Новый этап «РОССКАТа»

24 апреля 2019

На предприятии завершился процесс перераспределения пакета акций

В начале апреля состоялась пресс-конференция, в ходе которой руководители управляющей компании «РОССКАТ-Капитал» рассказали о состоянии дел в группе компаний «РОССКАТ» в связи с завершением процесса смены основного собственника. Руководитель управляющей компании «РОССКАТ-Капитал» Николай Таран рассказал «Первому» о планах и перспективных проектах, возможность осуществления которых в связи с переменами в группе открылась в самом ближайшем будущем.


Алевтина ЛУКЬЯНОВА, Дмитрий БУРЛАКОВ (фото), «Волжская коммуна»

— Решение об эмиссии было принято в ноябре прошлого года. Сегодня уже можно подвести определенные итоги?

— Общий объем инвестиций составил 5 млрд и почти 300 миллионов рублей, что позволило увеличить капитал группы, погасить задолженность по кредитным обязательствам и привести экономические показатели группы «РОССКАТ» практически в идеальное состояние. Напомню, сегодня в группу компаний «РОССКАТ» входят пять предприятий: АО «РОССКАТ», ПК «Севкабель», завод «Микропровод», сервисная компания «РК-Нефтесервис» и торговая компания «РОССКАТ-Центр». Выручка группы за 2018 год составила порядка 29,62 млрд рублей, собственный капитал группы на 1 января 2019 года – порядка 5 млрд рублей. Прибыль от операционной деятельности – 1,6 млрд рублей. Кредитный портфель на отчетную дату – 5,9 млрд рублей, при наличии дебеторской задолженности практически в 3 млрд рублей, в основном, нефтяных компаний и РЖД. Кроме того, заключены долгосрочные договоры с компаниями «Роснефть», «РЖД», рядом других нефтяных операторов. Все это говорит о стабильном состоянии группы компаний «РОССКАТ».

Насколько я понимаю, соотношение капитала в группе теперь изменилось, как и основной собственник?

— После проведенной эмиссии основным собственником группы компаний «РОССКАТ» стал банк «ТРАСТ» – дочерняя структура Центрального банка РФ, банк непрофильных активов. Ему принадлежит практически 93% акций, точнее, 92,766%. 7% акций принадлежит компании «РОССКАТ-Капитал» и 0,74% – московской компании «Велес инвест». Буквально на днях прошло заседание Совета директоров группы, на котором был избран новый состав из семи человек: четыре топ-менеджера банка «ТРАСТ» и три представителя второго акционера – компании «РОССКАТ-Капитал». Председателем Совета директоров стал Дмитрий Батов от банка «ТРАСТ». Советом директоров был принят перспективный план развития группы на период до 2023 года. Согласно принятым обязательствам, доходы группы должны составить 3 млрд рублей, размер кредитного портфеля – остаться на уровне сегодня существующего. Также предусмотрены три инвестиционных проекта. Один из них – создание новой производственной площадки на территории опережающего развития в городе Тольятти. Общий объем инвестиций в основной капитал группы планируется за эти три года порядка 7,5 млрд рублей, из них определенная часть за счет собственного капитала, другая – за счет привлечения стратегических партнеров. Ведутся переговоры с рядом инвесторов на предмет стратегического партнерства. Поставлена задача увеличения экспортной выручки как минимум на 35% от объема выпускаемой продукции, а также расширение географии присутствия группы «РОССКАТ» с открытием собственных сервисных центров и центров реализации продукции. Подписано акционерное соглашение по управлению активами группы – компания «РОССКАТ-Капитал» определена в качестве управляющей предприятиями группы до 2023 года. Также планируется рассмотреть вариант выхода в 2023 году на публичное размещение капитала группы компаний «РОССКАТ». Исполнительным директором АО «РОССКАТ» назначен Валерий Мартынов

Компания «РОССКАТ-Капитал» заинтересована в увеличении своей доли?

