Банк первого выбора

18 апреля 2019

Александр Анащенко – о роли лидера, развитии предпринимательства и планах Поволжского банка

Осенью 2018 года Поволжский банк Сбербанка возглавил Александр Анащенко. Родом Александр Григорьевич из Воронежа. Там же окончил педуниверситет (физмат) и госуниверситет (финансы и кредит). В 2009 году защитил кандидатскую диссертацию «Трансформация экономических отношений банковской сферы на этапе стабилизации хозяйственной системы», после чего закрепил свои знания, обучаясь в Лондонской школе бизнеса. В Сбербанке работает с 1996 года. В последние шесть лет, до перевода в Самару, занимал пост председателя Западно-Сибирского банка Сбербанка. И потому первым вопросом нашей беседы стал вопрос о руководителе банка: какими качествами он должен обладать?

Светлана ИШИНА

— В первую очередь – разбираться в людях, это главное. Во-вторых, постоянно развивать себя и свою команду. В-третьих, быть небезразличным ко всему, что происходит вокруг. И, конечно же, обладать высоким уровнем энергии, потому что от размера «батарейки», которая есть внутри каждого человека, зависит масштаб свершений. Меняете ли вы своими действиями только себя и свой ближний круг или вы меняете, трансформируете свою компанию, свой регион, свою страну? Чем выше энергия, тем сильнее управленец хочет развиваться, контролировать происходящее с физической, интеллектуальной и даже эмоциональной точек зрения.

Говорите, у каждого человека есть внутри своя «батарейка». Чем вы подпитываете свою?

– «Батарейка» у каждого человека заряжается по-своему. Мне достаточно побыть с детьми, и усталость проходит сама собой. Главное – это умение переключаться и отдыхать. Кроме того, обязательно нужно понимать ключевые задачи и целенаправленно фокусироваться на их решении. Знаете, можно браться сразу за все и ничего не достигать, не успевать, потому что не будет хватать «заряда». Должен быть симбиоз энергии и внимания. Чтобы вокруг тебя были позитивные изменения, нужно самому что-то делать. Главный инструмент изменения мира – это мы сами.

Бывает такое, что на определенные изменения не хватает внутренней мотивации. Можно ли научиться ею управлять?

– Да, в этом случае самый хороший инструмент – наставничество. Приведу пример из профессиональной деятельности. У каждого из нас есть определенные личные цели, а у каждого работодателя – корпоративные. При этом хороший результат достигается тогда, когда личные и корпоративные цели не просто взаимосвязаны, а переплетены. Есть люди, которые это умеют делать сами, а кому-то нужна помощь наставника или коуча. Их задача – помочь человеку определиться с целями и сформировать у него высокий уровень внутренней мотивации. А дальше уже все пойдет само собой. Если нужен человеку английский – он выучит его. Если понадобится освоить новую профессию – освоит. То есть наставник выступает в роли направляющего: он может помочь научиться лучше управлять временем, фокусироваться на целях, достигать их, завершать начатые проекты. Для руководителей Сбербанка наставничество – одна из ключевых компетенций.

— Получается, что среди лидерских стилей в Сбербанке доминирует наставнический, верно?

– Не совсем так, все зависит от поставленных задач. Мастерство руководителя заключается не в том, какой у него стиль управления, а в том, насколько он понимает, в какой ситуации каким стилем нужно руководствоваться. Стилей лидерства всего шесть: директивный, визионерский, товарищеский, демократический, эталонный и наставнический. Соответственно, руководитель должен совершенствовать в себе каждый из них, я, к примеру, в последнее время развиваю эталонный стиль, поскольку важная задача руководителя – заинтересовывать окружающих собой, своими мыслями и идеями, быть примером для подражания. Велика вероятность, что сотрудники, видя тебя и твое отношение к людям, захотят брать с тебя пример. И постепенно начнут меняться.

— Сможете привести пример?

— Лет семь-восемь назад в Сургуте один молодой человек, работавший главврачом в больнице, пришел в офис банка по какому-то своему делу и впервые увидел электронную очередь. Он поинтересовался у девушки-консультанта, как работает эта система, и она в подробностях ему рассказала. В результате в областной больнице спустя какое-то время появилась электронная очередь. Причем, повторю, это все происходило, когда широкого распространения такого сервиса в стране еще не было. Это хороший пример того, как каждый сотрудник своим неравнодушием может изменить многое в окружающем мире.

— После таких примеров хочется быть в команде Сбербанка. А сложно ли устроиться в банк на работу?

— Легко! Я – живой пример. Собирался идти преподавать в Воронежскую высшую школу милиции, но, поскольку в тот момент у них не оказалось открытых вакансий, решил временно устроиться в Сбербанк. Думал, поработаю полгода и уйду, а остался надолго. Здесь интересно и есть возможность развиваться.

— Какими качествами должен обладать работник, чтобы стать членом вашей команды?

— Честность, трудолюбие, эмпатия – общечеловеческие качества.

— Александр Григорьевич, вступая в новую должность – руководителя Поволжского банка Сбербанка, – какие задачи вы для себя поставили?

