Persona grata

19 марта 2019

Ирина Цветкова о времени, критериях хорошего вкуса и о том, почему она не дает советов

Само ее имя – Ирина – предопределило характер и связанное с ним отношение ко всему и всем. Оно, это имя, этимологически восходит к греческому «мир», и заложена в нем особая созидательная идея. Но какими бы качествами потенциально оно ни было наделено, председатель Самарской областной организации Союза журналистов России, секретарь Союза журналистов России, заслуженный работник культуры РФ, член Совета при губернаторе Самарской области по культуре и искусству «сделала себе имя сама».

Людмила КРУГЛОВА

Она – руководитель одной из важнейших организаций в стране, такой острой профессии, к которой бывает больше всего претензий со стороны как власти, так и общества. В этих условиях Ирина Цветкова оказалась незаурядным медиатором, умея скорректировать ситуацию и примирить даже непримиримых оппонентов. В Самарской губернии Ирина Цветкова – известный и уважаемый человек. Дело не только в должностной публичности: у нее немало исходных данных для того, чтобы держать внимание: тот случай, когда одно другому помогает. Она умеет решать серьезные деловые проблемы с замечательной женской способностью – быть неотразимой.
А сколько она сделала для Союза журналистов – писать не переписать. Итог – лучшая организация в России. Ирина – человек преданный – своей семье, своим друзьям, своей профессии. Даже в ее собственный день рождения, когда надо бы поговорить о ней самой, разговор плавно перетекает в деловое русло. Юбилей – слово статическое, тяжеловатое, и рядом с динамичной, лучезарной женщиной оно обретает оттенок несовместимости. Что, собственно, Ирина Владимировна сразу и подтверждает своим первым ответом в нашем интервью.

Школа

Как вы относитесь к юбилеям?

— Однажды Майя Плисецкая сказала относительно возраста: «Мы с ним живем каждый своей жизнью. Я иду по одной улице, а возраст – по другой». Мне нравится это высказывание. По-моему, его надо взять на заметку всем женщинам. Возраст – это всего лишь цифры в паспорте, которые не имеют отношения ни к мудрости человека, ни к его физическому и душевному состоянию. Безусловно, люди по-разному относятся к своему юбилею. Одним нужен грандиозный праздник, другим – нет. Для меня это повод подумать, что там, впереди, и что интересного я могу сделать для себя и для людей. В жизни мы проходим разные этапы, и каким будет очередной отрезок времени, зависит только от нас.

Какое время чаще всего вызывает ностальгию?

— У меня нескучная жизнь, и каждый период интересен по-своему. Но с особенной теплотой вспоминаю школьные годы. Я училась в двух школах. До сих пор поддерживаю отношения со своей первой настоящей подругой, она так и живет в Казахстане, откуда я родом. Когда наша семья переехала в Тольятти, я приобрела новых друзей, с которыми мы также вместе идем по жизни. Школа дала мне близких родных людей, и я сама есть то, что было заложено в школьные годы.

Именно тогда начали проявляться лидерские качества?

— Еще раньше, с детского сада. Я выступала во всех концертах, и когда в садик приходили корреспонденты делать репортаж, почему-то обращались ко мне, и я «давала интервью». В школе та же история: Снегурочкой выбирали, командиром отряда, председателем совета дружины, секретарем комсомольской организации… Поэтому у меня не было недостатка внимания со стороны окружающих.

Но вас это не испортило.

— Спасибо моим родителям, они меня воспитали с пониманием, что я должна быть благодарной людям за такое отношение к себе. И в первую очередь я благодарна им, маме и папе. Во мне нет снобизма, я это точно знаю. Глупо и смешно ходить с короной на голове да и, наверное, очень неудобно. Со всеми людьми веду себя одинаково, независимо от того, какую должность человек занимает. Понятно, что есть моменты протокольные, например, на встречах с официальными лицами, но и здесь я остаюсь собою, ничего из себя не изображаю, чтобы понравиться или «быть хорошей». Говорят же, не нужно казаться – надо быть. Конечно, большое везение, что в жизни меня окружают замечательные люди. Это дорогого стоит.

Большие и маленькие победы

О какой карьере вы мечтали?

