С 2015 года тольяттинский детский сад №43 успешно использует образовательную систему «LEGO Education»
Игра – важнейший спутник детства. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. В детском саду №43 «Гнездышко» умело используют эти качества детей, реализуя проект ЛЕГО-конструирования.
Светлана ИШИНА
«Заложенное природой стремление детей к изобретательству развивается и совершенствуется в конструировании: ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать постройки, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество», – поясняет заведующая детским садом Елена Постникова, добавляя: ЛЕГО – одна из самых известных и распространенных педагогических систем, широко использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. В ходе занятий дети становятся строителями, архитекторами и творцами – играя, ребенок развивается умственно и эстетически. «У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма», – говорит заместитель заведующей Ирина Ширшикова, подчеркивая: в их детском саду ЛЕГО-технология используется и в работе с детьми с ОВЗ – слабослышащими, кохлеарно-имплатированными. Для этих ребят обучение – важнейшая часть социализации и реабилитации.
Оптимальная форма обучения – предметно-практическая, когда дети, осваивая конструктор, приобретают навыки, получают определенный «продукт» – модель – и возможность представить ее сверстникам. Подобная презентация своего творчества – важный аспект социализации детей с ОВЗ, этап личностного развития ребенка.
В процессе занятий дети учатся конструировать постепенно, шаг за шагом. Такое обучение позволяет им двигаться вперед в собственном индивидуальном темпе, стимулирует желание учиться и приводит к тому, что ребенок становится более уверенным в себе. Конструктор является продуктивным методом формирования разносторонней развитой личности, позволяет включать детей с ОВЗ в социально значимую деятельность. Для детского сада ЛЕГО-технология интересна еще и тем, что объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Занятия способствуют укреплению здоровья ребят. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.
Елена Постникова, заведующая детским садом №43 «Гнездышко», г. Тольятти:
— Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию: именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. В нашем детском саду с 2015 года используется образовательная система «LEGO Education». Наглядные модели дети создают в ходе разных видов деятельности – рисования, конструирования, сюжетно-ролевых игр. Опыт работы с LEGO-конструктором в сфере речевого развития мы неоднократно представляли в городском педагогическом сообществе, в частности, провели городской семинар по развитию речевой деятельности у детей посредством LEGO-конструирования в рамках проектной линии «Информатизация системы образования», семинар «Методическая работа в детском саду по преодолению комплексных речевых нарушений у дошкольников с использованием LEGO-конструктора», где заместитель заведующей Ирина Ширшикова, учителя-логопеды Елена Шеина, Светлана Баландина, Надежда Кокина, старший воспитатель Антонина Степанова, учитель-дефектолог Ирина Никитина, воспитатели Наталья Квасова, Гульнара Халилуллина, Любовь Никитина, Наталья Горбенко, Анна Бражицкая, Виктория Кизицкая, Елена Казакова, Юлия Савельева, Анна Кормишова, Антонина Сергеева, Ирина Батраева, Антонина Риль, Юлия Кокорина, Антонина Ванина, Ольга Волкова, Елена Ильичева, Светлана Замятина, Олеся Голышева, педагог-психолог Светлана Мареш и музыкальный руководитель Светлана Салихова представили свой опыт работы в этом направлении. У нас творческий, слаженный коллектив, педагоги разработали схемы-матрицы построек по составлению творческих рассказов с использованием LEGO-конструктора. И этим опытом мы делимся с коллегами.