— Я ждал такого вопроса. Отвечу аллегорически. Мой товарищ однажды рассказал мне историю своего деда Ивана Митрофановича – зажиточного крестьянина Саратовской губернии. Когда наступили 1930-е годы и полным ходом пошла коллективизация, его вознамерились раскулачить. Собралась команда партийных активистов, подкрепленная парой красноармейцев. Ее Иван Митрофанович встретил весьма нетрадиционно, вручив список собственного имущества и попросив принять его и расписаться в получении. Такого поворота дел никто, разумеется, не ожидал: они привыкли отбирать, а тут сами отдают. И никто из них не захотел ставить свою подпись под этим актом о передаче имущества. Совещались долго, в течение нескольких дней. И надумали: давай, говорят, Иван Митрофанович, ты сам все это примешь, сам распишешься, а мы тебя выберем председателем колхоза. На том и порешили. Через год колхоз под его управлением стал миллионером….

Компания «РОССКАТ-Капитал» – компания управляющая. И мы как управленцы можем гордиться, что привели группу «РОССКАТ» к тем показателям, о которых я вам рассказал. За двенадцать лет мы смогли вывести наше производство с 46 места на лидирующие позиции в отрасли. И прекрасно понимаем, как и в будущем продолжать этот путь.

В стратегии развития компании «Севкабель», еще до того как она вошла в нашу группу, было принято решение о создании производственной площадки на территории с низкими производственными издержками. В рамках этой стратегии, принятой еще пять лет назад, мы сегодня и движемся. Дело в том, что в общем объеме рынка кабельной продукции в России 50% приходится на выпуск низкомаржинальных несложных изделий – условно говоря, это кабель до 1 киловатт, который большей частью используется в осветительных приборах. То есть объем производства большой, а доходов мало. Именно такое производство мы и открываем в Тольятти. А Санкт-Петербург – территория с высокими издержками: высокий уровень зарплат, высокая стоимость электроэнергии, дорогая земля и т.д. Здесь мы будем выпускать высокомаржинальный продукт, сложный с точки зрения производства и требующий высоких компетенций. В частности, это продукция для атомной энергетики, для программы освоения Арктики, для нужд военного и гражданского флота.

Объемы производственной площадки в Тольятти – по площади, по количеству оборудования – уже определены?

— Да, конечно. В рамках конкурса мы приобрели площадку на улице Базовой, 9, рядом с заводом «Трансформатор». Сейчас там ведутся проектные работы, а установку оборудования планируем начать в июле. На этой базе мы будем производить 15 наименований продукции. По площади производство будет занимать 30000 квадратных метров. Возможно, в дальнейшем потребуется еще и расширение производства.

Также на территории Тольятти мы открыли пятый цех завода «РОССКАТ» – цех электролиза и производства чистовой меди, а также различных сплавов на основе меди. Совсем недавно провели там испытания и выпустили первую продукцию – контактный провод для скоростных магистралей. Это наш экспортный потенциал.

Насколько способствовало реализации этих проектов то, что Тольятти получил статус территории опережающего развития? Иными словами, что дает реальному резиденту-промышленнику такой статус?

— По нашим расчетам, к рентабельности, которую мы бы имели без этого статуса, можно будет прибавить 5%. Правда, два года – 2019 и 2020 – можно исключить, потому что это время уйдет на реконструкцию и ввод производства в эксплуатацию.

Сколько рабочих мест вы создадите в Тольятти?

— Первая очередь производства предполагает 370 рабочих мест, примерно столько же будет во второй очереди. В общей сложности порядка 700. А с учетом той площадки, которая уже открыта на улице Ново-Промышленной, – порядка тысячи новых рабочих мест.

До изменения состава акционеров в группе у вас были разные идеи по развитию бизнеса, в том числе планировалось строительство завода по выпуску погружных электродвигателей и электрических центробежных насосов для добычи нефти. Эта идея все еще актуальна?

— Идея актуальна, более того, мы уже идем в направлении ее осуществления – ищем партнера для этого проекта. Как один из вариантов рассматривается объединение с одним из производителей такого оборудования и опять же расширение производства. На территории Самарской области, после того как определимся с партнером для данного проекта, организуем производство по выпуску подобного оборудования.

Вы упомянули, что переработка лома на вашем новом предприятии уже началась. Как я понимаю, пока это лишь старт проекта. Когда планируется продолжение?

— Сегодня мы работаем над окончанием проекта с целью получения статуса экологического оператора по профессиональной переработке электронных отходов в рамках принятого с 1 января 2019 года закона об утилизации. Проект для РОССКАТа и в целом для Самарского региона очень значим, но, к сожалению, требует инвестиций. Сейчас ведем работу в этом направлении. Нам необходим партнер-инвестор.