— Никогда не думала о карьере. Я, скорее, плыла по течению. Пришла в Союз журналистов работать на полставки, какие уж тут амбиции? К тому времени я немного устала от заметок про заводские соцсоревнования и решила устроиться в кинопрокат, где нужен был организатор творческих встреч с известными артистами и кинорежиссерами. В тот момент ответственный секретарь Союза журналистов и член Совета по культуре и искусству при губернаторе Самарской области Наталья Огудина пригласила меня на работу, за что я ей очень благодарна. Я выбрала Союз и – дшла до председателя. В разное время мне поступали разные предложения по работе, очень амбициозные, экономически привлекательные. Был опыт телевизионной журналистики, совсем недавно — опять поступило предложение. Но я люблю свою работу. Мне посчастливилось: я занимаюсь тем, что мне нравится и что приносит радость.

— Вы были избраны председателем Союза журналистов в девяностые, в самый период разрухи. А как что-то создавать в условиях неопределенности?

— Но ведь это интересно – почувствовать, что будет востребовано, куда двигаться, как зарабатывать деньги. Это помогает избежать монотонности. Тем более что в Доме печати, где мы размещались, возникали сложности с предоставлением зала для пресс-конференций. Нам попросту отказывали, если наш гость не соответствовал «линии партии». А среди творческих личностей, как известно, таких было немало. Я пришла к мысли, что Союзу журналистов нужна своя площадка. И то, что дом появился – хорошо для всех, и для журналистов, и для писателей. Это уже доказано временем. Дом печати жалко до слез. Что с ним произошло!.. Ведь он как раз и вызывает ностальгию по тем прекрасным временам, когда мы все находились под одной крышей и были в прямом смысле единой семьей.

Ваше самое удачное решение в этой должности?

— Когда я поняла, что Союз журналистов должен заниматься социальными проектами. Сейчас они стали нормой, а тогда это было абсолютное ноу-хау. Мы оказались правы: проекты дали возможность получать гранты и двигаться вперед. Но те времена были сложными для всех объединений, поэтому в 2002 году мы создали Ассоциацию творческих союзов, куда вошли все региональные отделения. У нас появились разные проекты, в зависимости от задач, среди них – «Таланты земли Самарской», фестиваль «СССР» и другие.
Но самое сложное – не просто запустить проект, а вести его долгие годы так, чтобы он был востребован. Меня радует, что уже третий десяток живет акция общественного признания «Благородство», а ведь проект был на грани закрытия. Мы начинали его совместно с радио «Ностальжи», а через несколько лет остались одни, так как радиостанция прекратила свою деятельность. Было много трудностей, и каждый раз я думала, что провожу последнюю церемонию. Потом увижу на сцене счастливые лица лауреатов и начинаю ругать себя за упадочнические мысли. Мы столько уникальных людей открыли за эти 30 лет! Как-то Галина Дмитриевна Светкина сказала, что одной только нашей акцией «Благородство» мы сделали большое дело для Самарской области. За это огромное спасибо тем, кто готовит и проводит ее вместе с Союзом журналистов.

Что вы считаете самым большим достижением последних лет?

— То, что под эгидой творческих союзов выходит «Свежая газета. Культура», которую учредил Союз журналистов Самарской области. Мы сразу решили, что она будет вне политики и без рекламы. Ее явные преимущества – стиль, умные статьи, полемичность. Газета стала площадкой для различных точек зрения, авторских колонок, она не заформализована. Во многом это заслуга талантливого редактора Виктора Долонько. Конечно, радует, что читатели благодарят нас за выпуск такой содержательной газеты. Недавно с коллегами ездили на встречу с министром культуры РФ, и Владимир Ростиславович Мединский был приятно удивлен тем, что в регионе выходит газета столь достойного уровня. Это наша маленькая победа.

— Что вам не нравится в современной журналистике?

— Ответ прост и сложен одновременно. Засурский говорил, что «современная журналистика – занятие людей, думающих на бегу», а мне нравится журналистика людей думающих. Та, которая отличается глубиной, публицистичностью, основательным подходом к проблеме. Жаль, если газеты превратятся в информационные листки. Мне бы этого не хотелось. Все чаще сталкиваюсь с тем, что тележурналисты подбегают с микрофоном и не могут сформулировать вопрос к интервью. К сожалению, теперь от непрофессионализма страдают многие сферы деятельности. Не понимать, что это отразится на качестве жизни общества, на людях, по меньшей мере несерьезно.

За свою профессиональную жизнь вы получили десятки наград, премий, благодарностей. Какая из них для вас особенно ценна?

— Очень дорожу своей первой большой наградой – званием «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Я получила его по тем временам очень рано, в 39 лет. Это был некий итог моей работы. Есть награды и перед городским сообществом, которые для меня значимы. Дело даже не в наградах, а в том, что за ними стоит. Когда ты понимаешь, что твое дело приносит пользу людям, – это огромное счастье.

