Суббота, 14.09.2024
Журнал Первый
К новым рубежам →

Развиваем детей. Меняем будущее

27 марта 2019


Детская техническая школа №1 «Инженерная сила» развивает способности маленьких гениев

Девиз самарской школы – «Развиваем детей. Меняем будущее» – не просто красивый лозунг. Эти четыре слова надо понимать буквально: сегодня, в 2019 году, здесь занимаются те, кто через 20 лет составит золотой фонд страны – в буквальном смысле его инженерную силу. Познакомимся с юными изобретателями – дипломантами многих конкурсов: региональных и всероссийских соревнований «РобоФеста», «Робофиниста» и Всероссийской робототехнической олимпиады.

Светлана ИШИНА, Сергей ОСЬМАЧКИН (фото)

Приключения Электроников

Егору Гаврилову 9 лет. Начав в 6 лет с несложных конструкторов, мальчик быстро перешел к созданию моделей с моторами, освоил набор для конструирования «Lego EV3 MINDSTORM», а сейчас уже имеет дело с электроникой и вместе с группой трудится над созданием квадрокоптера. «Думаю, стану архитектором. Делать чертежи, создавать, строить – это мое».

Рядом с Егором – его товарищ Алексей Логинов. «Занимаюсь в школе три года, здесь освоил «Lego EV3 MINDSTORM», изучаю «Ардуино» – это такая плата и язык программирования, мы его сейчас изучаем. Хочу выучить язык программирования Java Script. Хочу быть похожим на Евгения Касперского, который создал антивирусную программу».

Марку Асееву 6,5 года. Занимается в школе с 5 лет. «Думаю, буду заниматься нанороботами, которые могли бы проникнуть внутрь человеческого тела, например, в кровь. И вылечить человека от болезни».

«Меня зовут Андрей Дмитриевич Гусев, 11 лет. У меня папа инженер, и я все время дома чем-нибудь таким занимался, например, паял. Я пришел в «Инженерную силу» и занимаюсь третий год. Начинал с «Lego EV3 MINDSTORM», потом занялся квадрокоптером». «Думаю, буду работать в сфере IT-технологий, программирования».

Константину Сыпченко – 7,5 года. Ему купили конструктор, и он его очень быстро собрал – буквально в считанные минуты после получения подарка. «Стало понятно, что я для этого рожден, и меня привели в «Инженерную силу». Думаю, буду заниматься созданием роботов – защитников людей, роботов-помощников в разных направлениях. Роботы-помощники в первую очередь нужны медицине».

С роботами – осторожней!

Самые маленькие участники Детской технической школы №1 «Инженерная сила» говорили о том, что «конструирование развивает мозг, с помощью этого можно построить телевышку, дом, авианосец».

Сергей Пыхонин в свои 4,5 года мечтает стать палеонтологом: «Роботы помогут мне собирать скелеты динозавров. На соревнования я построил робота – городского помощника, который может тушить пожар, поливать цветы».

Георгий Николаевич Чепурнов (5,5 года) мечтает стать полицейским, хочет сделать робота-полицейского: «На соревнования я сконструировал полицейский участок».

Дима Шатских, 5,5 года, участвовал в двух соревнованиях, конструировал дома на колесах.

Тимофей Комаревцев, 6 лет, участник двух соревнований, хочет стать полицейским: «Люди не должны делать работу, которую за них могут сделать роботы».

Мария Глухова, 5 лет, участница «Робофест-2018»: «Я конструировала робота-помощника для фермеров в поле, чтобы сеять и убирать хлеб на поле, потому что это тяжелая работа».

Максим Аниськин, 6 лет, думает стать танкистом или летчиком: «В «Инженерной силе» круто: я раньше не знал, как сделать хорошего робота. И на соревнование я сделал конвейер, который делает роботов. На конвейере были пила, пресс, 3D-принтер, компьютер. Компьютер проверял, какая деталь готова, а какая – нет».

В заключение интервью я спросила у ребят, есть ли, на их взгляд, сферы, где робот не может заменить человека. Думали долго. И решили: ни один робот не сможет заменить любящих маму или папу!

Елена Пономарева, директор Детской технической школы № 1 «Инженерная сила», Самара:

— Школа работает с 2013 года. Более чем 2500 детей, играя, познакомились и прониклись инженерной мыслью. У нас 578 участников и 67 победителей российских и международных соревнований по робототехнике. Сегодня это направление становится приоритетным для большинства родителей, которые всерьез заботятся о будущем ребенка.