— Сказать, что именно перед собой я поставил какую-то особую задачу, не могу. Потому что должна быть одна цель и единая задача у всей команды. Например, для нас главное – сделать так, чтобы Поволжский банк стал «банком первого выбора» для всех и каждого: для акционеров, для клиентов, для сотрудников. Это задача всей нашей большой команды, и я убежден: двигаясь в этом направлении каждый день, мы станем лучшими.

— Но как достичь этой глобальной цели?

— Нужно идти не от продажи продукта, а от удовлетворения потребности клиента. Часто я привожу такой пример: клиент приходит в банк за ипотекой не для того, чтобы получить ипотеку, а для того, чтобы улучшить свои жилищные условия. Чувствуете разницу? Она колоссальна, и от этого надо идти. Если к каждой потребности клиента внимательно и трепетно относиться, то результат, я уверен, будет достигнут.

— Но ведь не всегда банки отзывчивы к потребностям клиентов, в частности, бывают отказы в выдаче кредита.

— Недавно мы с коллегами как раз обсуждали этот вопрос. Да, мы отказываем в кредитах, но почему? Потому что считаем, что чрезмерная долговая нагрузка не принесет данному клиенту блага. У него существуют риски, но сам он в данный момент их не видит или недооценивает, наша задача – дать клиенту аргументированный ответ, почему сейчас мы принимаем именно такое решение, предложить иные варианты и выстроить с ним долгосрочные партнерские отношения. У меня есть один клиент, воронежский, с которым мы много лет поддерживаем дружеские отношения, несмотря на то что я дважды отказывал ему в кредите: в первый раз он на меня даже нажаловался начальству, а спустя некоторое время поблагодарил меня за это решение.

Такая экспертиза справедлива не только для частных клиентов, но и для целых отраслей. На прошедшей в Самаре конференции Сбербанка по девелопменту жилой недвижимости министр строительства РФ озвучил ту же мысль. Теперь банки должны будут мотивировать решение об отказе в предоставлении проектного финансирования компаниям-застройщикам, и это, безусловно, правильная история для клиентов. Причем я бы добавил, что не просто объяснить, почему нет, а рассказать, как сделать так, чтобы в следующий раз получить положительный результат.

  Вы упомянули конференцию Сбербанка для застройщиков, планируется ли еще в этом году проведение подобных мероприятий?

— В планах – крупный форум для малого бизнеса, причем это будет совершенно новый формат. Известные эксперты из разных отраслей поделятся своими инструментами и разберут реальные кейсы предпринимателей Самары. Одним из спикеров будет Игорь Манн.

Александр Григорьевич, зачем банку проводить подобные мероприятия?

— Чтобы способствовать развитию предпринимательства. В частности, наша задача – повышение финансовой грамотности для тех, кто находится на этапе создания бизнеса. Когда бизнес уже создан, мы стремимся помочь предпринимателю развиться: из микро- стать малым бизнесом, из малого – средним, из среднего – крупным, из крупного – крупнейшим. Развитие предпринимательской среды идет совместно с представителями власти, причем не только с администрациями, но и регпалатами, к примеру, упрощение процедуры, регистрация объектов недвижимости. Это позволяет бизнесу более динамично развиваться. Развитие клиентов приводит к развитию бизнеса, регионов и страны в целом. И это своего рода миссия Сбербанка.

— Какие еще значимые проекты банка были реализованы за последние полгода в нашем регионе?

— При поддержке Сбербанка с начала 2019 года реализована возможность оплаты проезда в общественном транспорте Самары с помощью бесконтактных карт и смартфонов. По нашим данным, за первый квартал жители города оплатили проезд картой более 1 млн раз.

Совместно с министерством образования и науки Самарской области мы обозначили основное направление в части регионального сотрудничества в области образования — развитие личностного потенциала школьников. Первым шагом к реализации начинания стала лекция по эмоциональному интеллекту профессора кафедры психологии Йельского университета Дэвида Карузо, которую мы провели в начале апреля для учителей школ Самарской области. Мы реализовали «Кампусные проекты» в трех ключевых вузах региона, ведем работу еще с двумя. В планах – запуск «пилота» по возможности оплаты услуг в МФЦ банковской картой.

— Да, это было бы удобно. Каких еще новшеств ждать в части развития ваших сервисов?

— Персонализация предложений. К 2020 году мы планируем 95% своих предложений делать на основе достоверной информации о клиенте: каков его доход, какая семья, в какой сфере он работает. Второе новшество – мессенджеры. Если ранее все эксперты говорили о социальных сетях, то сегодня молодежь активно перетекает в мессенджеры. По числу активных пользователей аудитория четырех самых популярных мессенджеров уже превышает аудиторию четырех самых популярных соцсетей. Учитывая этот тренд, Сбербанк запустил собственный мессенджер в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн». Сервис «Диалоги» позволяет пользователям переписываться друг с другом, переводить деньги через чаты, отправлять стикеры с нашим персонажем – СберКотом, видеооткрытки.

Кроме того, идет трансформация процессов на основе искусственного интеллекта с целью максимального высвобождения времени на общение с клиентами. Будем продолжать участвовать в реализации образовательных программ, повышать финансовую грамотность всех групп населения – от школьников до пенсионеров.

Что вы пожелали бы нашим читателям – независимо от того, в какой сфере они работают?

– Верьте в себя и не бойтесь менять мир к лучшему.

Обсуждение закрыто.