Самарское образование не отстает от современных тенденций
7 мая уходящего года президент России Владимир Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации
на период до 2024 года». Немалое место в этом стратегическом документе отводится и вопросам развития образования: его доступности, обеспечению квалифицированными кадрами, развитию детской одаренности и другим актуальным целям и задачам. Соответствует ли система образования Самарской области современным тенденциям?
Ирина СМИРНОВА. Фото «Волжская коммуна».
Развитие дошкольников
В Самарской области ежегодно растет число детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Сейчас их уже более 161,6 тысячи. Очень важная задача на сегодня – до конца 2021 года ликвидировать очередность в детские сады для малышей в возрасте до 3 лет. В связи с этим в нашей губернии за 2018-2019 годы должно быть создано более пяти тысяч новых мест, в том числе 2440 – в ясельных группах.
Большая цель системы дошкольного образования – раннее развитие ребенка. Обусловлено это тем, что формирование яркой и самобытной личности должно происходить уже с дошкольного возраста. Лучше всего эта личность раскрывается, когда детские сады адаптируются под нужды и интересы детей и их родителей, а не наоборот. И родители все чаще выбирают для своих детей те дошкольные учреждения, которые идут в ногу со временем и готовы предоставить ребятам широкие возможности разностороннего развития с упором на техническое мышление. Сегодня воспитанники уже 45% дошкольных образовательных учреждений губернии участвуют в исследовательской деятельности и конкурсах технического творчества.
Повышение числа воспитанников, занимающихся техническим творчеством и исследовательской деятельностью, – одна из ключевых задач, которые ставятся перед дошкольным образованием в Самарской области. Кроме того, планируется совершенствование системы стимулирования педагогических работников детских садов. Также в течение трех ближайших лет предполагается создание сети центров, оказывающих поддержку родителям, дети которых не посещают детский сад.
Современная школа
В национальном проекте «Образование» одно из ведущих мест занимает федеральный проект «Цифровая школа», что говорит о необходимости все большего применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий. В Самарской области ведется активная работа по информатизации сферы образования. В частности, внедрены и постоянно совершенствуются сервисы по ведению электронных дневников и журналов, система учета учебных достижений, начался поэтапный отказ школ от фиксации текущей успеваемости и посещаемости в бумажных журналах. На начало учебного года доступ к сети Интернет на скорости не менее 20 Мбит/с был предоставлен 682 школам. Предполагается, что уже к 2020 году таким интернетом будет обеспечено 100% школ региона.
В текущем учебном году в Самарской области совместно с компанией «Яндекс» началась реализация образовательного проекта «Яндекс.Лицей», в рамках которого школьники 8-9 классов в течение двух лет смогут получить самые современные практические навыки в области программирования.
Ни для кого не секрет, что современная школа должна также иметь комфортные условия для обучения детей и предоставлять широкий спектр возможностей для их развития. В том числе посредством качественной организации внеурочной деятельности. Одним из барьеров этому является вторая смена в школах. Для решения этой проблемы за последние два года построено и реконструировано пять школьных зданий, капитально отремонтировано 22. Вложения составили более 3,5 млрд рублей. Благодаря этому в школах Самарской области появилось более четырех тысяч новых мест. Однако, несмотря на это, продолжающийся ежегодный рост числа школьников на 8-10 тысяч не позволит в ближайшие лет пять рассчитывать на полную ликвидацию второй смены.
Дополнительное образование
80% детей в возрасте от 5 до 18 лет должны быть обеспечены к 2024 году дополнительным образованием. Таков еще один из приоритетов национального проекта «Образование». В Самарской губернии этот показатель составляет 78,5%. Но, как отмечалось выше, количество школьников ежегодно растет. Следовательно, областной системе допобразования потребуются дополнительные усилия для достижения поставленной цели. Кроме того, до 25% должна возрасти доля детей, занимающихся техническим творчеством и исследовательской деятельностью, составляющая сегодня около 15%. Этому будет способствовать развитие сети детских технопарков, таких как, например, «Кванториум — 63 регион», площадки которого уже начали свою деятельность в Самаре и Тольятти.
Актуальной остается и задача создания эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. В 2016 году задача поиска и дальнейшего сопровождения талантливых детей отчасти была решена благодаря созданию регионального центра для одаренных детей. Планируется, что он будет работать по модели федерального образовательного центра «Сириус», проводя профильные смены для детей со всей области, проявляющих свой талант не только в интеллектуальной сфере, но и в искусстве, спорте. Для занятий с ними собираются привлекать ведущих ученых, спортсменов, деятелей культуры, причем не только из нашей губернии.
Профессиональная подготовка
Обеспечение регионального рынка труда современными кадрами во многом зависит от качества функционирования и развития системы среднего профессионального образования. Сегодня областные учреждения СПО приводят свои образовательные программы в соответствие с требованиями работодателей, разрабатывают короткие программы под конкретный заказ предприятий. В июне этого года студенты четырех профессиональных образовательных организаций проверили уровень своей подготовки в независимом центре оценки квалификаций, что стало значительным плюсом этим ребятам при трудоустройстве. В следующем году к этому процессу будут подключены еще несколько колледжей и техникумов.
Самарские студенты учреждений СПО показывают хорошие результаты на конкурсах движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). По степени вовлеченности в это движение Самарская область занимает четвертое место в России.
Одной из задач, поставленных президентом России, является обеспечение подготовки по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям в соответствии с лучшими мировыми стандартами. Сегодня в Самарской области уже 39 колледжей и техникумов ведут подготовку по 32 профессиям из этого ТОП-50. К 2020 году таких учреждений СПО будет не менее 50.
Наряду с системой среднего профессионального образования, важнейшим ресурсом социально-экономического развития региона служит система высшего образования. В уходящем году сразу три вуза губернии вошли в число победителей приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций»: Самарский университет, Самарский государственный медицинский университет и Тольяттинский государственный университет. Сегодня перед высшей школой губернии стоит амбициозная цель –
создание в регионе образовательного центра мирового уровня. Кроме того, одной из основных задач является более тесное взаимодействие со школами в плане профориентационной работы, так как, согласно социологическим исследованиям, 40% одиннадцатиклассников до сих пор не определились ни с профессией, ни с вузом, в который будут поступать.
Успешная инклюзия
В Самарской области только 4% новорожденных детей рождаются абсолютно здоровыми, 2,4% малышей имеют врожденные пороки развития и наследственные заболевания и более 70% относятся к группам риска по различным заболеваниям.
Обеспечение доступности образовательных услуг для детей с ОВЗ, включая детей-инвалидов, начинается с дошкольного возраста. Родители имеют возможность выбора группы для пребывания ребенка: общеобразовательная, компенсирующая, коррекционная или инклюзивная. Для детей школьного возраста с различными видами нарушений работает около 20 специальных коррекционных образовательных учреждений. Такое инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые и другие особенности, быть включенным в единый процесс развития, обучения, воспитания и социализации.
Часть из специализированных учреждений, многолетняя деятельность которых приводит к значительному улучшению в состоянии детей и успешной их адаптации в обществе, становятся региональными ресурсными центрами. Эти центры сопровождают детей с определенными нарушениями с раннего возраста и до выпускников, вплоть до момента трудоустройства. Неоценимую помощь РЦ оказывают и педагогам других образовательных учреждений в работе с особенными детьми.