От Фребеля до робота: растим будущих инженеров

Реализация образовательной программы дала первые результаты

Программа «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» полностью обеспечивает работу дошкольных образовательных организаций по развитию конструктивно-модельной деятельности и технического творчества дошкольников. Программа разработана в Самаре и сегодня успешно воплощается в жизнь в Самарской области и в ряде областей РФ.

Юлия Карпова,
к.п.н., заведующий кафедрой дошкольного образования СИПКРО:

Парциальная образовательная программа «От Фребеля до робота» – уникальный методический продукт, в котором представлена оригинальная методика образовательной деятельности с использованием различных конструкторов. Результатом эксперимента стало создание методических рекомендаций по организации условий для технического развития дошкольников. Это инновационная система подготовки детей к изучению технических наук, которая призвана в будущем облегчить им выбор уже в среднем звене школы технического образовательного профиля и в дальнейшем успешно самоопределиться в выборе будущей профессии технической направленности.

Тамара Тимофеева, детский сад №9 «Вишенка», Жигулевск:

— Значимый результат реализации программы – изменение позиции педагога: проявляется гибкость в перестроении готового сценария мероприятия с учетом интересов детей, передача пальмы первенства ребенку, техническая грамотность и владение методикой работы с разными видами современных конструкторов. С нашими воспитанниками реализованы долгосрочные проекты «Роботы-помощники», «Роботы-исследователи», «Небесный водопровод». Ребята их представили на всероссийских соревнованиях «Космофест-2018» (1 место), региональных соревнованиях «РобоФест-Приволжье 2018» в номинации «Jr.FLL» (победители в номинации «Пытливые умы»), лауреаты в номинации «ИКаРенок» и окружном конкурсе «Мыслители нашего времени». На окружном конкурсе «Юные инженеры (1 место) ребята представили проекты «Производство по переработке сахаристых продуктов» и «Производство кирпича».

Наталья Краснова, детский сад «Волшебный башмачок», Тольятти:

— Мы находимся в начале пути, но уже имеем положительный эффект от проделанной работы. Наши воспитанники и педагоги – активные участники и победители региональных этапов конкурсных мероприятий технической направленности «Техно-БУМ», «Космофест», «PROFEST». В 2018 году представили свои достижения на соревнованиях и фестивалях 42 воспитанника, а 10 из них стали призерами и лауреатами. Наши педагоги, став победителями регионального этапа конкурса «ИКаРенок» в номинации «Педагогический опыт», в марте 2019 года представят свой опыт в Москве на Всероссийском этапе конкурса. Мы точно знаем: робототехника и техническое творчество – это отличные перспективы в будущем!

Наталья Хрусталева, детский сад «Планета детства», Похвистнево:

В процессе внедрения программы создаются условия для расширения границ социализации детей в обществе, активизации познавательной деятельности, демонстрации своих успехов. Педагоги установили партнерские отношения с семьями воспитанников, создана атмосфера взаимопонимания, общность интересов, позитивный настрой на взаимоподдержку. Это позволяет нашим воспитанникам проявлять свои фантазии и умения на мероприятиях различного уровня: победа на Всероссийском конкурсе для детей с ОВЗ «ИКаРенок без границ» в робототехническом фестивале «РобоФест-Приволжье» в номинации Jr.FLL, во Всероссийском фестивале детского и молодежного научно-технического творчества «КосмоФест». И это еще не все открытия, которые совершают и будут совершать наши воспитанники.

Юлия Горшкова, детский сад №28 «Елочка», Чапаевск:

— Участие в программе способствовало кардинальным изменениям мышления педагогов. Каждый пришел к пониманию необходимости «конструирования возможностей» и, в первую очередь, своих собственных: расширяется кругозор, изучаются технологии производств, происходит поиск нестандартных решений. Наши воспитанники с интересом разрабатывают детские проекты, экспериментируют, моделируя технические объекты, умеют не только читать чертежи, но и самостоятельно разрабатывать схемы, графики. Родители вовлечены в совместную с детьми деятельность, связанную с конструктивно-модельным творчеством. Они стали замечать изменения предметно-пространственной среды детского сада, интересоваться разнообразием конструкторов, стали проявлять собственную заинтересованность и творческую увлеченность конструированием.

Обсуждение закрыто.