Суббота, 14.09.2024
Журнал Первый
К новым рубежам →

Академизм и любительское искусство

25 марта 2019

Детская художественная школа Новокуйбышевска стоит на основах русского академизма, но не забывает и об общеразвивающей программе для всех

Разговор с директором Детской художественной школы Новокуйбышевска Натальей Харитоновой начался с вопроса: есть ли в школе инновации? Ответ вылился в беседу о том, почему для учреждений образования новаторство не всегда во благо, а чаще даже наоборот.

Светлана ИШИНА

Сохранить что имеем

Школа – не просто место, где учат. Это место, где передают знания и традиции – бережно, из поколения в поколение, сохраняя первозданность основ. «Модернового в сегодняшнем мире много, не разрушить бы традиционное», – говорит Наталья Владимировна, и сразу вспоминаются строки Олега Митяева: по-новому торопит кто-то жить, но дай нам бог по-старому хоть чем-то дорожить…

Она сама когда-то училась в этой школе («во времена, когда на учителя смотрели с восхищением»). А когда пришла сюда заместителем директора, спросила старшего коллегу Валерия Викторовича Перова, как он относится к введению новых методик в художественном образовании. «Если вы найдете человека, который лучше, чем Леонардо да Винчи, объяснит, как передать объем шара, я сниму перед ним шляпу», – ответил он.

В последнее время, говорит Наталья Владимировна, родители старшеклас-сников все чаще обращаются в школу с вопросом, можно ли ребенку пройти краткосрочные курсы, чтобы поступать на дизайнера. «А в художественной школе он учился?» – спрашивает директор. – «Нет». Как же тогда можно «идти на дизайнера», не имея образования? В ускоренном темпе освоить то, что другие, набивая руку, осваивают годами… Крайне редко бывает, чтобы ребенок немного позанимался живописью и научился рисовать (а применительно к старшеклассникам это еще и подготовка к ЕГЭ, занятия спортом, пением, танцами и т.д.).

А как же мастер-классы, которые проходят во время городских праздников? Можно ли мгновенно погрузиться в искусство, почувствовать себя творцом «здесь и сейчас»? Можно, говорит директор. Для этого школа и выходит на городские мероприятия со своим интерактивом. Например, проводит мастер-класс на гончарном круге. Маленькое произведение в виде глиняного горшочка получится и у новичка, но чтобы стать мастером, нужно время.

YouTube в помощь

Однако не у всех есть это время, как нет и физической возможности посещать художественную школу. Для таких людей новокуйбышевцы разработали проект, который реализовали на средства ЛУКОЙЛа. Два года назад школа победила в конкурсе социальных проектов этой компании и получила 272 тысячи рублей. На эти деньги приобрели ноутбук, интерактивную доску, видеокамеру и записали серию видеоуроков – базовые занятия школы, которые ведут практикующие художники – преподаватели школы. Эти уроки связаны между собой и представляют цельную систему знаний: информация подана от простого к сложному – от проведения прямых линий к изображению фигуры человека. Виртуальным ученикам предложили те же занятия, что и ученикам обычным – по рисунку, живописи, композиции, скульптуре и истории искусств. На YouTube школа организовала собственный канал, где выложила 26 видеоуроков.

О своем желании пройти дистанционное обучение заявили 106 веб-учеников в возрасте от 10 до 82 лет. Большинство – из Самарской области (Чапаевск, Сергиевск, Суходол, Рождествено, Подгоры, Выползово, село Воротнее, Калинов Ключ и другие). Несколько участников было из Москвы и города Королева Московской области. Среди них оказались те, кто не имеет возможности посещать художественную школу: люди пенсионного возраста, дети-инвалиды, домохозяйки.

Проект «Виртуальное искусство. Художественное образование для всех» реализовывался с сентября по декабрь 2018 года. За это время курс обучения успешно прошли 100 человек – по итогам занятий они прислали педагогам свои творческие работы (все выложены на сайте школы) и получили веб-сертификаты.

