Счетная палата Самарской области подводит итоги деятельности за последние пять лет
Ежегодно за последние пять лет увеличивалось количество проверок, выстраивались новые подходы
в формировании планов проверок. В направления проверок закладывались не отдельные учреждения,
а в целом отраслевое министерство с его подведомственными учреждениями. Как проводились
глубокие экспертно-аналитические исследования и формировались выводы, «Первому» рассказала
председатель Счетной палаты Самарской области Антонина Зубкова.
Роман СТАРОСЕЛЬЦЕВ
Как вы охарактеризовали бы прошедшую пятилетку работы Счетной палаты Самарской области? У кого выявлен наибольший объем нарушений?
Официального сводного отчета за пять лет мы не готовим, но нельзя не признать, что каждый руководитель подбивает итоги своей деятельности.
За каждый год этой пятилетки мы увеличивали количество направлений проверок, выстраивали новые комплексные походы к формированию годовых планов работы, закладывая в направление анализа не отдельные учреждения, а в целом отраслевое министерство с его подведомственными учреждениями, анализируя госпрограммы, исполнение которых закреплено за проверяемым объектом. Проводили глубокие экспертно-аналитические исследования и формировали соответствующие выводы.
Что касается нарушений, то наибольший объем претензий возникает к различным фондам и корпорациям, чья деятельность слабо управляется уполномоченными министерствами, которые порой дистанцируются от контроля и ответственности за деятельность данных организаций.
Какие мероприятия можете еще привести в пример?
Например, по итогам проверки некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» за 2015-2017 годы установлено, что при одновременном росте доходов Фонда и расходов на его содержание показатели деятельности данной организации ухудшились. Нами были выявлены нарушения при осуществлении Фондом финансово-хозяйственной деятельности и использовании средств. По итогам проверки принято решение об оптимизации штатной численности в целях сокращения руководящих должностей, из организационной структуры исключено подразделение в количестве 11 штатных единиц, пересмотрена практика договорной работы и т.д.
Также сегодня очень важна задача отработки итогов двух масштабных проверок, которые мы провели в отношении пансионатов для отдельных категорий социально незащищенных граждан, а также в отношении министерства образования и науки Самарской области и его ресурсных центров.
В последнем случае налицо передача полномочий министерства на уровень подведомственных организаций, в результате чего функционал госслужащих перераспределен на сотрудников учреждений, что неправильно, поскольку приводит к дублированию функций и избыточному финансированию. Есть также вопросы к численности и составу должностей ресурсных центров, размеру выплат и величине премий, порядку расчета финансирования их деятельности. Вопрос сложный, многоаспектный, сейчас материалы находятся на проработке в профильных министерствах и комитетах Самарской губернской думы.
Нельзя не сказать о нашей плотной работе с Главным управлением организации торгов Самарской области в вопросах нормативно-правового регулирования контрактной системы Самарской области. За прошедший год нами подготовлено более 20 заключений на проекты нормативных правовых актов по вопросам функционирования системы малых закупок, различных типовых форм и методик.
Каковы основные итоги работы за прошедшее время?
Итоги работы Счетной палаты – это, прежде всего, изменения в системе расходования средств, совершенствование нормативной базы, повышение результативности работы министерств и ведомств. За пять лет Счетная палата разработала ряд стандартов контроля, которые сегодня позволяют и проверяющему, и проверяемому чувствовать себя в правовой определенности.
В феврале Коллегией Счетной палаты Самарской области утвержден Отчет о работе за 2018 год. Мы подробно анализировали сферу трудовых отношений региона и работу профильных министерств вместе с их подведомственными учреждениями. Значительное внимание уделено управлению имуществом Самарской области и его эффективному использованию, причем рассмотрение данного направления было многоаспектным, начиная с правильности инвентаризации имущества в органах государственной власти и заканчивая оценкой доходного потенциала от сдачи его в аренду и приватизации.
Как всегда, важную роль в нашей работе играет мониторинг социальной сферы, здесь удалось провести большую работу по оценке работы министерства социально-демографической и семейной политики по организации предоставления социальных услуг в пансионатах, расположенных на всей территории Самарской области. Проведена экспертиза государственных программ Самарской области по вышеуказанным направлениям, а также в иных сферах, например, в сфере сельского хозяйства.