К реализации этого проекта мы шли давно и поэтапно. Производство анодов было запущено в 2013 году, далее – печь рафинирования в качестве элемента переработки. Четыре года назад был построен цех электролиза. Сегодня технологическая схема производства практически закончена. Для полного замкнутого цикла осталось построить один цех, который мы планировали запустить в период с 2019 до 2020 года. Необходимый для завершения проекта объем инвестиций – порядка 1 млрд рублей.

Это проект экологический – цивилизованная утилизация электроники, которая позволит не загрязнять нашу землю. Дело в том, что объемы «добра», требующего переработки, растут постоянно, да еще в геометрической прогрессии. Сейчас в России это полтора миллиона тонн (телевизоры и другая электроника). За четыре года цифры удвоятся. А несанкционированная и неправильная утилизация чревата серьезными последствиями для экологии. К примеру, при сжигании этого лома выделяется целая гамма отрицательных веществ, в том числе синильные кислоты, которые вызывают онкологические заболевания. Это огромная проблема современности.

Не секрет, что предприятие в Нефтегорске служит градообразующим и несет определенную социальную ответственность перед территорией, на которой находится. Какие социальные проекты вы претворяете в жизнь?

— В прошлом году совместно с министерством образования Самарской области мы инициировали запуск пилотного проекта по дуальному образованию. Речь идет о такой образовательной модели, когда ученик практически 70% учебного времени будет находиться непосредственно на производстве. Мы подготовили программы, по которым проводим также и обучение преподавателей и наставников, чтобы и они в своей теории не отрывались от практики. Не сочтите это за пафос, но мы намерены возвращать престиж рабочим профессиям.

Также в прошлом году мы вошли в две федеральные программы и являемся там активными участниками. Прежде всего это программа по повышению производительности труда, в которой нас курирует федеральный центр компетенций. Они оказывают нам помощь разного рода, в рамках программы наши специалисты посещают самые передовые предприятия, которые добились серьезных успехов в плане повышения производительности труда. Мы перенимаем их опыт, да и нам самим тоже уже есть что показать и чем поделиться с коллегами.

Вторая программа, в которую вошли всего 13 компаний по всей России, – федеральная программа поддержки производителей, которые выходят со своей продукцией на экспорт. В рамках этой программы наши сотрудники также проходят обучение по специальным методикам, разработанным Минэкономразвития РФ и российским экспортным центром. Также участникам программы будут оказываться сопровождение при сделках, всесторонняя специализированная помощь и поддержка. Эта программа очень важна для России в целом и для нашей производственной группы в частности.

— В какие страны сегодня поставляется ваша продукция?

— Поставку продукции за рубеж осуществляют наши партнеры – сервисные нефтяные компании, которые активно работают с Латинской Америкой, странами СНГ, Европой. Есть заинтересованность в нашей продукции и у компаний Северной Америки. Мы и сами хотим выйти на этот рынок и уже движемся в этом направлении.

По имеющейся в СМИ информации, к группе «РОССКАТ» предъявлены налоговые претензии на общую сумму свыше 1 млрд рублей. Можете ли Вы подтвердить этот факт и пояснить, какое значение для предприятий он имеет?

— Мы подтверждаем наличие претензий к нам со стороны налоговых органов, однако не считаем эту тему действительно интересной для общественности или инвестиционных институтов. Как и подавляющее большинство реальных производств нашей страны, мы периодически сталкиваемся с тем, что государственные контролирующие органы в силу инерции не только не ослабляют давление на бизнес, как призвал президент Российской Федерации В.В.Путин, а наоборот, иногда даже его усиливают. Это такая русская традиция, она известна, понятна, и не нам с ней бороться. В рамках предписаний законодательства мы оказываем госорганам полное содействие и в то же время оспариваем в установленном порядке те решения, с которыми мы не согласны. До завершения судебных процедур будет неправильно обсуждать детали конкретных дел. Впрочем, в открытом доступе имеется уже несколько положительных для нас судебных актов. Даже если предположить самый негативный сценарий развития событий в судебной плоскости и просчитать последствия полного проигрыша всех дел с налоговым органом, объем собственного капитала группы настолько больше налоговых претензий, что их полное удовлетворение никак не отразится ни на текущей операционной деятельности производства, ни на реализации планов развития, о которых мы говорили.

Обсуждение закрыто.