Сейчас, говорит директор, видеоуроки находятся в свободном доступе на канале YouTube, спустя какое-то время они будут изъяты, но сам видеоканал продолжит работать на благо школы.

Альпийская баллада и не только

Нынешний учебный год был ознаменован еще один важным событием – творческой встречей с преподавателем ГБПОУ «Пензенское художественное училище им. К.А.Савицкого», выпускником Академии Ильи Глазунова Николаем Геннадьевичем Николаевым. Эта встреча стала возможной в рамках реализации федеральной целевой программы «Культура России». В мероприятии участвовали преподаватели и старшеклассники художественных школ Самары, Октябрьска, Чапаевска и других городов.

Но самым ярким событием 2018 года стало участие учеников школы в международном пленэре «Альпийская баллада» под эгидой организации «Дом мира».

Ежегодно на него съезжаются юные художники из нескольких стран Европы и Азии. С 2013 года благодаря финансовой поддержке благотворительного фонда «Виктория» его посещают и новокуйбышевские дети.

На этот раз он проходил во Франции, Италии и Германии, возможность побывать в этих странах получили четыре ученика и два преподавателя школы.

Безусловно, отправились они туда не только с экскурсионными целями. Школьники делали зарисовки на заданные темы, а по завершении пленэра в польском городе Шверадув Здруй состоялось подведение итогов и награждение победителей. И россияне попали в их число: два первых и одно второе место – у Новокуйбышевской ДХШ!

Помимо собственно творчества, запомнилось посещение фабрики C.Kreul в Баварии – старейшего в Европе предприятия по изготовлению художественных материалов. Ребята увидели, как производятся акриловые краски, гуашь, масло, фломастеры, контуры, а главное – поучаствовали в творческом эксперименте по презентации нового инструмента – одновременно фломастера, акварели и кисточки!

«У нас в России индустрия дизайна не очень развита, а европейцы в этом плане большие эстеты, – говорит Наталья Харитонова. – Музей фабрики оформлен таким образом, что в одном помещении находятся стеллажи с художественными материалами и выставочные зоны интерьеров, где обои, шторы, вазы, картины, мебель – все расписано теми же художественными красками, которые изготавливают в цехах фабрики. И сделана эта роспись вручную. То есть применение их красок в быту представлено очень наглядно».

Во Франции новокуйбышевцы посетили Ниццу и Канны, в Италии запомнился Милан, замок Сфорца с покоями, расписанными Леонардо да Винчи. Юные художники воочию увидели работы эпохи Раннего и Высокого Возрождения, удивляясь свежести красок старых картин.

Надо ли говорить о том, что подобные поездки останутся в памяти ребят на всю жизнь, а для кого-то, быть может, станут определяющими в выборе профессии.

Наталья Харитонова, директор ДХШ:

— Наша школа стоит на основе русского художественного академизма. Того, что был сформирован в петровскую эпоху и затем продолжен художниками-передвижниками. Сегодня мы реализуем две образовательные программы: традиционную предпрофессиональную программу «Живопись», которая изучается во всех детских художественных школах страны, и дополнительную общеразвивающую программу для всех желающих. На «Живопись» принимаем детей с 10 лет, они учатся пять лет, по окончании обучения сдают экзамены и получают документ государственного образца. Что касается дополнительной программы, тут государство не ставит рамок, при поступлении не нужно сдавать экзамен. Учатся по этой программе и маленькие дети, и взрослые, те, кто хочет профессионально заниматься керамикой и росписью ткани в технике батик. Штат преподавателей невелик, всего 12 человек. А вот учеников более 400. 255 из них учатся живописи. Всем им школа дает хорошие качественные знания. Образно говоря, мы учим рисовать шар так, как его рисовал Леонардо да Винчи.

Обсуждение закрыто.