Всего более 20 программ подверглись тщательному исследованию, по итогам которого были сформированы конкретные предложения по их модернизации и повышению их результативности. Не обошли мы своим вниманием и национальные проекты, ре-ализуемые в Самарской области: дорожное строительство и формирование комфортной среды. Итогом совместной работы с органами исполнительной власти стали измененные порядки предоставления субсидий. Это очень болезненная тема, которая находится у нас на постоянном контроле, поскольку несет существенные риски нарушений.
Как всегда, много вопросов к министерствам, ответственным за капитальные вложения и сферу ЖКХ. Много дискуссий по вопросам организации бюджетного процесса между нами и министерством управления финансами Самаркой области.
У вас колоссальный опыт работы – какие функции, вы считаете, необходимо добавить Счетной палате?
Считаю, что Счетная палата в полной мере реализует все возложенные на нее задачи и обязанности, информирует уполномоченных должностных лиц обо всех выявленных нарушениях и недостатках, представляя конкретные предложения по их устранению, а также должным образом взаимодействует с правоохранительными органами, прилагая все возможные в рамках закрепленных полномочий усилия для предупреждений и пресечения всех видов нарушений законодательства.
Но необходимо отметить, что, работая с государственными программами, Счетная палата не обладает на постоянной основе информацией по отчетам об исполнении госпрограмм. Мы пробовали решить эту проблему, не получилось. Может быть, в будущем… Но самое необходимое для нас – это доступ к движению по расчетным счетам (по всем контрагентам, субподрядчикам – исполнителям работ), который есть и законодательно закреплен, например, у Счетной палаты РФ.
Отсутствие этой информации не позволяет должным образом оценить эффективность использования бюджетных средств. Указанную позицию в ходе общения и обмена опытом также разделяют и многие региональные контрольно-счетные органы.
Какие еще направления нормативного регулирования считаете необходимым изменить на уровне региона?
Областной бюджет – инструмент перехода в качественно новое состояние социально-экономического развития, а не свод доходов и расходов.
Основываясь на результатах проводимых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, Счетная палата полагает, что далеко не все показатели и ожидаемые результаты, заложенные в государственные программы Самарской области, отражаются и учитываются в системе оплаты труда государственных гражданских служащих. Кроме того, ряд показателей имеет существенные разно-чтения в плановых значениях, использу-емых для оценки эффективности исполняемой государственной программы, с одной стороны, и для оценки результативности труда лиц, замещающих государственные должности, и государственных гражданских служащих Самарской области, с другой стороны.
Результат «программного бюджетирования» показал, что в современных условиях необходимо повышать эффективность деятельности госорганов Самарской области в части постановки целей и своевременного их выполнения. Опыт экспертно-аналитической работы Счетной палаты показал необходимость корректировки государственных программ в части наличия в них измеримых и понятных целей, жестких ограничений по срокам и бюджету, направленности на получение измеримого результата и повышение качества жизни.
Вместе с парламентским комитетом по бюджету мы постоянно и много работали, но для того, чтобы переломить сложившийся негативный тренд, нужна постоянная включенность всех депутатов Самарской губернской думы в процесс формирования и исполнения государственных программ Самарской области.
Изменилась ли роль Счетной палаты за последние пять лет?
Я думаю, изменилась и в положительную сторону. Мы сделали уклон не только на глубину проверок, объективность и полноту выводов, но и на контроль реализации итоговых документов – представлений. И были настойчивы к полноте и подтвержденности исполняемых представлений. Мы нашли понимание у проверяемых объектов, повысилось качество исполнения предложений, содержащихся в наших представлениях. За то время, пока я возглавляю Счетную палату Самарской области, накоплено значительное количество материалов. Многие темы я и мои коллеги обсуждаем с министерствами, главами муниципалитетов. Все могут ошибаться, но ошибки и недостатки можно и нужно исправлять. Зачастую ситуация меняется в лучшую сторону, пусть не быстро и не в полном объеме, но меняется.
Замечу, что деятельность Счетной палаты – это не столько громкие разоблачения, сколько ежедневный кропотливый труд, который может быть неразличим несведущему наблюдателю.
Наша цель – помощь. Помощь в выявлении проблем практической реализации документов и решений, формулирование системных проблем и путей их решения. Контроль – это конструктивный взгляд со стороны. В нашей деятельности важна работа всех структур, вовлеченных в процесс реализации общественных интересов и задач социально-экономического развития региона.