В профессию – с детства

10 января 2019

Профессиональное самоопределение тесно переплетено с общим развитием человека

Самарское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №399» тепло и красочно именуется «Радугой детства». Воспитатели и педагоги делают все, чтобы малышам в нем было уютно, комфортно и интересно, чтобы любознательность детей и познавательный процесс находили развитие в играх и творчестве, а первые знания становились основательными предпосылками к будущему обучению.

Светлана САФИУЛИНА, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №399» г.о.Самара

Как отмечает заведующий детским садом Эльвира Абсаттарова, во всех начинаниях педагогический коллектив руководствуется замечательными цитатами великого инженера и педагога-гуманиста Масару Ибука: «Раннее развитие – это фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово. Для ребенка работа и игра – это одно и то же». Образовательные и воспитательные проекты здесь направлены на интенсивное раннее развитие всех сторон личности каждого ребенка. Именно поэтому один из наиболее интересных проектов, воплощаемых сегодня в «Радуге детства», посвящен целенаправленному формированию у дошкольников представлений о современных профессиях, отношения к труду и его результатам.

Профессиональный выбор осуществляется уже сформировавшейся личностью, но профессиональное самоопределение тесно переплетено с общим развитием человека, начиная с момента его рождения. Стадия предыгры (до 3 лет) – время для ознакомления с элементарными правилами поведения и первыми нравственными оценками, фундамент для приобщения маленького человечка к труду. Стадия игры (от 3 до 6 лет) – знакомство с конкретными профессиями. Важное значение здесь имеют профессионально ориентированные игры. Воспитатели и педагоги «Радуги детства» учитывают возрастные особенности дошкольников и с помощью новейших образовательных технологий знакомят их с профессиями, воспитывают в детях мотивацию и самостоятельность.

К примеру, кейс-технологии – это набор учебных ситуаций, специально разработанных на базе фактического материала для дальнейшего их разбора в образовательном процессе. При рассмотрении этих ситуаций воспитанники приобретают навыки анализа, принятия оперативных решений.

Учителя-логопеды Светлана Тимофеева, Екатерина Малькова, Оксана Юмабаева разработали пакеты кейс-заданий, предусматривающие разные варианты решения, развивающие умение обсуждать и дискутировать. Детей знакомят с профессиями спасателя МЧС, лесника, аниматора и многих других, актуальных в современном мире, воспитывают уважение к труду представителей этих профессий.

Эльвира Абсаттарова, заведующий МБДОУ №399: 

С целью формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в 2018 г. в нашем детском саду была организована деятельность федеральной сетевой инновационной площадки «Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота». Результатом работы в этом направлении стало совершенствование развивающей среды для детей. Приобретены современные конструкторы, появились новые игровые уголки, где размещены детские поделки: «Уголок путешественника», «Космостанция», магазин «Модные штучки» и т.д. Сегодня наши воспитанники уже используют в речи некоторые слова технического языка, сотрудничают с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ, обыгрывают созданные технические объекты, пытаются разработать модели для собственных игр. Выполненные проекты не раз получали заслуженные награды различных фестивалей и конкурсов.

Маргарита Горохова, к.пс.н., доцент, научный руководитель проекта «Технолого-дидактическое обеспечение формирования у дошкольников представлений о профессиях и ценностного отношения к труду и его результатам»:  

Пропедевтика профессионализации должна начинаться как можно раньше, сродни обучению родному языку. С раннего возраста впитав в себя знания и опыт самой разнообразной деятельности, дети будут более адаптивными, разборчивыми и самостоятельными в выборе профессии. Не секрет, что сегодня многие студенты на третьем курсе испытывают первый настоящий профессиональный кризис и начинают пересматривать свой выбор. Работа, которая ведется в детском саду №399, – это работа на будущее, работа на исключение подобных ошибок.

Обсуждение закрыто.