Детская художественная школа Новокуйбышевска стоит на основах русского академизма, но не забывает и об общеразвивающей программе для всех
Разговор с директором Детской художественной школы Новокуйбышевска Натальей Харитоновой начался с вопроса: есть ли в школе инновации? Ответ вылился в беседу о том, почему для учреждений образования новаторство не всегда во благо, а чаще даже наоборот.
Светлана ИШИНА
Сохранить что имеем
Школа – не просто место, где учат. Это место, где передают знания и традиции – бережно, из поколения в поколение, сохраняя первозданность основ. «Модернового в сегодняшнем мире много, не разрушить бы традиционное», – говорит Наталья Владимировна, и сразу вспоминаются строки Олега Митяева: по-новому торопит кто-то жить, но дай нам бог по-старому хоть чем-то дорожить…
Она сама когда-то училась в этой школе («во времена, когда на учителя смотрели с восхищением»). А когда пришла сюда заместителем директора, спросила старшего коллегу Валерия Викторовича Перова, как он относится к введению новых методик в художественном образовании. «Если вы найдете человека, который лучше, чем Леонардо да Винчи, объяснит, как передать объем шара, я сниму перед ним шляпу», – ответил он.
В последнее время, говорит Наталья Владимировна, родители старшеклас-сников все чаще обращаются в школу с вопросом, можно ли ребенку пройти краткосрочные курсы, чтобы поступать на дизайнера. «А в художественной школе он учился?» – спрашивает директор. – «Нет». Как же тогда можно «идти на дизайнера», не имея образования? В ускоренном темпе освоить то, что другие, набивая руку, осваивают годами… Крайне редко бывает, чтобы ребенок немного позанимался живописью и научился рисовать (а применительно к старшеклассникам это еще и подготовка к ЕГЭ, занятия спортом, пением, танцами и т.д.).
А как же мастер-классы, которые проходят во время городских праздников? Можно ли мгновенно погрузиться в искусство, почувствовать себя творцом «здесь и сейчас»? Можно, говорит директор. Для этого школа и выходит на городские мероприятия со своим интерактивом. Например, проводит мастер-класс на гончарном круге. Маленькое произведение в виде глиняного горшочка получится и у новичка, но чтобы стать мастером, нужно время.
YouTube в помощь
Однако не у всех есть это время, как нет и физической возможности посещать художественную школу. Для таких людей новокуйбышевцы разработали проект, который реализовали на средства ЛУКОЙЛа. Два года назад школа победила в конкурсе социальных проектов этой компании и получила 272 тысячи рублей. На эти деньги приобрели ноутбук, интерактивную доску, видеокамеру и записали серию видеоуроков – базовые занятия школы, которые ведут практикующие художники – преподаватели школы. Эти уроки связаны между собой и представляют цельную систему знаний: информация подана от простого к сложному – от проведения прямых линий к изображению фигуры человека. Виртуальным ученикам предложили те же занятия, что и ученикам обычным – по рисунку, живописи, композиции, скульптуре и истории искусств. На YouTube школа организовала собственный канал, где выложила 26 видеоуроков.
О своем желании пройти дистанционное обучение заявили 106 веб-учеников в возрасте от 10 до 82 лет. Большинство – из Самарской области (Чапаевск, Сергиевск, Суходол, Рождествено, Подгоры, Выползово, село Воротнее, Калинов Ключ и другие). Несколько участников было из Москвы и города Королева Московской области. Среди них оказались те, кто не имеет возможности посещать художественную школу: люди пенсионного возраста, дети-инвалиды, домохозяйки.
Проект «Виртуальное искусство. Художественное образование для всех» реализовывался с сентября по декабрь 2018 года. За это время курс обучения успешно прошли 100 человек – по итогам занятий они прислали педагогам свои творческие работы (все выложены на сайте школы) и получили веб-сертификаты.
Сейчас, говорит директор, видеоуроки находятся в свободном доступе на канале YouTube, спустя какое-то время они будут изъяты, но сам видеоканал продолжит работать на благо школы.
Альпийская баллада и не только
Нынешний учебный год был ознаменован еще один важным событием – творческой встречей с преподавателем ГБПОУ «Пензенское художественное училище им. К.А.Савицкого», выпускником Академии Ильи Глазунова Николаем Геннадьевичем Николаевым. Эта встреча стала возможной в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России». В мероприятии участвовали преподаватели и старшеклассники художественных школ Самары, Октябрьска, Чапаевска и других городов.
Но самым ярким событием 2018 года стало участие учеников школы в международном пленэре «Альпийская баллада» под эгидой организации «Дом мира».
Ежегодно на него съезжаются юные художники из нескольких стран Европы и Азии. С 2013 года благодаря финансовой поддержке благотворительного фонда «Виктория» его посещают и новокуйбышевские дети.
На этот раз он проходил во Франции, Италии и Германии, возможность побывать в этих странах получили четыре ученика и два преподавателя школы.
Безусловно, отправились они туда не только с экскурсионными целями. Школьники делали зарисовки на заданные темы, а по завершении пленэра в польском городе Шверадув Здруй состоялось подведение итогов и награждение победителей. И россияне попали в их число: два первых и одно второе место – у Новокуйбышевской ДХШ!
Помимо собственно творчества, запомнилось посещение фабрики C.Kreul в Баварии – старейшего в Европе предприятия по изготовлению художественных материалов. Ребята увидели, как производятся акриловые краски, гуашь, масло, фломастеры, контуры, а главное – поучаствовали в творческом эксперименте по презентации нового инструмента – одновременно фломастера, акварели и кисточки!
«У нас в России индустрия дизайна не очень развита, а европейцы в этом плане большие эстеты, – говорит Наталья Харитонова. – Музей фабрики оформлен таким образом, что в одном помещении находятся стеллажи с художественными материалами и выставочные зоны интерьеров, где обои, шторы, вазы, картины, мебель – все расписано теми же художественными красками, которые изготавливают в цехах фабрики. И сделана эта роспись вручную. То есть применение их красок в быту представлено очень наглядно».
Во Франции новокуйбышевцы посетили Ниццу и Канны, в Италии запомнился Милан, замок Сфорца с покоями, расписанными Леонардо да Винчи. Юные художники воочию увидели работы эпохи Раннего и Высокого Возрождения, удивляясь свежести красок старых картин.
Надо ли говорить о том, что подобные поездки останутся в памяти ребят на всю жизнь, а для кого-то, быть может, станут определяющими в выборе профессии.
Наталья Харитонова, директор ДХШ:
— Наша школа стоит на основе русского художественного академизма. Того, что был сформирован в петровскую эпоху и затем продолжен художниками-передвижниками. Сегодня мы реализуем две образовательные программы: традиционную предпрофессиональную программу «Живопись», которая изучается во всех детских художественных школах страны, и дополнительную общеразвивающую программу для всех желающих. На «Живопись» принимаем детей с 10 лет, они учатся пять лет, по окончании обучения сдают экзамены и получают документ государственного образца. Что касается дополнительной программы, тут государство не ставит рамок, при поступлении не нужно сдавать экзамен. Учатся по этой программе и маленькие дети, и взрослые, те, кто хочет профессионально заниматься керамикой и росписью ткани в технике батик. Штат преподавателей невелик, всего 12 человек. А вот учеников более 400. 255 из них учатся живописи. Всем им школа дает хорошие качественные знания. Образно говоря, мы учим рисовать шар так, как его рисовал Леонардо да Винчи.