коррекции и подготовки ребенка к школе после кохлеарной операции (автор Наталья Гоголь), программа элективного курса «Литературное краеведение» Любови Платоновой, программа дополнительного образования детей с ОВЗ (автор Екатерина Беляева).

Надо отметить, что директор школы-интерната Ирина Баранова мотивирует сотрудников к постоянному развитию и повышению своей квалификации. Педагоги проходят обучение в Москве и Санкт-Петербурге. При поддержке Благотворительного фонда «Со-действие» (Москва) руководитель Ресурсного центра Полина Ульянова после учебы в Москве стажируется в Америке. В этом году, 21 ноября, в Москве прошла конференция по сурдопедагогике, где Самарская школа-интернат №117 представила опыт работы регионального ресурсного центра. С докладом о его деятельности выступила Ирина Типикина.
На протяжении всех лет сотрудники РЦ осуществляют мониторинговые исследования, создают банк данных о детях со слуховыми проблемами. Одним из показателей успешной деятельности является увеличение притока детей, в том числе из общеобразовательных школ. Причем специалисты, при все увеличивающейся нагрузке, выполняют свою работу на благотворительных началах. Дополнительного финансирования у регионального ресурсного центра тоже нет. Директор школы-интерната №117 Ирина Баранова изыскивает возможности для того, чтобы обеспечить центр необходимыми техническими девайсами, чтобы оказать помощь всем детям, которые идут в центр, понимая, что возможности сотрудников тоже не безграничны. Необходимы новые резервы для работы, направленные на возвращение в общество его активных участников.

Ирина Типикина, заместитель директора по методической работе:
— Инклюзия – это огромный шаг вперед в развитии нашего общества. Вполне понятно, что педагоги в обычных школах не справляются с задачей сопровождения детей с ОВЗ, это отдельная профессия. Ресурсные центры призваны участвовать в поддержке таких школ, и мы готовы к сотрудничеству, у нас есть хорошая методическая база, сильные кадры, мы – общественно открытая школа. У нас есть идея – помогать детям со всей области, хотя бы на уровне сессионных занятий, в каникулы, благо, возможности интерната позволяют обеспечить детям размещение. Но для нас, специалистов, существует ряд задач (и, кстати, барьеров), которые необходимо решать.