Культурные коды

— В одном интервью вы сказали, что счастливы в браке. Что лежит в основе семейного благополучия?

— Я избегаю конфликтов. Даже маленькая ссора – для меня большая трагедия: через пять минут я должна помириться. Наверное, не случайно родители дали мне такое имя – Ирина. Со своей свекровью, Ниной Николаевной Абрамовой, мы за всю жизнь ни разу не поссорились. Это при том, что нашему браку с Юрием Дмитриевичем 37 лет, и долгое время мы жили вместе со свекровью. Конечно, это говорит о мудрости Нины Николаевны, но отчасти и о моем умении «обходить острые углы». А ведь она меня не сразу приняла. Замуж я выходила с таким напутствием: «Я бы за своего сына замуж не пошла. У него сложный характер». А прошлом году, на моем дне рождения, Нина Николаевна сказала мне прекрасные добрые слова, которые я буду помнить всегда. С высоты своего юбилея могу сказать, что даже самая любимая работа не заменит женщине семейного счастья. По большому счету, жалею только о том, что родила одного ребенка. У меня самой есть брат, сестра, а у моего сына – нет. К сожалению, понимание такого порядка приходит поздно.

Муж вам часто говорил: хватит работать?

— Никогда! Мне кажется, мой муж мною гордится, ему приятно, что я сумела достичь профессиональных результатов. Вот он, похоже, считает, что у меня успешная карьера.

— Ирина, вы служите эталоном хорошего вкуса. Одной из первых в 1990-е годы вы показали, как стильно может выглядеть современная деловая женщина. На какие критерии вы опирались?

— Идеал был рядом – моя мамочка. Она всегда красиво и модно одевалась. Будучи очень взрослой (уже за восемьдесят) и уже не очень здоровой физически, она не представляла себя без французских духов, украшений, обязательно каждое утро ей надо было подкрасить бровки, губы. В ней жила сильная женская природа. И конечно, я дочь своей мамы. Люблю стильные вещи, люблю выстраивать свой внешний образ. Тем более сейчас, когда столько возможностей для того, чтобы хорошо одеваться. Главное – любую вещь надо уметь носить, а это, кстати, зависит от общей культуры человека. Не секрет, что на одних женщинах бижутерия смотрится как изумруды, а на других – бриллианты как стекло. Есть такой парадокс.

— Как часто к вам обращаются за советами?

— Советовать – дело неблагодарное, я не люблю этого делать: человек все равно поступит по- своему. Даже своему сыну стараюсь не давать советов. Я не зря вспомнила школьные годы. Учителя, преподаватели в университете, мой первый редактор Анатолий Мухортов, с которым работала в Тольятти, советов не давали. Но я училась у них. Жизнь, в принципе, сводит нас с людьми, которые могут быть нашими учителями.

Какой недостаток вам приходится преодолевать и как?

— Всю жизнь борюсь с ленью. Иногда не получается. Как преодолевать? Не давать себе поблажек. Устала? Отдохни и – дальше. А мы ведь продолжаем себя жалеть. Если ты в силу своих должностных обязанностей оказалась «на виду», само собою, что надо держать себя в ежовых рукавицах, не расслабляться, всегда быть в форме, чтобы людям рядом с тобою было комфортно.

— Как, достигнув должностных высот, оставаться собой?

— Говорят, не должность красит человека. Если ты отдаешь себя работе, то тебе не надо «казаться». Мне нравится на эту тему такая история. Альберт Эйнштейн долгие годы ходил в одном стареньком пальто. Когда ему задавали вопрос, почему у него такая неказистая одежда, он говорил: «А меня все равно никто не знает». Прошли годы, он стал знаменит, а ходит все в том же пальто. Его спрашивают, ну что же вы пальто не замените? Он отвечает: «А меня и так все знают!» В этом – весь ответ. Мне кажется, если у человека сформирована внутренняя культура, он сохраняет себя независимо от должности или других преференций.

— Какие постулаты вам помогают в жизни?

— Антуану де Сент-Экзюпери принадлежит фраза: «Жить – значит медленно рождаться». Живя, человек каждый день создает себя, каждый раз заново рождается. Вот так и стараюсь жить. Кстати, с этого мы и начали разговор. Юбилей – новый этап. Поэтому сейчас я заново рождаюсь. И еще мне нравится поговорка: «Если ставишь цель, бери выше и не бойся попасть в звезды».

Обсуждение закрыто.